Упрощенный порядок судебного разбирательства согласно проекта

Сделок с правосудием будет меньше

Упрощенный порядок судебного разбирательства согласно проекта

22.09.2019 19:30:00

Правительство отменяет особый порядок вынесения приговоров по тяжким преступлениям

Две трети уголовных дел рассматриваются судами в особом порядке. Фото агентства «Москва»

Правительство одобрило запрет на рассмотрение дел по тяжким преступлениям в особом порядке, когда обвиняемые, заключая сделку с правосудием, рассчитывают на более мягкое наказание.

Это инициатива Верховного суда (ВС) РФ, обеспокоенного, что сейчас до 70% приговоров выносится по упрощенной процедуре – без исследования доказательств.

Эксперты надеются на повышение качества следствия и сокращение числа самооговоров.

Правительство уже составило положительный отзыв на проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), обязывающий проводить полное судебное разбирательство по делам о тяжких преступлениях. ВС указал, что они «требуют наиболее высокой степени процессуальных гарантий справедливого правосудия». 

Таким образом, упрощенная процедура останется в УПК только для преступлений небольшой и средней тяжести. Особый порядок подразумевает более мягкое наказание для подсудимого, чем при обычном рассмотрении дел. Оно не может превышать две трети максимального срока, предусмотренного за это преступление, напомнил «НГ» адвокат юридической фирмы «ЮСТ» Артем Кофанов.

Сейчас же, согласно данным Судебного департамента при ВС, почти 70% всех уголовных дел рассматриваются судами в особом порядке. Что касается тяжких преступлений, то, например, в прошлом году в рамках этой процедуры суды приговорили 84 тыс. человек, или 58% от общего числа обвинявшихся в них.

По словам Кофанова, на практике большинство осужденных, как правило, получают наказание ниже максимального независимо от порядка рассмотрения дела, то есть нет большой разницы, признавали они вину или нет.

При этом, соглашаясь на особый порядок, гражданин априори отказывается от возможности защищаться в суде – и в дальнейшем обжаловать приговор, но в реальности «взамен не получает практически никаких преимуществ».

Поправки ВС в УПК должны повысить качество расследования и судебного рассмотрения, надеется адвокат. Следователям придется формировать более подробную доказательную базу, а судам – более внимательно ее изучать и оценивать. И есть вероятность уменьшения количества самооговоров подсудимых.

Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Сергей Насонов напомнил, что широкое распространение особого порядка «создает риск умаления значения правосудия как средства судебной защиты». При этом он подчеркнул, что часто согласие обвиняемого на особый порядок обусловлено «пониманием бесперспективности надежд на вынесение судом оправдательного приговора».

С другой стороны, признал Насонов, после принятия новой нормы УПК поправок удлинятся сроки рассмотрения дел, а стало быть, государству придется нести большие расходы на оплату защитников по назначению, вырастут и все прочие судебные издержки.

По его мнению, все это будет оправданно, особенно если одновременно усилить права подсудимых, не оспаривающих обвинение, которых теперь будет ждать полное судебное разбирательство.

Насонов считает, что следовало бы и ограничить сроки содержания под стражей таких подсудимых.

Партнер и руководитель уголовно-правовой практики коллегии адвокатов «Pen&Paper» Алексей Добрынин подчеркнул, что органы следствия не сильно заботятся о качестве своей работы, которое снижается год от года, поскольку знают, что полноценного судебного разбирательства не будет.

При этом суды не обращают внимания на нарушения процессуального закона в ходе следствия, если оно поступает с ходатайством подсудимого о рассмотрении дела в особом порядке. «Порой речь идет о каждом втором уголовном деле, где следствием допущены эти нарушения», – пояснил Добрынин.

Таким образом, отметим, нельзя исключать, что инициатива ВС связана с пониманием невозможности заставить судейский корпус более внимательно смотреть на сделки с правосудием, хотя по закону это не только возможно, но и обязательно.

И проще, получается, ввести запрет на особый порядок по тяжким преступлениям, чем переубедить косную российскую Фемиду.

При этом, заметим, сделки по мелким правонарушениям остаются, то есть люди по-прежнему будут уходить на зону за мелкое воровство и прочую «бытовуху».

Поэтому адвокат Борис Золотухин, например, считает, что нужно вовсе исключать из УПК нормы, позволяющие рассматривать все дела в особом порядке.

«Приговоры по таким делам выносятся фактически без проведения судебного разбирательства, без непосредственного исследования доказательств, их проверки и оценки судом», – напомнил адвокат о главном принципе сделки с правосудием. Это признание достоверными всех доказательств следствия.

По его словам, «общество, заинтересованное в действительно правовом государстве, не должно соглашаться с обоснованием особого порядка экономией времени, а точнее – финансовых ресурсов».

Ряд экспертов, впрочем, не увидел смысла в этой инициативе ВС. Руководитель уголовной практики адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Михаил Чечеткин заявил «НГ», что это предложение не имеет логического объяснения. Свою позицию он объяснил на примере «экономических» преступлений. «Если ущерб составляет менее 250 тыс. руб.

, то такие дела средней тяжести можно будет рассмотреть в особом порядке. Если же ущерб составит 251 тыс. руб., то они будут отнесены к категории тяжких – и рассмотреть их в особом порядке будет нельзя. Вопрос к авторам инициативы: неужели хищение 251 тыс. руб. надо доказывать, расследовать и рассматривать лучше и качественнее, чем хищение 249 тыс. руб.

?», – подчеркнул Чечеткин.

Он также напомнил, что нет ответа на вопрос, а что настанет потом, после отмены особого порядка по тяжким преступлениям: «Оправдать, если обвинение не обосновано? В России доля оправдательных приговоров – 0,4%. При этом в 100% случаев подсудимые вину не признавали».

Данная инициатива, считает адвокат, это не более чем способ «лишить часть обвиняемых их, я подчеркиваю, права на рассмотрение дела в особом порядке».

Он напомнил, что пользоваться этим правом или нет – решает обвиняемый, а «задача суда проверить соблюдение условий для реализации этого права». 

Источник: http://www.ng.ru/politics/2019-09-22/1_7682_sdelka.html

Инфотека по защите прав потребителей

Упрощенный порядок судебного разбирательства согласно проекта

С 1 июня 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее ГПК РФ).

Одним из новшеств является то, что ГПК РФ был дополнен главой 21.1 «Упрощенное производство».  

В порядке упрощенного производства могут рассматриваться дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает 100 тысяч рублей. Это означает, что дела по искам о защите прав потребителей, содержащим требования о взыскании с ответчика денежных средств на общую сумму до 100 тысяч рублей, могут быть рассмотрены по новым правилам.

О том, что дело будет рассмотрено в порядке упрощенного производства, суд указывает в определении о принятии искового заявления к производству.

В этом же определении судом устанавливается для истца и ответчика срок (не менее 15 дней со дня вынесения определения) для представления в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований.

Далее суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон и принимает решение на основании представленных доказательств.

При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства не применяются правила о ведении протокола и об отложении разбирательства дела. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится.

Однако суд может принять решение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

В частности, такое возможно, если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также произвести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания.

Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается путем вынесения судом резолютивной части решения. Резолютивная часть решения – окончательный вывод суда об удовлетворении или об отказе в удовлетворении иска (заявленного требования). В ней также приводится распределение судебных расходов, порядок обжалования решения суда.

Мотивированное решение суд составляет только по заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей или в случае подачи апелляционной жалобы, представления по делу.

В мотивировочной части решения указываются обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; нормы права, которыми руководствовался суд при вынесении решения.

Заявление о составлении мотивированного решения суда может быть подано в течение пяти дней со дня подписания резолютивной части решения суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения суда по заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей – со дня принятия решения в окончательной форме.

Дела, рассмотренные в порядке упрощенного производства, в суде апелляционной и кассационной инстанции по общему правилу рассматриваются без вызова лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности разрешаемого вопроса, суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.

Таким образом, в процедуре упрощенного производства можно выделить два его основных преимущества:

1.            Сравнительно быстрое рассмотрение дела. Минимальный срок составляет 30 дней. На практике, скорее всего, уходить будет примерно 2 месяца.

2.            Меньше издержек на рассмотрение дела: нужно только собрать доказательства в обоснование своей позиции и подготовить возражения на отзыв стороны.

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов претензий, исковых заявлений, жалоб в Роспотребнадзор потребитель может обратиться в отдел консультационных услуг  для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве».

Консультирование проводится по телефону, на личном приеме, по электронной почте.

Адрес: г. Москва, Графский пер., 4/9, тел.: 8 (495) 687 – 39 – 61, 8 (495) 616-64-59, 8 (495) 687 – 26 – 31, электронная почта: fguz@mossanepid.ru.

Источник: http://www.mossanexpert.ru/zpp/infoteka/?ELEMENT_ID=2030

Рассмотрение гражданских дел в порядке упрощенного производства

Упрощенный порядок судебного разбирательства согласно проекта

Конституционная гарантия  судебной защиты  заключается в оперативном, эффективном  и реальном  восстановлении нарушенных или  оспоренных  субъективных прав  участников гражданского процесса.

В целях повышения  доступности правосудия, оптимизации и ускорения  разбирательства в гражданском  процессе с 17 ноября 2014 года  было введено  упрощенное производство.

Упрощенное производство – это вид  производства, не известный гражданскому  процессуальному законодательству, новый институт процессуального права. Однако, данный вид производства широко применяется в других странах, в том числе и в Российской Федерации.

  Как известно гражданские дела подразделяются по уровню сложности. Одни дела требуют много времени, действий  для их рассмотрения, другие –  меньшего, так как не представляют большой сложности для рассмотрения.

  В этой классификации  особняком стоят  дела бесспорного характера, по которым требования  истца признаны ответчиком, а также дела, связанные с рассмотрением исков с незначительной суммой  требования.

  Указанные  категории дел  могут быть рассмотрены в порядке  упрощенного ( письменного ) производства. 

Основной причиной, побудившей законодателя  к принятию  нормы по упрощенному производству, явился факт  увеличения с каждым годом  исковых заявлений, большинство из которых – это бесспорные требования или незначительные суммы.

При этом учтено, что для рассмотрения данных категорий дел, не обязательно применять нормы общего искового производства, поскольку  рассмотрение таких дел не представляют собой сложности и носят бесспорный характер ( признаются ответчиками ).  В таких случаях с целью     экономии  как средств и времени суда, так и участников процесса,  введено  упрощенное производство. Таким образом, целью  введения упрощенного производства являлась  процессуальная экономия.

Будучи новым видом производства, упрощенный порядок имеет ряд практических особенностей, которые следует учитывать при обращении в суды.

Во-первых, это касается категорий дел, которые подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства.

В порядке упрощенного производства рассмотрению подлежат исключительно иски имущественного характера, связанные с взысканием денежных сумм.

 В соответствии с ч.1 ст.

145 ГПК  в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела:   1)  по исковым заявлениям о взыскании денег, если цена иска не превышает для юридических лиц семисот месячных расчетных показателей, для индивидуальных предпринимателей, граждан – двухсот месячных расчетных показателей; 2) независимо от цены иска по исковым заявлениям, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору;3) об исполнении соглашений об урегулировании споров (конфликтов) в порядке медиации, заключенных в порядке досудебного урегулирования в случаях, установленных законом или предусмотренных договором; 4) об исполнении соглашений об урегулировании спора, удостоверенных нотариусом в порядке досудебного урегулирования в случаях, установленных Законом Республики Казахстан “О нотариате” или предусмотренных договором;  5) об исполнении соглашений об урегулировании споров, заключенных с участием адвоката по договору поручения сторон или адвокатов и сторон в порядке партисипативной процедуры в соответствии с Законом Республики Казахстан “Об адвокатской деятельности”;   6) об исполнении соглашений по спорам, связанным с предпринимательской, инвестиционной деятельностью, заключенных в порядке досудебного урегулирования в случаях, установленных законом или предусмотренных договором;   7) об исполнении соглашений по страховым спорам и спорам, вытекающим из договоров банковского займа, заключенных в порядке досудебного урегулирования в случаях, установленных законом или предусмотренных договором;     8) об исполнении соглашений по спорам в сфере защиты прав потребителей, заключенных в порядке досудебного урегулирования в случаях, установленных законом или предусмотренных договором;    9) об исполнении соглашений по спорам в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность, заключенных в порядке досудебного урегулирования в случаях, установленных законом или предусмотренных договором;   10) об исполнении соглашений по спорам в сфере брачно-семейных отношений, заключенных в порядке досудебного урегулирования в случаях, установленных законом или предусмотренных договором;   11) об исполнении соглашений по спорам о публикации опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и деловую репутацию юридического лица, либо ответа в средстве массовой информации; 12) об исполнении иных соглашений, заключенных в порядке досудебного урегулирования споров в случаях, установленных законом или предусмотренных договором.

  Однако из общего правила имеются исключения. В ряде случаев поданный иск может одновременно содержать как требование имущественного характера, так и не имущественного. Согласно ч.5 ст.

144 ГПК если одновременно заявлены несколько требований, из которых одно или более не подпадает под перечень, указанный в статье 145 настоящего Кодекса, и суд не выделит эти требования в отдельное производство, они рассматриваются в порядке, установленном главой 14 настоящего Кодекса.

Второй особенностью упрощенного производства является срок рассмотрения гражданских дел.

Согласно ч. 2 ст. 144 ГПК дела в порядке упрощенного производства рассматриваются в месячный срок со дня принятия заявления к производству. Данный срок не подлежит продлению судом.

Законодатель допускает рассмотрение поступивших в порядке упрощенного производства дел по общим правилам искового производства, что на первый взгляд предполагает продление сроков, поскольку исковое производство требует большего времени на разрешение гражданского дела. Однако, если судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства и рассмотрение начато, то суд обязан завершить рассмотрение дела в месячный срок без возможности продления этого срока.

В третий блок можно выделить особенности, связанные с порядком рассмотрения гражданских дел в рамках упрощенного производства.

Законодательством не определено какое исковое заявление должно быть подано для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. По общим правилам к исковому заявлению предъявляются требования, предусмотренные ст.ст.148-149 ГПК.

Однако для рассмотрения дела в упрощенном производстве исковое заявление должно содержать сведения о том, что иск подается в рамках упрощенного производства.

Как правило, эти сведения можно указать в заглавии искового заявления и/или в заключительной части.

Поскольку, как оговорено выше, в упрощенном производстве разрешаются требования имущественного характера, подаче иска предшествует оплата государственной пошлины, размер которой устанавливается налоговым законодательством республики. Если же иск помимо имущественных требований содержит неимущественные, то пошлина также должна быть уплачена и за рассмотрение и этих требований.

Гражданское дело в порядке упрощенного производства рассматривается судьей единолично.

После поступления заявления и принятия соответствующего решения, судья выносит определение, в котором указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства и устанавливает срок для представления отзыва на исковое заявление.

Ответчику либо другому заинтересованному лицу предоставляется 15 рабочих дней для предоставления отзыва на исковое заявление с приложением соответствующих доказательств.

Согласно общему правилу дела в порядке упрощенного производства рассматриваются по правилам искового производства. Однако порядок рассмотрения гражданских дел в рамках упрощенного производства имеет ряд отличительных особенностей.

Существенным является и то, что рассмотрение гражданского дела происходит без вызова сторон в суд. Указанное обстоятельство обуславливает отсутствие в рамках упрощенного производства предварительного судебного заседания.

Судья рассматривает дело и выносит решение на основании представленных сторонами документов и доказательств. В настоящем случае участники процесса не дают своих объяснений в очном порядке, а предоставляют их при подаче иска либо в течение 15 рабочих дней, отведенного законодателем для предоставления отзыва на исковое заявление.

В рамках упрощённого производства в суде первой инстанции не ведется протокол судебного заседания, что исключает возможность принесения участниками процесса замечаний на протокол. В рассматриваемом случае обжалованию подлежит только само решение суда первой инстанции.

По делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, выносится краткое решение, на которое ответчик вправе подать заявление о его отмене в течение пяти рабочих дней со дня получения.

Основанием для отмены решения суда могут быть указаны наличие совокупности двух условий: ненадлежащее извещение ответчика о поступлении искового заявления и рассмотрении его в упрощенном производстве, а также наличие доказательств, которые могут повлиять на содержание решения.

Заявление об отмене решения рассматривается судом в течение десяти рабочих дней с извещением сторон, по результатам рассмотрения выносится определение об отказе в удовлетворении заявления либо об отмене решения.

Дальнейшее обжалование решения осуществляется по общим правилам.

Также следует отметить, что в ряде случаев, если стороной заявлено ходатайство; удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело; принят встречный иск; судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц; необходимо провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания; необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, суд должен рассмотреть дело по общим правилам искового производства. В данном случае выносится соответствующее мотивированное определение суда о причинах и необходимости рассмотрения дела по правилам искового производства, после чего рассмотрение дела начинается с самого начала (ст. 144 ГПК).

В заключении необходимо отметить, что целью упрощенного производства является процессуальная экономия времени как суда, так и участников судопроизводства.

Рассматривая  дела в порядке упрощенного  производства, суд не отходит от принципов равноправия сторон, диспозитивности и состязательности, так как в законе  установлены соответствующие  гарантии, позволяющие  перевести  рассмотрение  гражданского дела из упрощенного порядка в  общий порядок по правилам искового производства.

Таким образом, введение института упрощенного производства обеспечивает быстроту рассмотрения дел, ускоряет процесс исполнения судебных решений,  повышает доступность правосудия, а также ведет к снижению  нагрузки на судей.

Председатель коллегии по

гражданским делам                                                                                   Е.Канапиев

Источник: http://akt.sud.kz/rus/massmedia/rassmotrenie-grazhdanskih-del-v-poryadke-uproshchennogo-proizvodstva

Особенности рассмотрения арбитражных дел в порядке упрощенного производства

Упрощенный порядок судебного разбирательства согласно проекта

Вступившим в законную силу Федеральным законом от 25.06.2012 N 86-ФЗ “О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства” установлен новый порядок рассмотрения дел в порядке упрощенного производства.

По упрощенному производству в арбитражных судах дела решаются в рамках судебного заседания, но без участия сторон, решение служит основанием для выдачи исполнительного листа, процесс носит ускоренный характер, в процессе рассмотрения дела исследуются лишь письменные материалы.

Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.

Закон предусматривает сокращенные сроки для представления сторонами доказательств и подачи документов в обоснование своей позиции.

Данные сроки устанавливаются судом и указываются в определении о принятии искового заявления (о принятии заявления к производству либо о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства).

Согласно Закону минимальный срок для представления доказательств будет составлять 15 дней, а для подачи документов, обосновывающих позицию стороны и объясняющих суть заявленных требований и возражений, – 30 дней.

При этом ни один из указанных сроков не должен превышать общий срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, составляющий два месяца. Стороны не вправе ссылаться на доказательства, которые не были представлены в срок, установленный судом.

Согласно части 4 статьи 228 АПК РФ, если отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы поступили в суд по истечении установленного арбитражным судом срока, такие документы не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы, за исключением случая, если эти лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них.

По истечении срока подачи документов арбитражный суд рассматривает дело без вызова сторон и без предварительного судебного заседания. При этом суд исследует только представленные сторонами документы. В ходе рассмотрения дела в упрощенном порядке не ведется протокол.

Дела, указанные в ч. 1 ст. 227 АПК РФ, рассматриваются в порядке упрощенного производства независимо от согласия сторон. В иных ситуациях переход к упрощенному производству будет возможен по обоюдному согласию сторон. Дела, которые рассматриваются в порядке упрощенного производства независимо от согласия сторон, подразделяются на две группы:

во-первых, это дела с определенным характером требований без учета суммы таких требований; во-вторых – дела, для которых помимо характера требований определена их максимальная сумма.

К первой группе относятся дела по искам, которые основаны на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика (признаваемые, но не исполняемые ответчиком), и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору.

Вторая группа дел определяется не только характером требований, но и их максимальной суммой. К указанной группе отнесены следующие категории дел:

– по исковым заявлениям о взыскании денежных средств в случаях, если цена иска не превышает 300 тыс. руб. для юридических лиц и 100 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей.

– об оспаривании ненормативных правовых актов (решений публичных органов), в которых содержатся требования об уплате денежных средств (об их взыскании или об обращении взыскания на имущество должника).

Ненормативный акт (решение) должен оспариваться только в части требования об уплате денежных средств (о взыскании денежных средств или об обращении взыскания на иное имущество заявителя), а оспариваемая заявителем сумма не должна превышать 100 тыс. руб.;

– об административных правонарушениях, если наказание установлено только в виде штрафа, размер которого не превышает 100 тыс. руб. К этой категории могут относиться дела и о привлечении к административной ответственности, и об оспаривании соответствующих решений уполномоченных органов;

– о взыскании обязательных платежей и санкций, если общая сумма, подлежащая взысканию и указанная в заявлении, не превышает 100 тыс. руб.

Кроме того, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству стороны могут договориться о его рассмотрении в упрощенном порядке, даже если оно не входит в указанные выше группы. Для этого истец заявляет ходатайство, а ответчик дает согласие. Суд также может предложить сторонам рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.

Источник: http://vladprok.ru/node/413

Высший арбитражный суд оперативно принял разъяснения к поправкам в АПК РФ

Упрощенный порядок судебного разбирательства согласно проекта

В конце сентября вступили в силу поправки в АПК РФ, изменившие правила рассмотрения споров в порядке упрощенного производства.

Однако Президиум ВАС РФ пошел на опережение: за несколько дней до этого он обсудил проект постановления Пленума с разъяснениями о применении новых норм и спустя пару недель утвердил окончательный текст документа. А все дело в том, что инициатором и разработчиком упомянутых поправок в АПК РФ выступал именно ВАС РФ (см. «ЭЖ», 2012, № 37, с. 14).

Федеральный закон от 25.06.2012 № 86-ФЗ (далее — Закон № 86-ФЗ), которым были внесены изменения в правила рассмотрения споров в порядке упрощенного производства (глава 29 АПК РФ), вступил в силу 24 сентября 2012 г. цель указанных нововведений — расширить применение упрощенного производства, распространив его на большее количество судебных споров.

За несколько дней до этого, а именно 20 сентября, разработчик соответствующего законопроекта — ВАС РФ — провел обсуждение проекта постановления Пленума «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства». По итогам обсуждения был утвержден текст постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 62 (далее — постановление № 62). Рассмотрим наиболее важные разъяснения, содержащиеся в данном документе.

Упрощенный порядок рассмотрения спора может быть добровольным или принудительным

Все споры, которые арбитражный суд может рассмотреть в порядке упрощенного производства, можно разделить на две категории: дела, для которых упрощенный порядок является обязательным, и дела, которые могут быть рассмотрены в упрощенном порядке добровольно.

В первом случае суд, установив соответствие спора формальным требованиям, выносит определение о принятии иска или заявления к производству и указывает на рассмотрение такого дела в упрощенном порядке (п. 1.1 постановления № 62).

Во втором — необходима либо инициатива суда при наличии согласия сторон, либо ходатайство истца при согласии ответчика (ч. 3 ст. 227 АПК РФ). По сути, круг таких дел неограничен — при взаимном согласии сторон рассмотреть в упрощенном порядке можно абсолютно любой спор. Стоит отметить, что, несмотря на такую дискрецию, упрощенный порядок не пользуется популярностью на практике.

Некоторые юристы отмечают недостаток формулировки ст. 227 АПК РФ, поскольку она требует от ответчика прямо изъявить свое согласие на рассмотрение дела в упрощенном порядке. Получается, что молчание за согласие принимать нельзя.

На это Пленум ВАС РФ обратил особое внимание в постановлении № 62: в нем сказано, что согласие стороны на рассмотрение дела в упрощенном порядке должно быть очевидным (п. 3).

Правда, в проекте постановления, вынесенном на обсуждение, было указание на то, что согласие стороны на рассмотрение дела в упрощенном порядке может следовать из ходатайства о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Однако участники обсуждения подвергли данное положение критике, ведь стороны заявляют подобные ходатайства довольно часто, не имея в виду свое согласие на упрощенный порядок производства. По этой причине указание на ходатайство исключили из окончательной редакции постановления № 62.

Что касается инициативы суда, то она может выражаться в предложении сторонам рассмотреть спор в упрощенном порядке, которое суд включает в текст определения о принятии заявления или иска к производству (п. 1.2 постановления № 62).

Для некоторых категорий дел упрощенный порядок рассмотрения применяться не может. Статья 227 АПК РФ к таким делам относит споры о защите прав и законных интересов группы лиц, а также корпоративные споры (ч. 4). В постановлении № 62 к этому перечню присоединены дела о банкротстве (п. 1.1 постановления № 62).

Заметим, что в тексте проекта постановления данная категория дел не была выделена в качестве исключения. Однако в ходе обсуждения документа председатель ФАС Уральского округа внес предложение дополнить постановление данным положением. Правда, возникли споры по поводу того, стоит ли пресекать возможность рассмотрения всех споров в рамках дела о банкротстве либо только отдельных дел.

В итоге в окончательном тексте постановления № 62 остался расширенный вариант данного пункта.

К перечню дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, также отнесены дела об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов (абз. 3 п. 8 постановления № 62).

Составные требования по делу об административном правонарушении рассматривают в общем порядке

В постановлении № 62 Пленум ВАС РФ сделал несколько важных выводов, касающихся определения круга дел, подлежащих рассмотрению в упрощенном порядке.

Так, по правилам главы 29 АПК РФ в упрощенном порядке подлежат рассмотрению дела о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения заявителю было назначено наказание только в виде штрафа, максимальный размер которого не превышает 100 000 руб. (п. 3 ч. 1 ст. 227 АПК РФ).

При этом согласно позиции Пленума ВАС РФ упрощенный порядок можно применить и тогда, когда помимо штрафа заявителю было назначено административное наказание в виде предупреждения (п. 10 постановления № 62).

Возможна ситуация, когда в одном заявлении соединены несколько требований. Например, при оспаривании решения административного органа о привлечении к ответственности в виде штрафа (менее 100 000 руб.

) и ненормативного акта органа власти (его должностных лиц), первое из которых подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, а второе — в порядке административного судопроизводства.

В этом случае рассмотрение спора проходит по правилам административного судопроизводства (п. 9 постановления № 62).

В порядке упрощенного производства также могут быть рассмотрены дела об оспаривании решений административных органов об отказе в привлечении к административной ответственности, а также об оспаривании решений о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 11 постановления № 62).

В цену иска следует включать сумму неустойки и проценты

Кроме того, Пленум ВАС РФ разъяснил и правила определения лимитов, установленных для размера исковых требований, — 300 000 руб. для истцов-организаций и 100 000 руб. для истцов — индивидуальных предпринимателей.

В частности, при решении вопроса о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в данный лимит следует включать всю сумму требований, в том числе неустойку и проценты за пользование чужими денежными средствами (п. 6 постановления № 62). Лимит в 300 000 руб.

распространяется не только на требования в отношении компаний, но и в отношении публично-правовых субъектов (п. 6 постановления № 62).

Особым образом суды будут решать вопрос о соответствии цены иска установленным в ст. 227 АПК РФ лимитам, когда часть заявленной ко взысканию суммы подтверждена документально и не исполняется ответчиком, а другая часть такого подтверждения не имеет.

В этом случае суды будут соотносить лимиты с неподтвержденной частью требований и исходя из этого решать вопрос о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства (абз. 2 п. 12 постановления № 62). Например, если общая сумма требований составляет 500 000 руб., 300 000 руб.

из которых документально подтверждены и ответчиком признаны, то дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, поскольку спорная сумма требований не превышает лимита, установленного АПК РФ.

Изменение суммы исковых требований влияет на порядок рассмотрения спора

Если при уменьшении истцом исковых требований их размер «уложится» в лимит для рассмотрения дела в упрощенном порядке, то суд вынесет соответствующее определение и рассмотрение дела начнется с самого начала (абз. 3 п. 7 постановления № 62). Правда, только в одном случае срок рассмотрения спора обнуляться не будет, но об этом исключении сказано далее.

Если же исковые требования увеличены, в результате чего превышен лимит для рассмотрения дела в упрощенном порядке, суд приступит к рассмотрению дела в порядке искового производства, принимая соответствующее определение (абз. 1 п. 7 постановления № 62).

В проекте постановления данный пункт был сформулирован более демократично: предполагалось, что при увеличении исковых требований и превышения «упрощенного» лимита при таком увеличении вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке искового производства (административного судопроизводства) должен был решаться судом исходя из принципа эффективности судебной защиты.

В окончательном тексте постановления данное положение все же конкретизировали.

А также дополнили разъяснением в отношении ситуации, когда исковые требования уточнены или увеличены, но установленных для упрощенного порядка не превышают.

В таком случае суд вправе решить вопрос о переходе к общему порядку рассмотрения дела исходя из фактической возможности ответчика представить возражения и доказательства в обоснование своей позиции (абз. 3 п. 7 постановления № 62).

При вступлении в дело третьих лиц упрощенный порядок недопустим

Рассмотрению спора в упрощенном порядке могут препятствовать определенные обстоятельства, перечень которых содержится в ст. 227 АПК РФ (ч. 5).

Выявить эти обстоятельства на этапе принятия заявления или иска к производству арбитражный суд, как правило, не может, а потому уже в ходе рассмотрения дела он может перейти к общему порядку, приняв соответствующее определение.

В нем обосновываются причины перехода к рассмотрению дела в порядке искового или административного судопроизводства (абз. 3 п. 2 постановления № 62).

В данном случае рассмотрение дела начинается с самого начала, причем обжаловать определение о переходе к рассмотрению спора в порядке искового производства (административного судопроизводства) возможности нет — на это специально указано в п. 2 постановления № 62.

Срок рассмотрения дела в порядке искового производства или административного судопроизводства исчисляется с даты вынесения определения о переходе к такому порядку, за исключением некоторых случаев, прямо определенных в АПК РФ (п. 5 постановления № 62).

В то же время некоторые из обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, могут выступать результатом злоупотребления лицами, участвующими в деле, своими процессуальными правами.

Например, если аффилированное участнику процесса третье лицо заявляет ходатайство о вступлении в дело или же заявляет втречный иск, который в порядке упрощенного производства рассмотреть нельзя. На возможность использования такого способа ухода от упрощенного порядка рассмотрения дела обратил внимание Председатель ВАС РФ в ходе обсуждения проекта постановления.

В постановлении № 62 специально не указано на последствия такого злоупотребления. Вероятно, суды станут применять общие последствия злоупотребления правами (ст. 111 АПК РФ, например).

При обсуждении проекта постановления его разработчики пояснили, почему главой 29 АПК РФ «Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства» дифференцированы последствия вступления в дело третьих лиц по их инициативе и последствия привлечения третьих лиц по инициативе иных лиц, участвующих в деле.

Определяющим критерием здесь является то, насколько активную позицию занимает третье лицо в процессе. Так, на практике к участию в деле может привлекаться множество третьих лиц, не имеющих реальной заинтересованности в исходе дела.

Для таких ситуаций было бы нецелесообразно предусматривать обязательный переход от рассмотрения дела в упрощенном порядке к исковому или административному производству.

Если же третье лицо заявляет ходатайство о вступлении в дело по собственной инициативе, то есть занимает активную позицию в процессе, тогда удовлетворение такого ходатайство должно стать основанием для перехода к рассмотрению дела в общем порядке, поскольку в противном случае могут быть нарушены права и законные интересы нового участника процесса. Такого рода дифференциация процессуальных последствий позволяет снизить риск злоупотребления правами со стороны участников процесса, которые могли бы ходатайствовать о привлечении номинальных третьих лиц и тем самым «перевести» дело из упрощенного порядка рассмотрения в исковое производство (административное судопроизводство).

Раскрытие сторонами доказательств препятствует «обнулению» сроков

Возможна и обратная ситуация, когда суд после вынесения определения о рассмотрении дела в порядке искового производства (административного судопроизводства) получает ходатайство истца и согласие ответчика на рассмотрение дела в упрощенном порядке.

Тогда, как и в предыдущем случае, двухмесячный срок рассмотрения дела в упрощенном порядке исчисляется с даты вынесения соответствующего определения.

Но есть исключение — переход к упрощенному порядку не повлияет на срок рассмотрения, если стороны заявили о переходе к такому порядку в ходе предварительного судебного заседания, и ими уже были раскрыты все доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований (п. 5 постановления № 62).

Порядок исчисления сроков рассмотрения дела при переходе из упрощенной процедуры к общей и наоборот вызвал оживленную дискуссию среди участников обсуждения проекта. Изначально в нем было предусмотрено, что при любом переходе срок рассмотрения дела надлежит исчислять с даты вынесения соответствующего определения судом.

Однако председатель ФАС Уральского округа обратил внимание, что переход к упрощенному порядку может произойти в ходе преварительного судебного заседания уже после раскрытия сторонами всех доказательств, на основании которых суд уже будет готов вынести решение. Однако «обнуление» срока рассмотрения дела позволит в этом случае сторонам затянуть спор еще на два месяца.

По этой причине в п. 5 были внесены соответствующие дополнения.

Председатель ВАС РФ предлагал распространить такой же подход и на случаи перехода от общего порядка рассмотрения дела к упрощенному, но данное предложение в постановлении № 62 не нашло отражения.

Одним из аргументов было то, что при переходе от упрощенного к общему порядку, рассмотрение дела начинается сначала, что требует от суда направления сторонам уведомления.

В срок, оставшийся от двух месяцев, отведенных для упрощенного порядка, выполнить данные требования будет невозможно.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/194249/

Адвокат Титов
Добавить комментарий