Суды, которые признают право налогоплательщиков обжаловать решение вышестоящего налогового органа

Как обжаловать решение налогового органа

Суды, которые признают право налогоплательщиков обжаловать решение вышестоящего налогового органа

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ.

При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление.

Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.

Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально.

Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».  

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

Куда направлять?

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.  
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

Источник: https://kontur.ru/articles/5286

Уважаемые налогоплательщики! Обращаем Ваше внимание на порядок обжалования актов налогового органа ненормативного характера, а также действий или бездействий их должностных лиц

Суды, которые признают право налогоплательщиков обжаловать решение вышестоящего налогового органа

30.03.2018  737

Порядок

обжалования материалов налоговых проверок,

действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов

В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации(далее – Налоговый кодекс) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие, нарушают его
права.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Порядок обжалования предусмотрен статьей 138 Налогового кодекса. Согласно данной статье, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых
действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу предусмотрен статьей 139 Налогового кодекса.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено Налоговым кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим

налоговым органом.

Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган предусмотрен статьей 139.1 Налогового кодекса.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу) в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает подавшее ее лицо, права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки, предусмотренные пунктом 2 статьи 139 Налогового кодекса.

О содержании письменной жалобы, подаваемой в налоговый орган:

– наименование налогового органа, в который подается жалоба;

– полное наименование заявителя, ИНН, индекс и адрес предприятия, номер контактного телефона;

– наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или фамилия, имя и отчество должностного лица, действия/бездействия которого обжалуются;

– требование заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

– обстоятельства (доводы) заявителя, доказательства, подтверждающие позицию заявителя;

– оспариваемые суммы (налог, вычет, пени, штраф);

– расчет оспариваемой денежной суммы;

– перечень прилагаемых документов.

Документы, которые рекомендуется приложить к письменной жалобе:

– документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;

– расчет оспариваемых сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, налогового вычета, на которые претендует налогоплательщик, и иные расчеты;

– доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае если жалоба подписана не законным представителем налогоплательщика – статья 27, статья 29 Налогового кодекса Российской Федерации).

РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ

Согласно статье 140 Налогового кодекса

Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;

4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Вышестоящий налоговый орган, принимает решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) и документы в обосновании требований лица подавшего жалобу (апелляционную жалобу) в течение одного месяца со дня ее получения.

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней.

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Жалоба остается без рассмотрения (статья 139.3 Налогового кодекса) в следующих случаях:

1) жалоба не содержит подписи лица или уполномоченного представителя либо представителем не подтверждены надлежащим образом его полномочия;

2) жалоба подана после истечения срока ее подачи (срок – один год со дня вынесения обжалуемого решения или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Для подачи жалобы в ФНС – три месяца), при этом, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не подавалось или в таком ходатайстве было отказано;

3) жалоба еще не рассмотрена (не принято решение), а налогоплательщик подал заявление об ее отзыве полностью или в части;

4) жалоба уже подавалась ранее по тем же основаниям.

Апелляционная жалоба остается без рассмотрения в следующих случаях.

1) Апелляционная жалоба не подписана лицом, ее подавшим. Уполномоченным лицом (в случае подачи апелляционной жалобы представителем) не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие его полномочия;

2) Апелляционная жалоба отозвана налогоплательщиком (полностью или в части) до момента принятия по ней решения вышестоящим налоговым органом;

3) Апелляционная жалоба уже подавалась ранее по тем же основаниям.

О принятом решении, об оставлении жалобы (апелляционной жалобы без рассмотрения, налогоплательщик должен быть извещен в письменном виде в течение трех дней со дня, принятия соответствующего решения, а сам срок принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения – в течение пяти дней. Срок отсчитывается со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы.

Жалобу, оставленную без рассмотрения, можно подать повторно, но данное правило не распространяется на жалобы, отозванные налогоплательщиком самостоятельно, а также на жалобы, ранее направляемые по тем же основаниям.

Рассмотрение жалоб, поданных в суд (статья 142 Налогового кодекса)

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

По вопросам досудебного урегулирования налоговых споров обращаться

по телефону 8 (34643) 5-33-31

Источник: https://admmegion.ru/news/333009/

Обжалование решения налогового органа в суд

Суды, которые признают право налогоплательщиков обжаловать решение вышестоящего налогового органа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Обжалование решения налогового органа в суд». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Порядок судебного обжалования, в отличие от предыдущих способов, регламентируется не НК РФ, а Арбитражно-процессуальным кодексом РФ (далее по тексту — АПК РФ).

Но, как указано выше, у данного правила есть одно небольшое исключение, пренебрегать которым нельзя, — решения Центрального аппарата Федеральной налоговой службы ввиду отсутствия вышестоящего налогового органа подлежат обжалованию непосредственно в суд.

Оспаривание решений налоговой инспекции в судебном порядке

Т.е. Решение о взыскании не относится к “актам налоговых органов о привлечении к ответственности”.

Приостановление исполнения решения производится в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Подать жалобу можно до 24:00 последнего дня срока. Если вы не успеваете сделать это до конца рабочего дня вашего налогового органа, можно отправить жалобу по почте ценным письмом с уведомлением и описью почтового вложения.

Н. Споры с налоговыми органами при осуществлении налогового контроля и взыскании налогов и сборов: Практические рекомендации. М.: Юстицинформ, 2015. С. 26.

Если организация обжалует решение налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ).

В доверенности должны быть четко указаны полномочия представителя подписывать от имени общества апелляционную жалобу, представлять интересы в налоговом органе, подавать документы, знакомиться с материалами проверки и пр.

Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов ФНС России

Следует отметить, что нарушения налогового законодательства могут быть выявлены налоговым органом и зафиксированы в соответствующем решении также вне рамок проверок. Такие нарушения не связаны с правильностью исчисления налоговой базы и уплаты налогов, но препятствуют осуществлению налогового контроля.

Прежде чем обратиться в суд, чтобы обжаловать решение инспекции, организация должна подать жалобу в региональное налоговое управление (УФНС России).

Пропущенный по уважительной причине трехмесячный срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Восстановление данного срока осуществляется на основании ходатайства налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительных причин.

Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи апелляции.

Подписать жалобу может как налогоплательщик (руководитель организации), так и его законный или уполномоченный представитель.

Получив ответ из вышестоящего налогового органа, налогоплательщик не обязан обжаловать его в дальнейшем в следующем вышестоящем налоговом органе. Ответ вышестоящего налогового органа фактически свидетельствует о завершении процедуры обязательного досудебного обжалования решения.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ по общему правилу заявление об обжаловании решения подается налогоплательщиком в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Как правило, это трехмесячный срок с момента получения налогоплательщиком решения.

Апелляционная жалоба подается в письменной форме (п. 3 ст. 139 НК РФ). Так как иных требований к способу подачи жалобы Налоговый кодекс не содержит, то налогоплательщик может ее составить в произвольном виде.

В соответствии со ст. ст. 27 и 34 АПК РФ при обжаловании решения о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщику необходимо подавать заявление в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа (край, область, г. Москва и пр.).

В случае неуплаты денежных средств в установленный срок, налоговый орган инициирует процедуру принудительного взыскания доначислений (ст. 46 НК РФ).

Существует две возможности административного обжалования решений: в порядке апелляционного производства или в общем порядке. Применение того или иного варианта зависит от того, вступило решение в законную силу или нет. При этом будут различаться процедура и последствия обжалования.

Также Налоговый кодекс РФ устанавливает обязательную досудебную процедуру урегулирования споров, возникших между налоговым органом и налогоплательщиком в связи с привлечением налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. п.1 ст.104 Налогового кодекса РФ).

Когда досудебные способы урегулирования налоговых споров исчерпаны, для защиты своих прав и законных интересов граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд.

Обжалование нормативно-правовых актов ФНС

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.

Стоит отметить, что определение акта ненормативного характера не получило законодательного закрепления и единственным источником, который позволяет уяснить сущность данной категории, является ныне утратившее силу Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5.

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

Обратите внимание: порядок обязательного досудебного обжалования распространяется на вынесенные по результатам налоговой проверки решения, касающиеся привлечения (отказа в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Срок обжалования решения налогового органа

Апелляционная жалоба направляется в налоговый орган, который проводил проверку и вынес решение (п. 3 ст. 139 НК РФ).

До вступления в силу решения, принятого по результатам проверки, налоговая инспекция, в качестве обеспечительных мер может вынести постановление о запрете компании распоряжаться определенным имуществом стоимостью не меньше недоимки, пени и штрафа.

Справочно. Обязательный порядок подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа до обращения в суд распространяется только на решения о привлечении и об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

В последней части нашего цикла статей по защите интересов предпринимателя при проведении налогового контроля расскажем о самом радикальном методе борьбы с незаконными решениями налоговых органов — через суд.

Порядок обжалования решения НФНС

О внесении изменений в статью 5-1 Федерального закона «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с использованием составных частей Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» при создании отдельных информационных систем.

К территориальным инспекциям относятся инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, а также межрайонные инспекции. Их решения нужно обжаловать в управление ФНС РФ соответствующего субъекта Российской Федерации (области, края, республики, города Москвы или Санкт-Петербурга).

К письменным возражениям на акт налогоплательщик вправе прикладывать заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность его возражений. Десятидневный срок, что установлен пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ для вынесения решения по результатам проведенной проверки, исчисляется после истечения одного месяца, установленного пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Коллизия порядка исчисления сроков на судебное обращение, по нашему мнению, будет преодолеваться путем обращения компаний в арбитражные суды с просьбой о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа по уважительной причине.

Обжалование решения налогового органа: куда обращаться

Решение об аресте счета, как и о запрете распоряжаться имуществом, можно сразу же оспорить в суде. У налоговиков есть право на такие обеспечительные меры только при достаточных основаниях полагать, что без них будет трудно или вообще невозможно исполнить обжалуемое решение, принятое по результатам проверки, и (или) взыскать указанные в нем недоимку, пени и штрафы.

Статья: Обжалование решения налогового органа в суд (Брызгалин В.В.) («Предприниматель без образования юридического лица.

Жалоба. Документ под этим названием подаётся в том случае, если заявитель обжалует акт, вступивший в законную силу. При этом оно не обжаловалось в порядке апелляции.

НК РФ закрепляет право налогоплательщиков по обжалованию принятых им актов. Помимо этого указанный нормативный документ в своей главе 19 регулирует и устанавливает порядок обжалования, сроки, а также определяет основные вопросы при рассмотрении названных дел.

Образец жалобы на действия налогового органа и порядок обжалования

Акт налоговой проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов (см. Определение АС Республики Алтай от 19 февраля 2016 года № А02-1081/2015).

Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, решение которого обжалуется (п. 3 ст.139 НК РФ). Жалобы, направленные непосредственно в вышестоящий налоговый орган, как показывает практика, возвращаются налогоплательщику без рассмотрения.

В результате такой «технической» ошибки компания может пропустить срок для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу. Законопроекта «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» является внесение изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 г.

№ 152-ФЗ «О персональных данных», с целью обеспечение защиты информации о человеке, полученной из его биоматериала, содержащей генетическую информацию.

Источник: https://robell.ru/obshhestvo/15530-obzhalovanie-resheniya-nalogovogo-organa-v-sud.html

Пресса о ВАС РФ

Суды, которые признают право налогоплательщиков обжаловать решение вышестоящего налогового органа

Задача государства заключается в том, чтобы налоги и сборы поступали в соответствующий бюджет в максимально полном объеме и своевременно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что налоговые органы принимают все возможные меры для решения этой задачи.

Вполне естественно и то, что налогоплательщик в определенных случаях считает налоговое бремя и требования налогового органа завышенными, не соответствующими закону. Где истина? На этот вопрос отвечает судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Анатолий Иванович Бабкин.

Практика и статистика

Количество рассмотренных арбитражными судами в первой инстанции споров, которые связаны с применением налогового законодательства, неуклонно снижается. Если в 2005 году этих споров было 425 236, то в 2008 году – 99 681. Причем по предмету спора статистические данные различны.

Так, доля дел об оспаривании правовых актов налоговых органов в общем количестве споров, связанных с применением налогового законодательства, резко возросла (с 11,4% в 2005 году до 51,0% в 2008 году), хотя в абсолютном выражении увеличение незначительное (соответственно 48 414 и 50 800).

Подобное положение дел может свидетельствовать об упреждающих действиях со стороны налогоплательщиков, которые обращаются за защитой нарушенных, по их мнению, прав.

При этом они не дожидаются реальных последующих действий налоговых органов по исполнению собственного решения, в том числе выставления требований, взыскания сумм недоимки и пеней во внесудебном порядке, блокирования банковских счетов, обращения в суд с иском о взыскании штрафа.

Согласно статистическим данным арбитражные суды чаще всего признают ненормативные правовые акты налоговых органов не соответствующими закону и удовлетворяют требования налогоплательщиков (2005 г. – 72,6%, 2006 г. – 72,8%, 2007 г. – 75,9%, 2008 г. – 70,0%).

Таким образом, на стадии проведения контрольных мероприятий и совершения связанных с ними действий, в том числе в ходе налоговых проверок и принятия по ним решений, налоговые органы допускают нарушения, а вышестоящие налоговые органы, если налогоплательщики обращаются к ним с жалобой, не соглашаются с представленными доводами.

Несколько иная картина наблюдается с делами, где предметом спора являются материальные требования, то есть разногласия сторон возникли в отношении конкретных денежных сумм.

Значительно сократилось как абсолютное количество дел о взыскании налоговыми органами обязательных платежей и санкций, так и их процентное отношение к числу дел, связанных с применением налогового законодательства, – с 369 865 (87,0%) в 2005 году до 43 565 (43,7%) в 2008 году. При этом в 2005 – 2006 гг.

требования налоговых органов удовлетворялись в большинстве случаев (соответственно 71,0 и 65,2%). В последующие годы ситуация изменилась: процент удовлетворенных требований налоговых органов по этим делам значительно уменьшился (39,6 и 43,7%).

В то же время из года в год увеличивалось количество дел о возврате из бюджета по требованиям налогоплательщиков средств, излишне взысканных налоговыми органами либо излишне уплаченных налогоплательщиками: с 1677 (0,4%) в 2005 году до 4225 (4,2%) в 2008 году.

Приведем еще некоторые статистические данные, характеризующие отношение спорящих сторон к судебным актам, принятым по делам, связанным с применением налогового законодательства.

При значительном уменьшении количества рассмотренных дел этой категории судами первой инстанции процент обжалования принятых ими решений увеличился: в суды апелляционной инстанции с 6,9% в 2005 году до 19,8% в 2008 году, в суды кассационной инстанции соответственно с 6,5 до 19,9% (проценты исходя из соотношения с количеством дел данной категории, рассмотренным в судах первой инстанции). Таким образом, по остальным делам стороны согласились с принятыми судебными актами.

По каждому пятому делу судом апелляционной инстанции и каждому шестому делу судом кассационной инстанции судебные акты были отменены или изменены.

Однако если соотнести отмененные (измененные) судебные акты с количеством дел этой категории, рассмотренных в судах первой инстанции, процент получается весьма незначительным (1,3 – 3,7%).

При этом следует иметь в виду, что с жалобами для проверки законности и обоснованности судебных решений обращаются в вышестоящую судебную инстанцию как налогоплательщики, так и налоговые органы.

Судебная практика показывает, что споры возникают чаще всего в случае, когда стороны не находят взаимопонимания в вопросах, относящихся к фактической стороне проблемы (расчеты сумм налоговой базы, налога, пеней, оценка представленных налогоплательщиком документов и тому подобное), либо имеется различное толкование и соответственно применение ими норм права. В отдельных случаях поводом для разногласий является злоупотребление правом со стороны налогоплательщика, прямое нарушение норм налогового законодательства налоговым органом.

Сами виноваты

Для того чтобы предотвратить возникновение разногласий между налогоплательщиком и налоговым органом, а в случае их возникновения своевременно устранить причины и условия для спорной ситуации, Налоговый кодекс РФ предусматривает специальные нормы, регламентирующие поведение сторон в процессе реализации ими прав и исполнения обязанностей.

Однако эти нормы эффективны только в в случае, когда все участники налоговых правоотношений действуют по установленным в законе правилам. На практике это далеко не так.

Например, как показывает судебная практика, зачастую можно было бы избежать обострения разногласий по налоговым проверкам, которые становятся предметом судебного разбирательства.

В частности, ст. 165 НК РФ предусматривает определенный пакет документов, который налогоплательщик должен представить для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость.

В случае непредставления какого-либо документа или представления документа, вызывающего у налогового органа вопросы, формально имеются все основания отказать налогоплательщику в применении налоговой ставки 0% и возмещении налога, тем более что право на повторное обращение в налоговый орган с аналогичным заявлением у налогоплательщика есть.

Но что мешает налоговому органу указать налогоплательщику на отсутствие такого документа или восполнение недостающих сведений? Более того, ст. 31 НК РФ наделяет налоговый орган таким правом.

Суть разногласий может также состоять в различном подходе к методике расчета налога на добавленную стоимость.

По одному из дел с учетом фактических обстоятельств, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, в том числе заключения экспертизы, назначенной судом первой инстанции, суды сочли ошибочным решение инспекции, основанное на неверной методике расчета указанного налога.

По мнению инспекции, о правомерности ее решения свидетельствовало, в частности, то обстоятельство, что налогоплательщик фактически согласился с результатами налоговой проверки, поскольку не представил возражений на акт проверки, не реализовал свое право на обжалование решения инспекции в вышестоящий налоговый орган, то есть не принял мер к досудебному устранению разногласий.

Источник: http://www.arbitr.ru/press-centr/smi/24317.html

Адвокат Титов
Добавить комментарий