Заявление о признании незаконным отказа Департамента государственного имущества в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка

Оформление документов на снос строения. Разрешение на снос частного дома: ситуации, тип сноса, где получить, как произвести снос

Заявление о признании незаконным отказа Департамента государственного имущества в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка

При выборе места для объекта застройщик может столкнуться с необходимостью демонтажа старого сооружения, а для этого важно знать, кто выдает разрешение на снос здания в Москве, и какие действия предпринимать для получения необходимого документа.

Если выбирать, между поиском новых участков и «удалением» ветхих и не пригодных для эксплуатации зданий, строительные компании чаще склоняются ко второму варианту. Причина такого решения – возможность получить более выгодное место для строительства.

Кроме того, снос ветхого здания может производиться по следующим причинам:

  • Планируется комплексное развитие территории.
  • Имеется соответствующее решение владельца сооружения.
  • Объекты недвижимости отнесены к категории ветхих или аварийных зданий.
  • Доказано самовольное возведение постройки и имеется решение суда.

сложность – бюрократические процедуры, которые необходимо пройти для получения разрешения на снос здания. Куда необходимо обращаться? Кто занимается выдачей таких документов? Что из бумаг может потребоваться? Рассмотрим эти моменты подробнее.

По законодательству процесс сноса любого сооружения – работа, которая относится к категории строительно-монтажных мероприятий. Это означает, что здесь не обойтись без получения разрешения, как и в случае со строительством нового объекта. За документом, как правило, приходится обращаться в архитектурные бюро и муниципальные органы управления (с учетом существующего регламента инстанций).

Для успешного прохождения процедур требуется сбор необходимых документов, которые бы подтверждали право владения сооружением или решение судебного органа, предписывающего возможность сноса имеющегося объекта.

Кроме того, перед выполнением каких-либо действий требуется поставить в известность соседей о временном отключении воды, света и других коммуникаций.

При этом стоит убедиться, что близлежащие участи не пострадают в результате выполнения работ по сносу старого здания.

Как быть в случае с капитальным объектом?

Если речь идет о демонтаже капитальных построек, приходится пройти более сложный путь бюрократических согласований. В ситуации с сооружениями, предназначенными для проживания нескольких семей, требуется пройти несколько этапов:

  • Подготовить подобный проект, в котором будут описаны особенности сноса здания. В состав проектной документации входит набор технических документов, в которых пошагово рассмотрен процесс «удаления» старого сооружения.
  • Согласовать процесс отселения жителей здания, которое подлежит сносу. Эта работа не должна оформляться на словах – решение оформляется документально и с учетом действующего законодательства.
  • Согласовать и проконтролировать выезд организаций.
  • Подготовить территорию, на которой планируется проведение работы. Сюда относится установка ограждений, а также принятие мер, направленных на защиту жизни и здоровья людей, проживающих в находящихся рядом домах.
  • Отключить коммуникации здания, которое подпадает под снос. Работа выполняется с участием представителей соответствующих государственных служб. Все мероприятия должны быть заранее согласованы и утверждены в каждой из этих инстанций.
  • Проконтролировать факт отключения подведенных коммуникаций. Это важный этап, позволяющий исключить проблемы со снабжением близлежащих сооружений. На этом этапе выполняется проверка функционирования коммуникационных систем после отключения от них сносимого объекта.
  • Убрать территорию, после завершения мероприятий по демонтажу здания.
  • Вывезти строительный мусор, которые образовался в результате проведенных мероприятий, и утилизировать имеющиеся отходы.

Участники мероприятий по сносу старого сооружения должны иметь на руках полный пакет разрешений, лицензий и допусков, позволяющих выполнять подобные работы качественно и квалифицированно. Время, выделяемое на снос сооружения, указывается в проектной документации, и зависят от следующих факторов:

  • Скорости сбора необходимых разрешений.
  • Активности расселения жильцов из сносимого здания.
  • Наличия бюрократических сложностей в процессе сбора требуемого пакета бумаг и так далее.

Кто выдает такие разрешения?

Получение решения, позволяющего приступать к сносу сооружений или зданий – прерогатива:

  • Государственного органа исполнительной власти.
  • Органов исполнительной власти для субъекта России.
  • Московского комитета по культнаследию (если объект находится в исторической части населенного пункта).
  • Органов местного самоуправления.

Для Москвы необходимо:

  • Получить разрешение Мосгосстройнадзора, позволяющее начинать подготовительные мероприятия на стройплощадке.
  • Ордер ОАТИ (для организации строительной площадки).

Как подать заявку?

Перед тем как снести здание и подать заявку, требуется разработать проект на запланированные мероприятия, получить разрешение, согласовать выполнение требуемого объема работ и получить экспертное заключение.

Все бумаги прикладываются к заявлению, которое подается в уполномоченные органы для получения разрешения на снос здания в Москве. Для ускорения процедуры и защиты от ошибок допускается привлечение технического заказчика.

Он оказывает помощь в процессе демонтажа и технического сопровождение при создании проектной документации.

Во время оформления разрешения сотрудники технического надзора отдельное внимание уделяют проверке сметы на будущие мероприятия по реконструкции или сносу старого объекта.

На этом этапе выполняются работы по вычислению материалов и трудовых затрат, а также соответствие взятых коэффициентов и расценок текущим реалиям.

Также проверяется выполнение нормативов, требований и технологии выполнения работ.

Необходимые документы

Чтобы получить ордер или разрешение, позволяющее приступить к сносу здания, требуется сбор и передача в уполномоченную инстанцию следующего пакета бумаг:

В полный список документов и актов, которые прилагаются к заявлению, входит 29 обязательных бумаг. По завершении мероприятий по демонтажу объекта работники технического надзора убеждаются в наличии необходимой документации перед ее передачей комиссией по приемке.

Могут ли отказать в разрешении?

В определенных случаях возможны сложности с получением разрешения на демонтаж сооружения. Чаще всего под защиту подпадают исторические объекты, архитектурные памятники, а также здания, которые находятся под чьей-либо защитой или возведены на территории заповедников.

С получением разрешения на снос могут возникнуть проблемы, если отсутствует договоренность с одной или группой граждан, чьи имущественные права страдают от демонтажа определенного объекта. К этой категории также относятся совладельцы сооружения или жители многоквартирных зданий.

Итоги

Снос здания – сложный процесс, который подразумевает не только демонтаж старого строения, но и выполнение серьезного комплекса мероприятий. Во избежание проблем важно придерживаться плана выполнения работ и соблюдать правила безопасности.

Снос здания относят к проявлениям строительной деятельности, для осуществления которой требуются официальные разрешения от органа местного самоуправления и архитектурного бюро.

У владельцев земельных участков возникает необходимость в разрушении построек, при этом нужно учитывать финансовые затраты на стройматериалы и реконструкцию старого дома. Возведение новоиспеченного сооружения — дело совершенно другого толка.

В этом разделе мы рассмотрим этапы процедуры получения разрешения на снос частного дома.

В каких случаях разрешение на снос дома необходимо

Правовая сфера предусматривает сохранность интересов владельца строения и общественных структур, граждан, для которых существование дома является значимым.

Бывают случаи, когда разрушение жилого здания угрожает функциональности коммуникационной ветки всего поселения или смежному земельному участку.

Разрешение на снос дома позволяет устранить, возникшие разногласия между совладельцами и получить официальное удостоверение на проведение работ.

Важно! Законодательство позаботилось о целостности культурного наследия и неприкосновенности сооружений заповедных территорий. Если дом относится к типу исторических зданий, то в осуществлении работы будет отказано.

Кто выдает разрешение

В нынешнем законодательстве термин «снос» нигде не фигурирует, его заменили более точными словами, такими как «демонтаж» и «реконструкция».

Вопросы, касающиеся строительных работ, регулируются положениям Гражданского и Градостроительного кодекса, Федеральным законом. Получение разрешения доступно только тому владельцу, который официально оформлял право собственности на строение.

Взять разрешение можно в административных органах по месту расположения объекта и отделе градостроительства.

Основная нормативно-правовая база:

  1. СП 325.1325800.2017 Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации.
  2. Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 N 384-ФЗ.

Источник: https://msutt.ru/oformlenie-dokumentov-na-snos-stroeniya-razreshenie-na-snos-chastnogo/

Судебный адвокат – защита граждан в спорах с государственными органами

Заявление о признании незаконным отказа Департамента государственного имущества в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка

Вот некоторые наши последние дела, по которым мы добились положительного решения суда в споре с Департаментом городского имущества г. Москвы

 Дело Фатеева С.Р.  который обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа во внесении в учетное дело сведений о ребенке, признании незаконным истребования документов граждан, обязании внести в учетное дело сведения и изменения

 Дело Смирновой Г.С. о признании отказа Департамента городского имущества Москвы в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории незаконным, обязании утвердить и выдать схему

 Дело  о признании незаконным распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы об отказе в признании малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, обязании Департамента городского имущества Москвы рассмотреть заявление о признании малоимущими

 Дело Мазанова К.С. Департаменту городского имущества Москвы об обязании заключить договор социального найма жилого помещения

 Дело Титовой А.А.  об установлении факта постоянного проживания в городе Москве, отмене распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, обязании признать нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, принятии на жилищный учет

 Дело Камышева С.А. к Департаменту городского имущества Москвы о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации

 Дело Манукян С. Б. к Департаменту городского имущества Москвы об установлении факта принадлежности документа, определении долей в праве собственности на квартиру, признании права собственности на квартиру

 Дело Балак А.С. к Префектуре ЗАО города Москвы о признании права собственности на самовольную постройку

 Дело Нагайцевой П. А. к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании отсутствующим права собственности, аннулировании записи о государственной регистрации, передаче в собственность г.Москвы, обязании заключить договор социального найма

 Дело Сергеевой Б.Д. о признании недействительным распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, обязании Департамента городского имущества г. Москвы восстановить на жилищном учёте

 Дело Коровиной С.К. к Департаменту городского имущества г.Москвы о прекращении права долевой собственности на домовладение, разделе дома, признании права собственности на земельный участок

 Дело Хомякова Ш.У. к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании права собственности на жилой дом

 Дело Соломатина Г.У. к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании недействительным договора передачи квартиры в собственность, признании недействительным завещания, прекращении права собственности, обязании заключить договор социального найма,

 Дело Говорухина Д.М. к Департаменту городского имущества г.Москвы, Депаратменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о, признании права собственности на долю жилого дома в порядке наследования

 Дело Морозовой П.С. об обязании заключить договор социального найма жилого помещения

 Дело Фотина М.З. к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании недействительным договора передачи квартиры в собственность

 Дело Валуевой У.П. к Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании действий по формированию земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома

 Дело Ковалевской К.У. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права собственности на машино- место

 Дело Тюрина С.В. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет по улучшению жилищных условий, обязании поставить на учет

 Дело Маркова В.З. об обжаловании бездействия Департамента городского имущества г. Москвы, обязании перевести жилое помещение в нежилое

 Дело Нечаевой С.Б. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным распоряжения об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий

 Дело Родниной С.К. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным распоряжения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, об обязании восстановить на учете.

Источник: https://mosadvocatura.ru/sudebnyj-advokat/

Решение суда об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности № 2-5376/2017 ~ М-3021/2017

Заявление о признании незаконным отказа Департамента государственного имущества в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка

                                                                                 Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2017 года                                 г. Красноярск

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

     председательствующего судьи Медведской Г.А.

при секретаре Андреенко Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пустошиловой Светланы Александровны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

           Пустошилова С.А. обратилась в суд с иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником гаражного бокса №, расположенного по адресу: . Данный гаражный бокс расположен на земельном участке с кадастровым номером №.

Истец обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов в целях размещения гаража.

Однако, департамент отказал в предварительном согласовании предоставлении земельного участка.

С учетом уточнения исковых требований признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 28.03.

2016 года № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на КПТ; обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.

Красноярска в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение и утвердить схему расположения земельного участка, в точках координат

В судебном заседании представитель истца – Раменская Е.Ю. (действующая на основании доверенности) исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в иске, настаивала на удовлетворении требований.

Представитель ответчика – Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым в удовлетворении требований просил отказать.

Третьи лица ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Красноярскому краю, в судебное заседание не явились о дате месте и времени рассмотрении дела были извещены своевременно и надлежащим образом, предоставили пояснения, дело просили рассмотреть в свое отсутствие.

Администрация г. Красноярска

С согласия представителя истца дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного судопроизводства.

Выслушав представителя истца, исследовав и оценив совокупность представленных по делу доказательств, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статьей 1 ЗК РФ к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, из пункта 1 которой следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости”.

В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости”;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 – 13, 15 – 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Пункт 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

В частности Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 4 п. 16 ст. 11.10).

В соответствии с ч. 9.1 ст.

3 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ”, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В соответствии с п. 3 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как следует из материалов дела, 29.10.2016 года между ФИО1 и Пустошиловой С.А. заключен договор купли-продажи, согласно которому продавец продает, а покупатель покупает в собственность сооружение (гаражный бокс), №-этажный, площадью № кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, , бокс №.

Истец является собственником гаражного бокса №, общей площадью № кв.м расположенного по адресу: . Право собственности истца на гаражный бокс зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Согласно кадастровой выписке гаражный бокс состоит на кадастровом учете и имеет кадастровый номер №, введен в эксплуатацию в 1966г.

Распоряжением Администрации г. Красноярска от 12.01.2017 года №-недв сооружению гаражного бокса с номером № площадью № кв.м., расположенному в Российской Федерации, , бокс №, адрес: Российская Федерация, бокс №.

Как видно из ответа ДМиЗО администрации г.

Красноярска № № на заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, Департамент отказал в удовлетворении заявления по причине того, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общего землепользования городского округа утвержден постановлением администрации г. Красноярска № 833 от 25.12.2015г.

Источник: http://sud-praktika.ru/precedent/435169.html

О праве собственников на формирование участка под многоквартирным домом

Заявление о признании незаконным отказа Департамента государственного имущества в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка

Формирование земельного участка – дело непростое, но зачастую очень нужное УО и собственникам для его содержания и благоустройства. Правда, сделать это не всегда просто. Рассказываем о судебном деле, в котором ВС РФ пояснил, с какого момента участок становится частью общего имущества и может ли орган власти отказать в формировании территории под МКД.

Собственник подала в орган региональной власти заявление о формировании земельного участка под МКД

Собственник помещения в многоквартирном доме обратилась в областной департамент имущественных отношений с заявлением о формировании придомового участка с целью включить его в состав общего имущества МКД. Участок был отдан в бессрочное пользование расположенному рядом санаторию, собственником выступал субъект РФ.

Департамент отказал собственнику, мотивировав ответ тем, что формирование земельного участка под многоквартирным домом производится на основании разработанного и утверждённого проекта межевания территории. Поскольку собственник не предоставила реквизиты такого проекта, то сформировать земельный участок невозможно.

К тому же, как указало в ответе ведомство, санаторий, в постоянном пользовании которого земельный участок находится, не давал согласия на выделение участка: учреждение было готово предоставить участок не более 400 кв.м. в то время, как собственник просила сформировать участок в 2600 кв.м.Возникновение права собственности на земельный участок под МКД

Собственнику отказали в формировании земельного участка из-за отсутствия проекта межевания

Собственник посчитала отказ департамента незаконным и подала в суд искс требованием обязать ведомство провести работу по формированию земельного участка под МКД.

Суд первой инстанции согласился с тем, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное лицо вправе обратиться в органы государственной власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16 № 189-ФЗ).

Однако судья признал законным отказ органа региональной власти в формировании земельного участка под МКД в 2 600 кв.м., так как он находится в постоянном (бессрочном) пользовании у санатория, и санаторий согласен на отчуждение только 400 кв.м. участка.

При этом судья сослался на нормы п. 2 ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Если по схеме расположения земельный участок полностью или частично совпадает с местоположением участка по ранее утверждённой схеме, срок действия которой не истёк, то этот факт является основанием для отказа в утверждении новой схемы расположения участков.

Срок действия схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным жилым домом на момент рассмотрения дела в суде не истёк. Поэтому сформировать участок под МКД, который пересекается с участком, отданным в пользование санаторию, невозможно.

Также, как указал суд, в силу п. 4 ч. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.

Поскольку проект межевания рассматриваемой территории не был разработан, то оснований для удовлетворения иска не имеется. Иск собственника был отклонён.Как оформить земельный участок под многоквартирным домом

Вс рф отметил право собственников помещений в мкд на формирование земельного участка под этим домом

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и отклонил жалобу собственника, также ему отказали в кассации. Тогда истец обратилась в Верховный суд РФ, который не согласился с выводами предыдущих судов.

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, постановление КС РФ от 28.05.2010 № 12-П).

Границы и размер земельного участка, на котором расположен дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Для этого в ст. 16 № 189-ФЗустановлены специальные порядок и условия перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нём расположен.

ВС РФ отметил, что право собственников на долевое владение земельным участком под МКД связано с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учёта:

  1. Если земельный участок под МКД был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведён государственный кадастровый учёт, право общей долевой собственности на него считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ.
  2. Если земельный участок был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведён государственный кадастровый учёт, право общей долевой собственности на него возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учёта. При этом каких-либо актов органов госвласти или органов МСУ о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется.
  3. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведён кадастровый учёт, земля под МКД находится в собственности публично-правового образования.

Как установить на придомовой территории шлагбаум и дорожные знаки

Орган власти не может отказать собственникам в праве на формирование участка под МКД

В рассматриваемом деле земельный участок не был сформирован и в отношении него не был проведён кадастровый учёт. Поэтому, как отметил ВС РФ, формирование земельного участка должно быть произведено органами государственной власти или органами местного самоуправления по заявлению любого собственника помещений в МКД (ч. 4 ст. 16 № 189-ФЗ).

Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы госвласти или в органы МСУ с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта.

Следовательно, именно на областном департаменте, куда обратилась истец, лежит обязанность сформировать земельный участок под МКД. Отсутствие утверждённого проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка.

Также ВС РФ указал на то, что судом первой инстанции не была проведена проверка того факта, что срок действия схемы расположения спорного земельного участка к моменту судебного разбирательства не истёк.

ВС РФ сделал вывод о том, что при рассмотрении иска собственника были допущены нарушения норм материального права, которые повлияли на исход дела. Решение суда первой инстанции было отменено, а дело – отправлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела иск собственника был удовлетворён. Суд обязал региональный департамент имущественных отношений провести работу по формированию земельного участка под МКД.

Право долевой собственности на участок под МКД возникает с момента его постановки на кадастровый учёт

Как отметил в указанном деле ВС РФ, земельный участок под МКД переходит в долевую собственность владельцев помещений в таком доме:

  • с момента введения в действие ЖК РФ, если до этого он был поставлен на кадастровый учёт;
  • с момента проведения кадастрового учёта, если он состоялся после вступления в силу ЖК РФ.

Кадастровый учёт проводит уполномоченный орган государственной, региональной, муниципальной власти – самостоятельно или по заявлению любого собственника помещения в доме, который расположен на таком земельном участке.

При этом уполномоченный орган не может отказать собственникам в реализации их права на формирование придомовой территории с целью включения её в общее имущество МКД.

Источник: https://roskvartal.ru/zemelnyy-uchastok/10445/vs-rf-o-prave-sobstvennikov-na-formirovanie-uchastka-pod-mkd

Адвокат Титов
Добавить комментарий