Справки и рапорты — это не результаты ОРМ, а лишь утверждения оперативных сотрудников

Кс рф: результаты орм не являются доказательствами

Справки и рапорты — это не результаты ОРМ, а лишь утверждения оперативных сотрудников

Конституционный Суд вынес Определение № 2801-О/2017 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на ст. 89 «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности» УПК РФ.

По мнению заявителя, данное законоположение противоречит Конституции РФ, так как позволяет признавать в качестве доказательств по уголовному делу результаты негласной аудио- и видеозаписи, полученные без судебного решения и без рассекречивания сведений о характеристиках технических средств, использованных при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Отказывая заявителю, КС РФ вновь указал, что применение технических средств фиксации наблюдаемых событий не предопределяет необходимости вынесения о том специального судебного решения, которое признается обязательным условием для проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. А осуществление негласных ОРМ с соблюдением требований конспирации и засекречивания сведений в области оперативно-розыскной деятельности, в том числе сведений об использованных средствах, само по себе также не нарушает прав граждан.

Конституционный Суд напомнил, что, согласно УПК РФ, доказательствами по уголовному делу являются «любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном этим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела».

При этом Суд подчеркнул, что результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Закона об оперативно-розыскной деятельности, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем.

Комментируя определение, адвокат АБ «ЗКС» Кирилл Махов отметил, что Конституционным Судом РФ верно отмечено, что само по себе применение технических средств фиксации наблюдения событий не предполагает необходимости вынесения о том специального судебного решения при проведении ОРМ – это необходимо только в случае проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, которое может, в том числе, осуществляться с применением технических средств.

Эксперт добавил, что сведения (аудио- и видеозаписи), полученные в ходе ОРМ с использованием технических средств записи, становятся доказательствами по уголовному делу после проведения осмотра цифрового накопителя, на котором находятся данные записи и вынесения соответствующего постановления о признании вещественным доказательством. Но на практике часто возникают вопросы именно по порядку предоставления данных ОРМ в следственный орган.

«Приказами МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г.

“Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд” определен порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

И уже в случае выявления нарушений данной инструкции возможно на предварительном следствии и в суде заявлять о признании недопустимыми доказательств, полученных в ходе ОРМ», – указал адвокат.

Кирилл Махов добавил, что очень часто у правоприменителей возникают вопросы в законности проведенных ОРМ и, как следствие, признании этих результатов доказательствами. Определение КС РФ в очередной раз подтверждает, что к изучению материалов уголовного дела и в особенности материалов проведенных ОРМ необходимо подходить с особенной тщательностью.

Доцент кафедры уголовно-процессуального права Университета им. О.Е. Кутафина Артем Осипов пояснил, что данное определение отражает устоявшиеся правовые позиции Конституционного Суда РФ в отношении конституционно-правового смысла положений ст. 89 УПК РФ.

При этом эксперт высказал сожаление, что данные правовые позиции на протяжении многих лет так и не привели к преодолению одного из главных парадоксов современного доказательственного права, связанного с неопределенностью условий и форм трансформации результатов ОРД в доказательства по уголовным делам.

По его словам, ситуация усугублена несоответствием многих положений российского Закона об оперативно-розыскной деятельности международным стандартам правовой определенности, на что неоднократно обращал свое внимание ЕСПЧ в ряде постановлений («Ахлюстин против России» от 7 ноября 2017 г., «Веселов и другие против России» от 2 октября 2012 г.

, «Быков против России» от 10 марта 2009 г. и иные).

«Свидетельством такого несоответствия является и отсутствие независимой процедуры санкционирования ряда ОРМ, сопряженных с риском провокационного воздействия властей, и отсутствие положений о судебном санкционировании использования технических средств фиксации поведения и бесед фигурантов оперативных мероприятий за пределами их жилища. Отсутствие механизмов судебного контроля, сфера которого включала бы в себя оценку необходимости и пропорциональности проводимых ОРМ предусмотренным законом целям, не позволяет рассматривать плоды такой деятельности как в качестве источника надлежащих доказательств, так и доказательств в собственном смысле слова. Тем не менее на практике суды общей юрисдикции при рассмотрении уголовных дел в абсолютном большинстве случаев ссылаются в обвинительных приговорах на результаты ОРД именно как на доказательства, перечисляя через запятую показания свидетелей, рапорты и служебные записки», – пояснил Артем Осипов.

Эксперт заключил, что отсутствие принципиальной новизны в определении Конституционного Суда РФ указывает на то, что оно не приведет к заметному изменению правоприменительной практики.

Адвокат АП Краснодарского края Алексей Иванов в свою очередь отметил, что охотное использование результатов ОРД в качестве доказательств, не только правоохранительными органами, но и судами, не является секретом.

«Несмотря на то что ранее КС РФ неоднократно высказывался о том, что “результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов”, для правоприменителя это не имеет решающего значения.

А адвокатские возражения и ссылки на правовые позиции КС РФ нередко не принимаются во внимание, что только подстегивает правоохранительные органы к использованию в виде доказательств подобные “суррогаты”», – заметил эксперт.

Алексей Иванов считает, что заявитель жалобы поставил актуальный и давно требующий ответа вопрос: насколько практика признания в качестве доказательств по уголовному делу результатов негласной аудио- и видеозаписи, полученных без судебного решения, соответствует Конституции?

«Жаль, что в очередной раз при рассмотрении принципиальнейшего вопроса КС РФ не нашел оснований для рассмотрения жалобы по существу.

Увы, но подобное давно стало печальным трендом в деятельности Конституционного Суда.

А нежелание рассматривать жалобы по важнейшим вопросам сказывается на правоприменительной практике и негативно отражается на правах и свободах российских граждан», – заключил Алексей Иванов.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-rf-rezultaty-orm-ne-yavlyayutsya-dokazatelstvami/

Сейчас мы вам подбросим!

Справки и рапорты — это не результаты ОРМ, а лишь утверждения оперативных сотрудников

В публикации «Соблюдайте ваши инструкции» («Новая» № 62 от 10 июня 2019 г.) мы упомянули «методические рекомендации», разработанные Генеральной прокуратурой России еще в 2015 году и регламентирующие порядок проведения ОРД (оперативно-разыскной деятельности) и ОРМ (оперативно-разыскных мероприятий) по уголовным делам, связанным с распространением наркотиков.

После консультаций с юристами мы приняли решение обнародовать текст этого документа,

который полностью называется «Методические рекомендации по обеспечению законности при подготовке и проведении органами наркоконтроля и внутренних дел проверочной закупки наркотических средств и психотропных веществ»

(Читайте ее полный текст ниже на этой странице!)

У нашего решения есть общественно значимый и вполне практический смысл. Участники уголовного разбирательства по ст. 228 находятся в неравных условиях.

Если бы требования Генпрокуратуры соблюдались неукоснительно, то количество приговоров по 228-й оказалось бы как минимум вдвое меньше.

Более того, если будет принят внесенный группой депутатов законопроект, снижающий тяжесть наказания по отдельным частям ст. 228, это приведет к массовому пересмотру ранее вынесенных приговоров. И вот тогда нужно будет не просто формально снижать срок, но и смотреть на то, в какой мере он вынесен в соответствии со строгой буквой рекомендаций. Так получится неформальная, но массовая амнистия.

«Рекомендации» — это, конечно, не закон. Но есть два очень важных момента.

Во-первых, рекомендации, разработанные Управлением по надзору за производством дознания и оперативно-разыскной деятельности Генеральной прокуратуры России — это разъяснение норм, прописанных в законах. И они ничуть не выходят за рамки закона.

Кроме того, для сотрудников прокуратуры любого уровня рекомендации Генпрокуратуры равносильны приказу Генерального прокурора, который они обязаны соблюдать беспрекословно. То есть,

если сотрудник прокуратуры видит, что в материалах, собранных полицией и представленных, например, в суд, ОРД и ОРМ проводились не так, как это расписано в «методических рекомендациях», сотрудник прокуратуры обязан вернуть все материалы в полицию и не поддерживать ходатайства следствия, к примеру, об избрании меры пресечения.

А в «деле Ивана Голунова», как мы уже знаем, прокуратура поддержала ходатайство следствия об аресте журналиста, хотя должна была остановить правовой произвол еще до направления материалов дела в суд для избрания меры пресечения подозреваемому.

Надо сказать, что «методические рекомендации» появились не случайно. Дело в том, что в 2010–2015 годах Европейский суд по правам человека вынес целую серию судебных решений, связанных с «наркотической» ст. 228 УК РФ.

И в этих решениях ЕСПЧ указал на факты полицейских провокаций («Банникова против России», «Дружинин против России», «Золотухин против России» и ряд других).

И именно эти решения ЕСПЧ вынудили Генпрокуратуру, МВД и госнаркоконтроль (в то время еще не ликвидированный) признать, что откровенные фальсификации уголовных дел по ст. 228 УК приняли системный и массовый характер.

И что остановить этот конвейер правового произвола можно, только четко регламентировав порядок проведения ОРД и ОРМ по уголовным делам, связанным с распространением наркотиков, исключающий провокации, подбросы, фальсификации доказательств.

Нельзя не обратить внимание и вот на какой момент.

Почему Генеральная прокуратура обратила пристальное внимание именно на такой вид ОРМ как «проверочная закупка»? Дело в том, что это чуть ли не единственное серьезное доказательство того, что наркодилер действительно хранил наркотики с целью сбыта.

В конце 90-х – начале 2000-х именно «проверочная закупка» ложилась в основу уголовных дел о сбыте наркотиков. Когда человеку выдавались меченые деньги, он покупал наркотики, наркодилера тут же задерживали и изымали у него меченые деньги.

Позже наркополицейские начали упрощать себе жизнь, отказываясь от проведения «проверочной закупки». А если и проводили этот вид ОРМ, то он стал больше походить на провокацию преступления. Тогда-то и были разработаны «методические рекомендации». Но, увы, наркоборцы просто проигнорировали разъяснения Генпрокуратуры.

И последнее, о чем мы не можем не рассказать. У нас нет сомнений, что «методические рекомендации» Генпрокуратуры — не фейковый, а настоящий документ.

Еще в прошлом году управлением ФСБ по Тюменской области было возбуждено уголовное дело № 11807710001000027 по факту утечки документов с грифом «Секретно» и «Совершенно секретно» из прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа.

В конце марта из Тюмени в Москву прилетал следователь СО РУ ФСБ по Тюменской области майор Трунев, в чьем производстве находится это уголовное дело. В Москве Трунев допросил в качестве свидетеля специального корреспондента «Новой» Ирека Муртазина, которому еще осенью прошлого года неизвестный передал копии этих документов.

как действовать правильно: пошаговая инструкция

Лист согласований

Первая страница инструкции

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ОРГАНАМИ НАРКОКОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ПРОВЕРОЧНОЙ ЗАКУПКИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Введение 

В судебной системе Российской Федерации в настоящее время окончательно утвердились требования, предъявляемые к порядку, а также условиям осуществления и надлежащей фиксации результатов оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД), формированию которых в значительной степени способствовала практика рассмотрения жалоб по уголовным делам Европейским Судом по правам человека (далее — ЕСПЧ).

Вместе с тем данный вопрос все еще остается актуальным в правоприменительной практике оперативных подразделений, в том числе при проведении ФСКН России и МВД России проверочной закупки наркотических средств и психотропных веществ (далее — проверочная закупка).

Так, с учетом негласного характера проведения названного оперативно-розыскного мероприятия (далее — ОРМ), а также использования конфиденциальных источников информации существуют различные трактовки понятия достаточности оснований для проверочной закупки, допустимости и пределов использования ее результатов. Это обстоятельство зачастую влечет признание недопустимыми доказательств на стадии досудебного производства и при рассмотрении уголовного дела в суде.

Указанные недостатки свидетельствуют об отсутствии единой методики и должной эффективности прокурорского надзора за законностью осуществления ОРД.

В этой связи следует обратить особое внимание надзирающих прокуроров на соблюдение требований и условий подготовки и проведения оперативными подразделениями ФСКН России и МВД России проверочной закупки.

Особенности порядка организации и проведения проверочной закупки.

1. 1. Понятие проверочной закупки

В статье 6 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Федеральный закон №144) приведен исчерпывающий перечень ОРМ, к числу которых отнесена проверочная закупка. В то же время в данном федеральной законе не раскрываются ее содержание и порядок осуществления.

Источник: https://kompromat1.media/articles/120111-sejchas_my_vam_podbrosim

�������� ������������ �� �����, ��������� � �����������. �� ��������� �����

Справки и рапорты — это не результаты ОРМ, а лишь утверждения оперативных сотрудников
�12873

���������� ����� �.
(����������� �������, ���� ���, ��������������)������������. �������� ������� ������� �������������� ����������� ��� ��� ���������� � ���������� ���� �������������� �� ��������� ������������� ������������ ������, ��������������� ���.

� ���� ��������� ���� ������� ��������� ���, �� ��� ���������� ��� �������������� ��� ����������� �� ���������� ����. �� ������ ��������������� �������� ����� �������� �� ��� ��������, �������� ���������� ��� ������������� ����������������, � � ������������ � ��.

���������������� ������� ������������� � ����������� ���������� ���� ���������. �������� ����� ������������� �������������, ��������� ���, ��� ��� ������������� ����� ���� ��������� � ���������� ���������� ���� �������.

��������� �������� ������������� �����, �������� ��������� ���� �� ����� �������� ���������������. �������:1. ����� �� ����� �������� ������ ����������� �������������?2. ����� �� ����� ����� ������ ��� � ��������� ���� �������� ��.286 ��� �� ?3.

����� ������������� ������ ������������� �����, ���������� ��� ����� ����� ��������� ������������� ����������������, ��� �������� ���� ������?

�������� ������� ��������� ��������� �������:

������������. ������ ��������:�������������, � ������������ �� ������� 89 ��� �� � �������� ����������� ����������� ������������� ����������� ����������-��������� ������������, ���� ��� �� �������� �����������, ������� ��� ����������� � ���������������.������� ���������� ����������� ��� � ���������� ���������� ���� ��������� ������ 4 ������ 11 ������������ ������ ��� ����������-��������� ������������: ������������� ����������� ����������-��������� ������������ ����������� ��� � ��� �������������� �� ��������� ������������� ������������ ������, ��������������� ����������-��������� ������������, � �������, ��������������� �������������� ������������ ������. ����� ����� ��������, � ���������, ���������� � ������� ������������� ����������� ����������-��������� ������������ ������ ��������, ����������� ��� � ���, ������������ �������� ��� ������, ������������ ������� ��, ��� ������, ����������� ������ ������ ��, ����������� ���������� ������, ������ ������� �������� ��, ����������� ������ ���������� ���������, ����������� ������ �� �� �������� �� �������� ����������, ������������� �������� �� �� 27 �������� 2013 �. � 776/703/509/507/1820/42/535/398/68. ����� 9 ������ ���������� �������������, ��� ������������� ����������� ��� �������������� ����������� ����� (�������) ��� ������������� �������� � �������� ��������������� ������� � ������� ������ 144 � 145 ��� �� (� ����������� ���������� ����), � ����� ��� ���������� � ���������� ���� �������������� �� ��������� ������������� ������������ ������ (�������������), ��������������� ��� (���������� ��� ��� �����������). �������� ������ 10 ���������� ��� ������������� �������������� ����������� ����� (�������) ����������� ���, ���������� ��� ���������� ����������� ������� ��� �������������� �������� ���������, ������� � ���������, ��������� ���������� ������� ��������� ���� ������ ������� ���������, � ����� ������������ ������������ ��� ������������ ���������, � ��� ����������� ������������� ������������ ������, ��������������� ��� (���������� ��� ��� �����������), � ���������� ������� ����������-���������� �����������. ����� ��������� ������������� ������, ��������������� ���, �������� �������� � ���������� ���� ������������ �����, ���������� ����������� �������� ����, � ������ �� ����������, ����������� � ���������� ��������������� (���������) ����.������ ��������, ��� � ��������������� �������� ���� ��� �������� � ��� � ������ �������� ������������� � ����������� ���� ���������, ���������� �������� ��������������� ���� ������ ���������� ���������������� ������ 237 ���, ������� ����������� ������, ����� ���� �� ������� ����� ����� ���� ���������� ���������. �������� ���� ������ ����� �� ����������� ������� ��� �� ����������� ���������� ���������� ��������� ���� ��������� ��� ���������� ����������� ��� ������������ �����.��������� ������ �������� ��������� ����������� ������ ���� ��������� �������� ��������, �������� � ������ ������ ������� ������ ���� ���������� ������������� � ���������� ����������� ��� � ���������� ���� ����� �� ������, ��� ��� ��� �� ��������� �� � ������ �� ���������, ��������� � ������ 237 ���. � ���������� ���������� � ���������� ������� ��������� ������� �������������, � ����� �� ���� ������ �������������� ������������� ��������� � ������������� �������������� ����, ����������� ������������� �����, ����� ������ ������������, ��� �������� �������� ������������� ������ ������� ������ �������������� ��������� ����������� ����, ��������� ������ � �������������, ���������� ������ 237 ���. ����� ����, ������� ��������, ��� ����� �� ������ ���������� ��������� ���� ��� ����� ���������� ����������� ��� ���������� (������� ������������� ��������� �� ������� ���������) � ��� ����� � ������, ��� ��� ������������� � �������� ������������ � ���������������� ������� � �� ����� ����������� �� �� ������� ���������, �� �� ������� ������, ��������� �������, �������� �� ���� �� �������������� ���������� (� ���������, �� ���� ������� ������������� ���������������� ���� ���������� ��������� �� 8 ������� 2003 ���� ��18-�), � � ��������������� ������ ����� �� ���� ��������� � �������� ������������ ������, ������ ��������� �� �������������� ��������, ��������� � ��������� ����.� ��������������� �������� � ���� ���������������� �������� ��� ����������� ������������ ������������� ������ ��� ���� �������� ��������� �������.�������� ������ 235 ��� �� ��������������� �������� ���� ������� ������ ������� ����������� �� ���������� �� ������� �������������, ������������� � �������� ���������������, ������ ��������������. ����������� �� ���������� �������������� ������ ��������� �������� �� ��������������, �� ���������� �������� ������������� �������, �� ��������� ��� ���������� ��������������, ��������������� ��������, � ��������������, �������������� �����������. � ������, ���� ���� �� ������ ��������� ������ ���������� ��������������, ����� ������ �������� ��������� ������������ �������� � ���� ���������, ��������� � ��������� ���� � (���) �������������� ���������. ��� ������������ ����������� �� ���������� ��������������, ����������� �������� ������ �� ��� ���������, ��� �������������� ���� �������� � ���������� ���������� �������, ����� ������������ �������, �������������� �������� ������, ����� �� ���������. ���� ��� ������ ������� �� ���������� ��������������, �� ������ �������������� ������ ����������� ���� � �� ����� ���� �������� � ������ ��������� ��� ����� ��������� �������, � ����� ������������� � �������������� � ���� ��������� ���������������. ������ ��� ������������ ���������� ���� �� �������� ��� �� ����������� ������� ������ �������� ����������� ������ � ��������� ������������ �������������� ����������.��������������, ���������� ����������� ��������� �������������� ������������ ������ ���� ���� �������� � �������, ��������������� ������� 236 ���,�������������� ����� �� ���������� ����������� ��� �� ����� ���������� ������������� � ��������� �� ��, ����� ��������� ���������� ����, �������������� ���������� ������� ��������������, �� ����� ������������� � ���������� � �������� ��������� � �������������� � �������� �����������, � � ���������� ��������� ��������� ��� ������������ ���� �� ��������.��� �������� ���������� ���������� ���������� ������� ������������ ������������� ������, ��������������� ���, � ���������� ����������� ��� � ���������� ����, �� “�����������” ��������� “�������” ������ ���� �������������� �� ������ ����� �������� ���������� ������� �� ������������ ��� � ������������� ����������� ���������� ����, ����� �������� � ������������ �� ������� 221 ��� ��� ������ ������� ������� �� �� ����������� �������������� ���������� � � ����������� ���������� ���� � ���, � � ����������� ���������� ���� ����������� ��� ���������� ���������� � ���������� ���� �����������.��������� �������� � ��������������� �������� �� ������ ����������� �� ������������� ������� � ��������� ���� ������������� � ���������� ����������� ��� � ���������� ����, ��, �������������, ����������� � ��� ���� ������ ����� ��������������� � ������ �������������� ����������� ��������� (��. 252 ���). ��� �� �����, ������� ����� � ����, ��� ����������� ��������� �� ������� ��������� (� ������ ����������� �� ���������� �� ������ ��������� ������������), ����� ���� ��������� � ���������� ���������� ���� �������� ������ 286 ��� (�� ��������� ����������� ��� ������������� ���� ������������� ������������ ������ ��� � ���������� ����������� ��� � ���������� ���� ����� ���� ����������� � ��������� � ���������� ���������� ����). ��� �������� ���������� ������������ ��������� “������ ������”, �� �������� ���� ����������� ��������� ������ �� �������, � ��������������� ������� ���������� ����������-��������� ����������� ����������� ����������. ������:����� �������, ������������� � ��������������� �������� � ������ �� �������������� �������� ����� ������� ���������. 1. ���������� ��������, �� ����� ����������, ��������������� ������� 237 ���, ������ �������� ������������� � ����������� ���� ���������. �� ��������� ���������� �������������� ������� �����-���� ������������ ����� ������������ ������������� �������� ����� �� ��������������� ��������, ����� ��� � ������������ �������������� �������������� ������������� ��������� � �������������� ������������� �� ������ ������������� ���� ������ ���������.���� ����� ������� ���� ��������� ������������� �� ��������� ���������� � ���� ������������� � ���������� � ���� ����������� ���, �� ��� ������������� ��������� ���������� ������� ������ �������������, ��� ��� ������ 237 ��� �� �������� � ����� ��������� ����������� ���� ��������� ���� ���������� ����������� ���������� ������������� ����� ��������� ���������������� ������������� ������������ ������, ��������������� ���. ���� �� ������������� � ����������� ���� ���� �������� �� ������� ������� ������ �������������, ������������ ������� ������ 237 ��� ��������� ����������� ���� ���������, �� ���������� ����������, ����� ��� ���� ��������������, ������� �� ���� �� ������� � �������� �� ��� ����������� ��� ����������� ���� ���������. ��������������, ��������� ������ ������ ��������� ����, �������������� ������������� ��������� � ������������� ���� ������������� ���������.2. ���� ������������ ���������� ����� �� ��������������� �������� �������� ���� ���������� ������������� � ����������, �� ������ ��������� ������������ �������� �������� � ������������� ����� �� ���������� �������������� �� ����� ����������, �� �� � ����������� ���� ���������. ������������ ���� � ����� ������ ����� ��������� ��� ����� ���������� ���, ������ ��� ������ � �������������� ������ ��� �� �� ���������� � ���� ����� ���� �������� ������ � ������ ���������� ������������� �� ������ ������������ ���� �� ��������.������ �� �������:1. �������� ����� ����� ������ ����������� ������������� � ����������, ��� ��� ������� 235 ��ʠ �������������, ��� ��� ������������ ���������� ���� �� �������� ��� �� ����������� ������� ������ �������� ����������� ������ � ��������� ������������ � ��������������� �������� �������������� ����������. ��� ���� ������������� �����-���� ������������ ������ ������ ����, ��� ����������� ������������ ������������� ���� �� ������������� � ���������� ����� ���� ��������, ��� ��� ������ �� ������������� ��������� �������� ������ � ������������� ������� ������������� ������������ ������, ��������������� ���, � ��� ����� ���������� ��������� “������ ������”, �������� �������������.2. �� ������ ��������� ������������ ����������� ������������� � ���������� ����������� ��� � ���������� ���� � ������������� ������ ��� �� �� ���������� ����� ���� � ������� ������ 286 ��� ����������� � ��������� ������ � ���������� ���������� ���� �� ����������� ������� ���������, ���� ���� �� ��������������� �������� ��� �������������� ���� ��������� �� ������ ���������� �� ����������� ������� ������.3. ����� ������������� ������ ������������� ����� � �������� ���� ���������, ���� � ������ ������������� ����� �� �������, ��� ���������� ��� ��������� �� ������ ���������� �������������, ��� ��������� ����� ��������� � �������� ��������, ����������� � ������� ������������, � ��� ����� ������������ ���� ����� ������ ��������� ����� ����������� � ������������ � ���������� ����������� ����. ���� �� ��������������� �������� ��� ����� ������, ��� ������ ��������� �� ����� ��������� ����������� ����������������, � �������� �� �� ������ �������������, �� ��������� ��� ������������ ���� �� �������� �������� ������ �������� � ���������� ����������� ��� � ����, � ��� ����� �������� � ������������� ������ ��� � ����������.����������� � ����� ������� ����� ����������� � � ������ ��������� ������ �� ��������������� �������� ������������� �� ���������� ���������� ��� �� ����� �������������. �������� ������ 286 ��� ��� ����� ���� �������� ������������ ���� �� ������ ������������ ���� �� ��������, ��� ���� � ���� ���������� ����� ���� ��������� ������������� ������������ ������, ��������������� ���, �� �� ���������� �� ������ ���������������� ��������� (���� � �������� ����������, �� ��������� ������� ����������� �������������� ������� � ����������� ���������� ����) � ���������� ���������� ����. �� ���� ������������� ���������������� ����� �� ���������� �� ������ ���������� ��� ��������� ��������� ������ � ������, ���� � ���� ������������ ���� �� �������� �������� ��������� � ������� ������ 235 ��� �� ����� �������� � ��������� ������������ ������� � ��������� ������������ �������������� ���������� � ���� ������ �������������� �� ����� ��������� ������ � ���������� ���������� ���� �������� ������ 286 ���.

17.05.2019

Источник: http://hand-help.ru/doc2.1.25.html

Полномочия федеральных органов налоговой полиции в сфере оперативно-розыскной деятельности

Справки и рапорты — это не результаты ОРМ, а лишь утверждения оперативных сотрудников

В.М. Вершинин,ФСНП России, к.ю.н.     

     Статья 10 Закона РФ от 24.06.

1993 N 5238-1 “О федеральных органах налоговой полиции” (далее – Закон), определяющая комплексные функциональные обязанности федеральных органов налоговой полиции как органов дознания и субъектов оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД), содержит ряд прямых и опосредованных функций, которые указывают на необходимость применения оперативно-розыскных сил, средств и методов для их реализации.

     К таким функциональным обязанностям можно отнести следующие нормативные предписания:

     – проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры по возмещению нанесенного государству ущерба (п. 1);

     – принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном законом порядке их проверку (п. 3);

     – обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность (п. 4);

     – проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции (п. 7).

     Для выполнения указанных и других функциональных обязанностей согласно ст. 11 Закона федеральные органы налоговой полиции наделены следующими правами в области оперативно-розыскной деятельности:

     – проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральных органов налоговой полиции (п. 1);

     – осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, если получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно. Внедрение оперативных сотрудников санкционирует директор ФСНП России или его первый заместитель (п. 14);

     – осуществлять учет лиц, предметов и фактов в пределах полномочий федеральных органов налоговой полиции (п. 15);

     – привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов, форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового законодательства (п.19).

     В своей совокупности изложенные нормативные предписания третьего раздела Закона составляют компетенцию подразделений налоговой полиции в сфере оперативно-розыскной деятельности, с учетом того, что перечисленные функциональные обязанности и права во многом совпадают по своей характеристике. Во избежание дублирования в комментировании попытаемся сосредоточить внимание читателей журнала на важнейших структурно-содержательных элементах оперативно-розыскной функции подразделений ФСНП России в борьбе с налоговыми преступлениями и другими правонарушениями.

     Поскольку в законодательных актах Российской Федерации понятие “оперативно-розыскное мероприятие” не раскрывается, сотрудники структурных подразделений ФСНП России могут руководствоваться его определением, обоснованным в теории ОРД.

Под оперативно-розыскным мероприятием понимается система взаимосвязанных действий, направленных на добывание (поиск) фактических данных, свидетельствующих о подготовке и совершении налоговых преступлений, лицах, их замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших, о наличии материальных следов противозаконной деятельности, местонахождении лиц, подозреваемых в их совершении или скрывшихся от следствия и суда, а также для решения других задач ОРД на основании и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” (далее – Федеральный закон об ОРД).

     Оперативно-розыскные мероприятия проводятся в случае, если административными и уголовно-процессуальными мерами невозможно или затруднительно выполнить указанные задачи.

     В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона об ОРД федеральные органы налоговой полиции могут осуществлять следующие оперативно-розыскные мероприятия.

     Опрос граждан – оперативно-розыскное мероприятие, осуществляемое в форме беседы с лицами, которым могут быть известны фактические обстоятельства события преступления или причастными к ним.

В зависимости от обстоятельств беседы и личности опрашиваемого данное оперативно-розыскное мероприятие может проводиться с зашифровкой и без зашифровки его целей, с легендированным прикрытием при необходимости сотрудника оперативного аппарата или лица, действующего по его поручению.

     В теории и практике ОРД это мероприятие имеет традиционное наименование – разведывательный опрос, что свидетельствует о его поисковом характере, направленности на выявление скрытой или скрываемой информации, имеющей значение для решения задач борьбы с налоговыми правонарушениями. Объектами опроса могут быть:

     – лица, располагающие в силу случайно сложившихся обстоятельств или служебного положения информацией, представляющей профессиональный интерес для сотрудников налоговой полиции (потенциальные свидетели, осведомленные о конкретных фактах умышленного укрывательства доходов, подделке или фальсификации финансовых документов, умышленном уклонении от декларирования доходов и т. п.);

     – граждане, входящие в ближайшее служебное или бытовое окружение проверяемого лица и обладающие значимой информацией о проверяемых или разрабатываемых лицах, обоснованно подозреваемых в совершении налоговых преступлений;

     – лица, склонные к совершению противоправных действий, являющиеся соучастниками группового нарушения налогового законодательства и в силу своих личных качеств способные раскрыть определенные фактические данные при условии сохранения конфиденциальности их опроса.

     Опрос граждан может проводиться в любом месте и в любой обстановке. При его осуществлении могут использоваться открыто или скрытно технические средства фиксации беседы.

Положительный результат опроса граждан во многом определяется качеством подготовки к нему оперативных работников: определения четких и реальных его целей, изучения личности опрашиваемого; прогнозирования возможного поведения собеседника; определения удобного места, времени и поводов для встречи; разработки тактических приемов собеседования и условий соблюдения конспирации.

     Результаты опроса граждан при их согласии могут быть оформлены объяснением, заявлением либо рапортом должностного лица при соблюдении конфиденциальности беседы с указанием на применение технических средств ее записи.

     Наведение справок – это сбор информации о лицах и фактах, имеющих значение для выявления, предупреждения и раскрытия налоговых преступлений, от граждан, предприятий, организаций, учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций посредством ознакомления с хранящимися у них документами, материалами, содержащимися в информационно-поисковых системах, различными видами учетов, в том числе в семейных или служебных архивах, а также посредством проведения бесед с причастными к ним людьми.

     Рассматриваемое оперативно-розыскное мероприятие осуществляется гласно или негласно в зависимости от характера собираемой информации и ее исполнителях.

     Наведением справок может заниматься непосредственно оперативный работник либо по его заданию сотрудник оперативно-технической и поисковой службы ФСНП России.

Ранее сбор интересующих оперативные подразделения сведений в основном касался той информации, которая содержалась в местных органах власти по месту жительства проверяемого лица или по месту его работы, называемый оперативной установкой.

Однако изменившиеся условия и порядок документального оформления тех или иных данных о личности по месту жительства и работы, наведение справок, а также содержание добытой информации оказались значительно объемнее по объектам проверок и разнообразнее по организационно-тактическим приемам исполнения. Существовавшие ранее тактические способы были недостаточно глубокими по своему содержанию.

     Федеральные органы налоговой полиции наделяются правом безвозмездно получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, а также физических лиц информацию, необходимую для исполнения своих функциональных обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок ее получения.

     Полученная с помощью наведения справок информация, имеющая значение для принятия юридически значимых решений (в качестве поводов и оснований возбуждения уголовного дела, заведения дел оперативного учета, передачи другому правоохранительному органу по его специализации или подследственности, наложения административного взыскания, приобщения к имеющемуся уголовному делу и т. п.), оформляется оперативным работником так, чтобы не допустить расшифровки тактических приемов ее получения и личности исполнителя.

     При наведении справок субъекты ОРД ФСНП России должны иметь в виду, что законодательством Российской Федерации установлены особые режимы сбора, хранения и распространения следующей информации:

     – сведения, составляющие государственную и служебную тайну (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне”, ст. 183, 283, 284 Уголовного кодекса РФ, ст. 139 Гражданского кодекса РФ);

     – сведения, составляющие налоговую тайну (ст. 102 Налогового кодекса РФ);

     – сведения, относящиеся к коммерческой тайне или закрытым данным (ст. 16, 139, 727, 771, 1032 Гражданского кодекса РФ, ст. 183 Уголовного кодекса РФ);

Источник: http://www.nalvest.com/nv-articles/detail.php?ID=24027

Адвокат Титов
Добавить комментарий