Виды и типы государственных и муниципальных учреждений

Типы государственных (муниципальных) учреждений

Виды и типы государственных и муниципальных учреждений

В рамках концепции модернизации образования до 2010 г. был поставлен вопрос об изменении формы образовательных учреждений, с тем чтобы они могли самостоятельно распоряжаться средствами от приносящей доход деятельности.

В п. 5 ст. 41 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (2007 г.

) в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» определено, что доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, а также иные поступления при составлении, утверждении, исполнении бюджета, составлении отчетности включаются в состав доходов бюджета. Однако введение в действие данного положения было остановлено до принятия закона, «определяющего особенности использования бюджетными учреждениями данных средств» (п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

В 2010 г. был утвержден Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», затрагивающий различные аспекты правового и финансово-экономического регламента деятельности всех бюджетных учреждений, в том числе образовательных.

Прежде всего, в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (ред. 2010 г.) введена новая статья, в которой установлены три типа государственных (муниципальных) учреждений: автономные, бюджетные и казенные. С 1 января 2011 г. все государственные (муниципальные) образовательные учреждения были приведены в соответствие с данной типологией.

Казенным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В законопроекте для казенных учреждений определены условия функционирования, близкие к условиям функционирования «старых» бюджетных учреждений: финансовое обеспечение деятельности учреждений осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании сметы; оно может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами, но доходы от такой деятельности поступают в соответствующий бюджет РФ; казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника этого имущества; операции с бюджетными средствами казенное учреждение осуществляет через лицевые счета; оно не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги, ему не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты.

Бюджетным учреждением нового типа признается некоммерческая организация, созданная Россйскйо Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий соответственно органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение нового типа имеет больше самостоятельности по сравнению с бюджетными учреждениями старого типа, финансовое планирование деятельности осуществляется в соответствии с муниципальным заданием и планом финансово-хозяйственной деятельности.

Оно вправе осуществлять различные виды деятельности, приносящие ей доходы, но лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей. Доходы бюджетного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение. При этом лицевые счета оно может открывать только в органах казначейства.

Со стороны органов управления образованием осуществляется контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Автономное учреждение — это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» 2006 г.).

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Оно вправе открывать счета в кредитных организациях.

Возможности автономного учреждения по ведению предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ограничены, как и возможности бюджетного учреждения.

Оно вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности в определенных учредителем средствах массовой информации.

Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг создает основу разнообразия организационно-правовых форм, типов и видов образовательных учреждений.

  • 1. Определите особенности финансово-хозяйственного механизма в сфере образования.
  • 2. Покажите распределение функций между участниками бюджетного финансирования в соответствии со схемой финансирования.
  • 3. Каковы отличительные особенности сметного финансирования системы образования?
  • 4. Каковы отличительные особенности нормативно-подушевого финансирования системы образования?
  • 5. Дайте сравнительную оценку типов государственных учреждений в Российской Федерации с точки зрения финансово-хозяйственной деятельности.

Источник: https://studref.com/414663/pedagogika/tipy_gosudarstvennyh_munitsipalnyh_uchrezhdeniy

Сравнительная характеристика типов государственных учреждений

Виды и типы государственных и муниципальных учреждений

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >
Все типы государственных и муниципальных учреждений: казенные, бюджетные, автономные обладают как общими, так и характерными признаками. Среди общих признаков необходимо отметить: наличие собственника имущества в лице органа государственной власти либо органа местного самоуправления; закрепление имущества на праве оперативного управления; закрепление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования; лицензирование отдельных видов деятельности независимо от того, оплачиваются ли их услуги гражданам и юридическим лицам за счет средств бюджета или предоставляются на платной основе; размещение на официальном сайте bus.gov.ru сгруппированной по блокам информации:
  • – об учреждении и государственном (муниципальном) задании и его исполнении;
  • – о плане финансово-хозяйственной деятельности; показателях бюджетной сметы (казенные учреждения); об операциях с целевыми средствами из бюджета;
  • – о результатах деятельности и об использовании имущества[1];
  • – сведений о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
  • – о годовой бухгалтерской отчетности учреждения.

Государственное (муниципальное) задание, как отмечалосьвыше, обязательно должно быть установлено учредителем для бюджетных и автономных учреждений, тогда как для казенных учреждений государственное задание не является обязательным.В табл. 3.4 приведена сравнительная характеристика правового и финансового положения учреждений трех типов.Таблица 3.4Основные различия между системами управления материальными и финансовыми ресурсами на уровне казенных, бюджетных и автономных учреждений[2]

ПризнакКазенные учрежденияБюджетные учрежденияАвтономные учреждения
Управление учреждением
Органы управления
  • – учредитель;
  • – руководитель;
  • – иные органы, предусмотренные федеральными законами и уставом
  • – наблюдательный совет;
  • – руководитель;
  • – иные органы, предусмотренные федеральными законами и уставом АУ
Имущественные отношения
Правовое регулирование имущественных вопросовНе вправе отчуждать или иным способом распоряжаться любым имуществомНедвижимое имущество
Нс вправе распоряжаться без согласия собственника:

  • – закрепленным на праве оперативного управления недвижимым имуществом;
  • – приобретенным за счет средств выделенных собственником средств недвижимым имуществом;
  • – недвижимым имуществом, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности
Нс вправе распоряжаться без согласия собственника:
  • – закрепленным на праве оперативного управления недвижимым имуществом;
  • – приобретенным за счет средств выделенных собственником средств недвижимым имуществом.

Вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ)
Не вправе без согласия собственника распоряжаться ОЦДИ, как закрепленным собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств
Вправе самостоятельно распоряжаться ОЦДИ, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности
Иное движимое имущество
Имеет право распоряжаться без согласия собственника иным движимым имуществом, как закрепленным собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности
Финансовые источники для осуществления деятельности
Финансовое обеспечение учрежденияУчредитель (ГРБС) финансирует расходы в соответствии с бюджетной сметойУчредитель финансирует:

  • – выполнение государственного задания;
  • – расходы на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества;
  • – расходы на уплату имущественных налогов, земельного налога;
  • – развитие в рамках программ, утвержденных в установленном порядке;
  • – в виде субсидий;

на выполнение государственного (муниципального) задания; на иные цели;на цели осуществления капитальных вложений

Источники финансового обеспеченияСоответствующий бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда
  • – Соответствующий бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда;
  • – иные разрешенные источники, включая средства от приносящей доход деятельности
Способ доведения финансового обеспеченияЧерез лицевые счета, открытые в органах казначейства
  • – Через лицевые счета, открытые в органах казначейства для учета расходов, осуществляемых за счет субсидий и субсидий на цели осуществления капитальных вложений;
  • – через расчетные счета, открытые в кредитных организациях для учета поступлений и расходов по доходам от приносящей доход деятельности
Доходы от использования имущества и платных услуг
РаспоряжениедоходамиДоходы поступают в соответствующий бюджетСамостоятельное распоряжение и использование для достижения уставных целей.Собственник имущества не имеет нрава на получение доходов от использования имущества и деятельности
Учет и отчетность
Регламентация порядка бюджетного и бухгалтерского учетаПриказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н

Источник: https://studme.org/50426/buhgalterskiy_uchet_i_audit/sravnitelnaya_harakteristika_tipov_gosudarstvennyh_uchrezhdeniy

55. Типы государственных (муниципальных) учреждений

Виды и типы государственных и муниципальных учреждений

ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗопределяет три типа гос. (муниципальных)учреждений: казенные, бюджетные иавтономные учреждения.

Все три типаучреждений – гос. или муниципальные, иотличаются по степени финансово-хозяйственнойсамостоятельности и независимости отгос-ва.

Казенное учреждениеявляется государственным (муниципальным)учреждением, которое осуществляетоказание государственных (муниципальных)услуг, выполнение работ и (или) исполнениегосударственных (муниципальных) функцийв целях обеспечения реализациипредусмотренных законодательствомРоссийской Федерации полномочий органовгосударственной власти (государственныхорганов) или органов местного самоуправленияи финансовое обеспечение деятельностикоторого осуществляется за счет средствсоответствующего бюджета на основаниибюджетной сметы.Казенное учреждениеотвечает по своим обязательствамнаходящимися в его распоряжении денежнымисредствами. При недостаточности указанныхденежных средств субсидиарнуюответственность по обязательствамтакого учреждения несет собственникего имущества. Казенное учреждениеможет осуществлять приносящую доходыдеятельность в соответствии со своимиучредительными документами. Доходы,полученные от указанной деятельности,поступают в соответствующий бюджетбюджетной системы Российской Федерациии являются доходом этого бюджета.Заключение государственных (муниципальных)контрактов и иных гражданско-правовыхдоговоров осуществляется казеннымучреждением от имени публично-правовогообразования. Размещение заказов напоставки товаров, выполнение работ иоказание услуг осуществляется в порядке,установленном для размещения заказовдля государственных (муниципальных)нужд. Лицевые счета открываются казеннымучреждениям в органах Федеральногоказначейства.

Бюджетноеучреждениеявляется некоммерческой организацией,созданной Российской Федерацией,субъектом Российской Федерации илимуниципальным образованием для выполненияработ, оказания услуг в целях обеспеченияреализации предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации полномочийсоответственно органов государственнойвласти (государственных органов) илиорганов местного самоуправления в сференауки, образования, здравоохранения,культуры, социальной защиты, занятостинаселения, физической культуры и спорта,а также в иных сферах.Бюджетное учреждениеотвечает по своим обязательствам всемнаходящимся у него на праве оперативногоуправления имуществом, как закрепленнымза бюджетным учреждением собственникомимущества, так и приобретенным за счетдоходов, полученных от приносящей доходдеятельности, за исключением особоценного движимого имущества, закрепленногоза бюджетным учреждением собственникомэтого имущества или приобретенногобюджетным учреждением за счет выделенныхсобственником имущества бюджетногоучреждения средств, а также недвижимогоимущества. Собственник имуществабюджетного учреждения не несетответственности по обязательствамбюджетного учреждения. Бюджетноеучреждение вправе осуществлять приносящуюдоходы деятельность только для достиженияцелей его создания и в соответствии сэтими целями при условии указания такойдеятельности в его учредительныхдокументах. Доходы, полученные отуказанной деятельности, и имущество,приобретенное за счет этих доходов,поступают в самостоятельное распоряжениебюджетного учреждения.Заключениеконтрактов и иных гражданско-правовыхдоговоров осуществляется бюджетнымучреждением от собственного имени.Размещение заказов на поставки товаров,выполнение работ и оказание услугосуществляется бюджетным учреждениемв порядке, установленном для размещениязаказов для государственных (муниципальных)нужд. Лицевые счетаоткрываются бюджетным учреждениям ворганах Федерального казначейства.

Автономноеучреждениеявляется некоммерческой организацией,созданной Российской Федерацией,субъектом Российской Федерации илимуниципальным образованием для выполненияработ, оказания услуг в целях осуществленияпредусмотренных законодательствомРоссийской Федерации полномочий органовгосударственной власти, полномочийорганов местного самоуправления в сференауки, образования, здравоохранения,культуры, социальной защиты, занятостинаселения, физической культуры и спорта,а также в иных сферах в случаях,установленных федеральнымизаконами.Автономное учреждение отвечаетпо своим обязательствам всем находящимсяу него на праве оперативного управленияимуществом, за исключением недвижимогоимущества и особо ценного движимогоимущества, закрепленных за автономнымучреждением собственником этогоимущества или приобретенных автономнымучреждением за счет выделенных такимсобственником средств. Собственникимущества автономного учреждения ненесет ответственности по обязательствамавтономного учреждения. Автономноеучреждение вправе осуществлять приносящуюдоходы деятельность только для достиженияцелей его создания и в соответствии сэтими целями при условии указания такойдеятельности в его учредительныхдокументах. Доходы, полученные отуказанной деятельности, и имущество,приобретенное за счет этих доходов,поступают в самостоятельное распоряжениеавтономного учреждения. Заключениегражданско-правовых договоровосуществляется автономным учреждениемот собственного имени. Требования,установленные для размещения заказовдля государственных (муниципальных)нужд, не распространяются на автономныеучреждения при заключении ими договоровна поставки товаров, выполнение работи оказание услуг. Автономные учреждениявправе открывать счета в кредитныхорганизациях или лицевые счетасоответственно в территориальныхорганах Федерального казначейства,финансовых органах субъектов РоссийскойФедерации и муниципальных образований.Открытие лицевых счетов автономнымучреждениям в территориальных органахФедерального казначейства и ведениеэтих счетов осуществляются в порядке,установленном Федеральным казначейством,на основании соглашений, заключенныхучредителями автономных учреждений стерриториальными органами Федеральногоказначейства.

Источник: https://studfiles.net/preview/2674628/page:42/

Понятие и типы государственных (муниципальных) учреждений

Виды и типы государственных и муниципальных учреждений

Государственные (муниципальные) учреждения – это организации, создаваемые собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично.

Госучреждения создаются в целях предоставления государственных (муниципальных) услуг или работ.

Как уже было сказано, в результате реформирования учреждений бюджетной сферы было сформировано три типа государственных (муниципальных) учреждений:

– казенное учреждение;

– бюджетное учреждение;

– автономное учреждение.

Основные отличия в правовом статусе автономных, казенных и бюджетных учреждений приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Отличия в статусе различных типов государственных (муниципальных) учреждений

Признак Характеристика признака Применение признака для каждого типа учреждения
КУ БУ АУ
Государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ) Обязательность формирования для данного типа учреждений + +
Может быть сформировано по решению учредителя, но не обязательно +
Финансовое обеспечение Бюджетная смета +
Субсидия + +
Открытие и ведение счетов (лицевых счетов) Обязательно лицевые счета в Федеральном казначействе(ФК), финансовом органе соответствующего ППО(далее – ФО) + +
Возможность открытия и ведения счетов в кредитной организации и/или в ФК ФО) +
Субсидиарная ответственность учредителя Наличие зависимости от типа учреждения +
Принципы ведения бухгалтерского учета Применение единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений + + +
Возможность для перевода отдельных видов учреждений в определенный тип в зависимости от сферы и характера деятельности Здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт, занятость населения, социальная защита, в иных сферах, в случаях, установленных федеральными законами + + +
Наличие ограничений по сферам деятельности +
Требование о размещении информации в открытом доступе Обязательно с 1 января 2012 г. + + +
Возможность распоряжения имуществом без согласия учредителя Недвижимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств
Недвижимым имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности +
Особо ценным движимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств
Особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности + +
Иным имуществом + +
Возможность ведения приносящей доход деятельности в соответствии с уставом (оказание платных услуг физическим и юридическим лицам) С зачислением доходов в соответствующий бюджет +
С правом распоряжения полученными доходами + +
Финансовое обеспечение учредителем содержания имущества, сдаваемого в аренду В рамках бюджетной сметы или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания +
Распространение действия положений закона о закупках При приобретении товаров, работ, услуг за счет всех источников + +
Органы управления государственным (муниципальным) учреждением Руководитель, назначенный учредителем + + +
Руководитель, назначенный учредителем и одобренный наблюдательным советом +

Примечание: КУ – казенное учреждение, БУ – бюджетное учреждение, АУ – автономное учреждение

Первоначально при создании различных типов учреждений предполагалось, что основную часть автономных учреждений составят учреждения дошкольного образования и медицинские организации. В качестве бюджетных организаций главным образом выступят учреждения культуры и общего среднего образования.

Одним из результатов реформы стало повышение открытости и прозрачности информации о деятельности различных типов государственных (муниципальных) учреждений путем создания официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru), благодаря чему становится возможным осуществление мониторинга в этой сфере.

Основную часть учреждений составляют бюджетные, в то время как на автономные учреждения приходится наименьшая доля.

Не все однозначно оказалось и с расширением самостоятельности учреждений, поскольку доля платных услуг в структуре услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями, постепенно снижается.

В республике Татарстан так же как и в России в целом, преобладающим является бюджетный тип учреждений, причем основную их долю составляют учреждения, созданные муниципальными образованиями.

В настоящее время в РТ функционирует почти 5 тысяч государственных (муниципальных) учреждений.

При этом основная часть государственных учреждений в форме автономных организована в сфере дошкольного образования – 33%, а также в медицинской сфере – 14%.

Бюджетные учреждения представлены практически полностью сферой образования – 96%. Казенные учреждения в основном представлены сферой правоохранительной деятельности (органы внутренних дел, содержание тюрем, колоний), а также учреждениями социального обслуживания населения.

Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 2773; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-2258.html

Адвокат Титов
Добавить комментарий