Следственные действия по делам о ДТП

Типичные ситуации и программа действий следователя на первоначальном этапе расследования ДТП

Следственные действия по делам о ДТП

По делам о ДТП на первоначальном этапе расследования выделяют три типичные ситуации:

  • 1) водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия;
  • 2) водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия;
  • 3) транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся.

Самой распространенной является первая ситуация, когда и водитель, и транспортное средство находятся на месте ДТП.

Следует учесть, что в данной ситуации не имеет значения, находится водитель непосредственно на месте происшествия или направлен в лечебное учреждение либо в ОВД: главное – его личность установлена и место его нахождения достоверно известно.

Основной задачей в данной ситуации является установление всех обстоятельств ДТП и виновности конкретных участников.

Наиболее характерными для этой ситуации являются следующие следственные действия: осмотр места происшествия (включая осмотр транспортного средства и, если есть жертвы, трупа); допросы свидетелей ДТП; освидетельствование водителя и потерпевшего с целью установления алкогольного и наркотического опьянения; допрос водителя; допрос потерпевшего; назначение судебных экспертиз.

Вторая ситуация – когда ни водителя, ни транспортного средства на месте происшествия нет (есть лишь информация о самом событии и его последствиях). Основная задача в таком случае – установление и обнаружение как транспортного средства, так и его водителя.

Для этого проводятся: осмотр места происшествия; допросы свидетелей, потерпевшего; медицинское освидетельствование потерпевшего на предмет установления алкогольного или наркотического опьянения; назначение судебных экспертиз, а также дается поручение органам дознания производства соответствующих ОРМ.

Для третьей ситуации, когда транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся, характерны те же следственные действия (в ходе осмотра места происшествия проводится также осмотр транспортного средства).

Поскольку водители, совершившие ДТП, нередко делают ложные заявления об угоне транспортного средства, таким образом создавая себе ложное алиби на это время, основная задача расследования в данной ситуации – разоблачение виновного путем проведения как следственных действий, так и ОРМ, которые поручаются органам дознания.

Из числа судебных экспертиз, назначаемых при расследовании ДТП, наиболее характерными являются: судебно-автотехническая (дорожно-транспортная), судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств (биологическая), трасологическая, судебная экспертиза веществ, материалов и изделий. Могут также назначаться комплексные экспертизы (медико-автотехническая, медико-криминалистическая, трасолого-автогехническая) и другие в зависимости от конкретных обстоятельств.

В ходе проведения судебно-автотехнической (дорожно-транспортной) экспертизы выясняются следующие обстоятельства: какие повреждения имеются на транспортном средстве; когда и в результате чего они образовались – до ДТП, после или в момент ДТП; с какой скоростью двигалось транспортное средство до наезда (столкновения); с какой скоростью двигался пешеход; на каком расстоянии находилось транспортное средство по отношению к пешеходу (другому транспортному средству, препятствию) на различных этапах события (в момент нахождения пешехода на обочине, проезжей части, в пределах зоны видимости и т.п.); каков тормозной и остановочный путь транспортного средства; была ли техническая возможность предотвратить происшествие; какова непосредственная техническая причина происшествия; какие обстоятельства способствовали ДТП.

На разрешение судебно-медицинской экспертизы чаще всего выносятся следующие вопросы: какие повреждения имеются на теле потерпевшего; каковы их характер, расположение, механизм образования, последовательность нанесения; какие повреждения явились непосредственной причиной смерти потерпевшего; когда причинены повреждения; когда наступила смерть; явились ли повреждения результатом ДТП, и если да, то каков механизм их происхождения (удар, переезд, сдавливание и т.п.); в каком положении находился потерпевший в момент нанесения ему повреждения; какими частями транспортного средства могли быть нанесены повреждения; с какой скоростью двигалось транспортное средство; принимал ли потерпевший незадолго до смерти алкоголь, наркотические средства; если да, то в каком количестве; имелись ли у потерпевшего физические недостатки (дефекты зрения, слуха); какова его группа крови.

При обнаружении на транспортном средстве, дорожном покрытии различных веществ биологического происхождения (кровь, волосы) появляется необходимость в проведении судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств (биологической), в ходе которой решаются следующие вопросы: не является ли обнаруженное на месте происшествия вещество веществом организма человека; если да, то каким именно; к какой группе и типу оно относится; какова региональная природа вещества (из какой части тела оно происходит); какова давность происхождения данного следа; может ли это вещество принадлежать потерпевшему и т.п.

Объектами исследования трасологической экспертизы по делам о ДТП являются следы транспортного средства, оставленные на дорожном покрытии и препятствии, а также предметы и их части, отделившиеся от транспортного средства, и следы от препятствия на самом транспортном средстве.

Так, при обнаружении на дорожном покрытии следов шин транспорта наиболее распространенными вопросами являются следующие: какой моделью шин оставлены следы на месте происшествия; на каких транспортных средствах устанавливаются шины данной модели; транспортным средством какого типа (модели) оставлены следы; не оставлены ли следы шин конкретным транспортным средством; если да, то каким колесом (колесами).

При обнаружении осколков стекла, частей кузова, одежды проводится трасологическая экспертиза для установления целого по частям.

При оставлении места происшествия водителем, если транспортное средство находится на месте ДТП, возникает необходимость в проведении дактилоскопической экспертизы с целью исследования следов пальцев рук, оставленных на различных механизмах, предметах транспортного средства (рулевое колесо, рычаг переключения скоростей, ручка двери, стеклоподъемника и т.п.). При этом основной вопрос таков: не оставлены ли следы пальцев рук конкретным лицом.

Для установления однородности того или иного вещества, обнаруженного на месте происшествия, транспортном средстве, потерпевшем, проводится судебная экспертиза веществ, материалов и изделий (ГСМ, лакокрасочных покрытий, жидких и сыпучих грузов).

Источник: https://studme.org/34301/pravo/tipichnye_situatsii_programma_deystviy_sledovatelya_pervonachalnom_etape_rassledovaniya_dtp

Каковы первоначальные следственные действия по делам о ДТП? Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при ос¬мотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе.

Следственные действия по делам о ДТП

Учебник для вузов
Раздел: Экономика

На начальном этапе планирования перечень первоначальных неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий зависит от наличия на месте ДТП участвовавших в нем транспортных средств.

Если лицо, совершившее ДТП, скрылось с места происшест­вия на автомобиле или без него, в плане расследования преду­сматриваются меры по розыску того и другого, которые осуще­ствляются параллельно с осмотром места происшествия.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о кото­ром органу расследования становится известно из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от во­дителя транспортного средства.

Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП.

Основными задачами этого следственного дейст­вия являются:

•  установление факта ДТП, точного места и времени его со­вершения;

•  предположительная классификация ДТП;

• установление направление движения, местонахождение и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации и самого ДТП;

• местонахождение и действия участников до и в момент ДТП, в конечной стадии ДТП;

• состояние груза, дорожных сооружений и местных предме­тов в связи с ДТП.

Особенностью следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены на законном основании существенные изменения, что требует учета и корректив в ходе осмотра.

В со­ответствии с установленными правилами работник ГИБДД, прибывший на место ДТП, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в ле­чебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фик­сируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела.

Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных до­казательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения.

При необходимости наладить дорожное движение разрешает отбуксировать поврежденные транспортные средства в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия; устанавливает участников ДТП, изымает у водителей документы (водительские права, технический паспорт транспортного средства и др.), устанавливает очевидцев ДТП, налаживает нормальное движение транспорта и ожидает приезда следственно-оперативной группы.

До выезда на место ДТП следователь с учетом поступивших сообщений определяет круг лиц, которых следует привлечь к участию в осмотре (специалист-автотехник, криминалист — специалист в области транспортной трасологии, судебный ме­дик), а также дает указания относительно необходимых техниче­ских средств (осветители, средства для измерения, стереофото­графии и пр.). Если известно, что водитель скрылся, то в группу включают работника уголовного розыска или иного оператив­ного сотрудника.

В начальной стадии осмотра следователь изучает и фикси­рует (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку.

• тип и состояние дорожного покрытия;

• ширину и разметку дороги, ее обустройство, наличие до­рожных знаков, характеристику прилегающих участков;

• обзорность, видимость, освещенность;

• интенсивность и плотность движения; наличие помех дви­жению.

Далее следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия.

Для этого учитывают расположение оскол­ков осветительной аппаратуры транспортного средства; пролив­шегося топлива, тормозной жидкости, смазки, охлаждающей жидкости, следов, оставленных на дорожном покрытии колеса­ми и иными частями транспортного средства, следов на объектах обустройства дороги.

Отмечаются зона распределения выяв­ленных объектов и следов, их размеры, осуществляется привязка к неподвижным ориентирам (столбу на обочине, осевой линии, бордюрному камню и пр.). Особое внимание обращают на нали­чие или отсутствие следов торможения, отмечая вид следов (сплошные, прерывистые) и их длину.

Если опрокидывание транспортного средства произошло при заносе на повороте,то с помощью специалиста устанавливают радиус поворота, радиус закругления дороги и ее поперечный профиль.

Осмотр транспортного средства (ТС) начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное со­прикосновение с другим ТС, телом человека или иным объектом при столкновении или наезде.

При этом фиксируют форму об­разовавшихся следов, их размеры и местоположение по отноше­нию к частям ТС, а также по отношению к дорожному покры­тию, высоту расположения верхней и нижней границ, следа.

Повреждения ТС характеризуют вмятины, царапины, разрывы, изломы, отслоения и наслоения лакокрасочного покрытия, поч­венных загрязнений.

При наезде на пешехода основное внимание обращают на детали передней части ТС, которыми чаще всего травмируется пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары, крылья.

Фикси­руют их деформацию, отслоение загрязнений, лакокрасочного покрытия, наложение волокон ткани, частиц, крови, эпидерми­са, других веществ, отпечатки ткани одежды. Если произошло столкновение двух ТС, то осмотр начинают с поверхностей, контактировавших при столкновении.

Учитывают, что столкно­вения бывают встречные, попутные и угловые. Осматривая сле­ды первичного соударения, выделяют так называемые контрпа­ры следов, т.е. следы, взаимно переходящие с одного ТС на другое.

Для того чтобы определить, какой частью ТС оставлены следы на другом ТС, учитывают форму следа, его размеры и вы­соту от дорожного покрытия как следа, так и предполагаемой следообразующей детали.

При осмотре боковых и задней поверхностей ТС особое внимание обращают на выступающие детали и части ручки две­рей, порожки, боковые зеркала заднего вида, катафоты, освети­тельную аппаратуру. Осматривая нижнюю часть ТС, фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, а также состояние деталей и узлов, которые могли оставлять следы на дорожном покрытии, на теле человека.

Наряду с наружными поверхностями осматривают и внут­реннюю часть салона (кабины), обращают внимание на состоя­ние ветрового стекла, его проемов (если стекло разбито), боко­вых окон, зеркала заднего вида, рулевого колеса, рукоятки пере­ключения скоростей, рукоятки ручного тормоза; отмечают поло­жение органов управления и показания спидометра.

Если имеется заявление водителя, что транспортным средст­вом управлял не он, а другое лицо (обычно указывают на по­гибшего), то предпринимают меры к обнаружению и фиксации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения передач. С этой целью изымают также резиновые коврики и резиновые накладки педалей для последующего их экспертного сопостав­ления с возможными следами на подошвах обуви.

В ходе осмотра ТС следователь совместно со специалистом (в том числе работником ГИБДД) проверяет техническое со­стояние рулевого управления, тормозной системы, действие ос­ветительных приборов, замеряет давление в шинах. При выпа­дении человека проверяется состояние дверных замков.

Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехо­да, переезд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет при­дти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП.

Осматривая труп, отмечают его местоположение по отно­шению к освой линии, обочине, базовым ориентирам ТС, фикси­руют местоположение, форму и размеры следов крови на дороге. В наружном осмотре трупа обязательно участвует судебный медик или заменяющий его врач.

В протоколе осмотра фиксируют нали­чие и форму повреждений, их размеры, расстояние от подошвы стопы.

При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения (разорвана, имеются следы воло­чения, протектора, наложения частиц лакокрасочного покры­тия, грязи и т.п.).

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшест­вия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которое помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления.

Сначала фик­сируют следы ходовой части: ширину колеи, ширину беговой части протектора, рисунок протектора, базу ТС. Затем изучают следы, возникшие от ТС на объектах окружающей обстановки, замеряют верхнюю и нижнюю границы следа.

Обращают внима­ние на отделившиеся от ТС детали, части, кусочки краски, ос­колки и т.п. С учетом следов на потерпевшем и на иных объек­тах может быть сделан вывод, какие повреждения и следы могли остаться на ТС, на каких его частях.

Суммируя полученные дан­ные, следователь определяет ориентирующие данные для розы­ска ТС и дает задание по его розыску сотрудникам уголовного розыска и ГИБДД.

Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при ос­мотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, ру­коятке переключения передач, ручном тормозе, на крышке ящика для мелких вещей, изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине). Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку (стереофотосъемку), видеозапись.

Водитель ТС направляется в медицинское учреждениедля установления освидетельствования на состояние алкогольного опь­янения.

При допросе водителя после его свободного рассказа следо­ватель выясняет, было ли исправно ТС перед ДТП, в чем заклю­чалась неисправность, в какой момент водитель ее обнаружил, какие меры принял к ее устранению или прекращению движе­ния.

Сведения, сообщаемые водителем, сопоставляются с дан­ными осмотра и проверки ТС на месте происшествия.

Впослед­ствии при назначении судебно-автотехнической экспертизы пе­ред экспертом должен быть поставлен вопрос о наличии неисправности, ее причине и влиянии на происшедшее ДТП.

При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства; кто, кроме него, находился в кабине (салоне), сколько времени до ДТП он непосредственно находился за рулем, куда ехал, по какой улице (дороге), с какой скоростью, на какой полосе движения, какова была видимость, обзорность, какие транспортире средства находились на дороге и их взаиморасполо­жение, какие дорожные знаки, светофоры видел водитель непо­средственно перед ДТП. Выясняют обстоятельства механизма са­мого ДТП: когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию, в чем она выражалась; какие действия он предпринял или соби­рался предпринять; принимал ли меры к прекращению движения путем торможения или применил маневр.

В случае столкновения транспортных средств у каждого во­дителя выясняют, как ему представлялись действия другого во­дителя. При допросе водителя, скрывшегося с места происшест­вия, выясняют, почему он скрылся, какие меры предпринимал для уничтожения следов, возникших на ТС во время ДТП.

При допросе свидетелей следует иметь в виду, что редко одно лицо видело во всех деталях развивающиеся события и действия их участников.

Обычно присутствующие реагируют на звук резкого торможения, сигнала, удара чаще после того, как ДТП уже про­изошло.

Кроме того, для восприятия свидетелем происшедшего существенное значение имеет его местоположение в данной до­рожной ситуации, что и необходимо выяснить в начале допроса.

При допросе выясняют: направление движения ТС, прибли­зительную скорость его движения, наличие других ТС, поведе­ние потерпевшего и другие обстоятельства. Если столкнулись ТС, то свидетеля спрашивают о направлении и движения каж­дого из них.

Если свидетель находился в кабине (салоне) вместе с водите­лем, то у него выясняют, как давно он ехал с водителем, не употреблял ли последний спиртные напитки, отвлекался ли во­дитель во время движения, вели ли они разговор, смотрел ли свидетель на панель приборов, замечал ли он показания скоро­сти и какова она была перед ДТП и во время него; когда он, свидетель, осознал аварийную ситуацию, какие меры предпри­нимал водитель, чтобы ее предотвратить.     

К содержанию книги:   Криминалистика. Вопросы и ответы 

Криминалистика

Уголовный процесс России Уголовное право России Уголовно-процессуальное право

Существует специальная наука криминалистика, занимающаяся этими …

Существует специальная наука криминалистика, занимающаяся этими проблемами. Характерно, что книга «Теория доказательств в Советском уголовном процессе» … bibliotekar.ru/osnovy-prava-1/80.htm

  Наука имеет три основных объекта исследования: природу, общество и …

д) прикладные юридические науки, имеющие комплексный характер (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др.). … bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-4/93.htm

  Теория права и государства в системе юридических наук …

8) уголовный процесс и криминалистика;. 9) международное право;. 10) судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура. Здесь отдельные науки сведены в группы … www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-7/4.htm

  Предмет теории государства и права. Наука – это теоретическое …

Это криминалистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология. … bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/2.htm

  Наука уголовного процесса и смежные отрасли знаний. Наука …

Применение их в борьбе с преступностью привело к тому, что появились специальные отрасли знаний: криминалистика, криминология, судебная медицина, … bibliotekar.ru/ugolovnoe-pravo-6/6.htm

  Графология. Характер по почерку

На подмогу криминалистике пришло павловское учение об условных рефлексах. Трудно, ой как трудно сделать первый шаг! И не только ребенку. … bibliotekar.ru/sens/4.htm

Источник: http://www.bibliotekar.ru/criminalistika-2/217.htm

Первоначальные следственные действия по делам о ДТП

Следственные действия по делам о ДТП

На начальном этапе планирования перечень первоначальных (неотложных) следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий зависит от наличия на месте ДТП участвовавших в нем ТС.

Если лицо, совершившее ДТП, скрылось с места происшествия на автомобиле или без него, в плане расследования предусматриваются меры по розыску того и другого, которые осуществляются параллельно с осмотром места происшествия.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования становится известным из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от водителя ТС.

Расследование начинается, как правило, сосмотра местаДТП. Основными задачами этого следственного действия являются:

§ установление факта ДТП, точного места и времени его совершения;

§ предположительная классификация ДТП; установление направления движения, местонахождение и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации и самого ДТП;

§ местонахождение и действия участников до и в момент ДТП, в конечной стадии ДТП;

§ состояние груза, дорожных сооружений и местных предметов в связи с ДТП.

Особенностью следственного осмотра места ДТП является то обстоятельство, что до прибытия следователя там могут быть произведены на законном основании существенные изменения, требующие учета и корректив в ходе осмотра.

В соответствии с установленными правилами инспектор ГИБДД, прибывший на место ДТП, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помошь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксируется на дорожном покрытии с помошью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела.

Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения (если необходимо наладить дорожное движение, разрешает отбуксировать поврежденные ТС в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия); устанавливает участников ДТП, изымает у водителей документы (водительские права, технический паспорт ТС и др.), устанавливает очевидцев ДТП, налаживает нормальное движение транспорта и ожидает приезда следственно-оперативной группы.

До выезда на место ДТП следователь с учетом поступивших сообщений определяет круг лиц, которых следует привлечь к участию в осмотре (специалист-автотехник, специалист в области транспортной трасологии, судебный медик), а также дает указания относительно необходимых технических средств (осветители, средства для измерения, видеосъемка и проч.). Если известно, что водитель скрылся, то в группу включают работника уголовного розыска или иного оперативного сотрудника.

В начальной стадии осмотра следователь изучает и фиксирует (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку: тип и состояние дорожного покрытия; ширину и разметку дороги, ее обустройство, наличие дорожных знаков, характеристику прилегающих участков; обзорность, видимость, освещенность; интенсивность и плотность движения; наличие помех движению.

Далее следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия.

Для этого учитывают: расположение осколков осветительной аппаратуры ТС, пролившегося топлива, тормозной жидкости, смазки, охлаждающей жидкости, следов, оставленных на дорожном покрытии колесами и иными частями ТС, следов на объектах обустройства дороги.

Отмечается зона распределения выявленных объектов и следов, их размеры, осуществляется привязка к неподвижным ориентирам (столбу на обочине, осевой линии, бордюрному камню и проч.). Особое внимание обращают на наличие или отсутствие следов торможения, отмечая вид следов (сплошные, прерывистые) и их длину.

Если опрокидывание ТС произошло при заносе на повороте, то с помощью специалиста устанавливают радиус поворота, радиус закругления дороги и ее поперечный профиль.

Осмотр ТС начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное соприкосновение с другим ТС, телом человека или иным объектом при столкновении или наезде.

При этом фиксируют форму образовавшихся следов, их размеры и местоположение по отношению к частям ТС, а также по отношению к дорожному покрытию, высоту расположения верхней и нижней границ следа.

Повреждения ТС характеризуют как вмятины, царапины, разрывы, изломы, отслоения и наслоения лакокрасочного покрытия, почвенных загрязнений.

При наезде на пешехода основное внимание обращают на детали передней части ТС, которыми чаше всего травмируется пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары, крылья. Фиксируют их деформацию, отслоснис загрязнений, лакокрасочного покрытия, наложение волокон ткани, крови, эпидермиса, других веществ, отпечатки ткани одежды.

Если произошло столкновение двух ТС, то осмотр начинают с поверхностей, контактировавших при столкновении. Учитывают, что столкновения бывают встречные, попутные и угловые.

Осматривая слсды первичного соударения, выделяют так называемые контрпары следов, т. е. следы, взаимно переходящие с одного ТС на другое.

Для того чтобы определить, какой частью ТС оставлены следы на другом ТС, учитывают форму следа, его размеры, высоту от дорожного покрытия как следа, так и предполагаемой следообразуюшей детали.

При осмотре боковых и задней поверхностей ТС особое внимание обращают на выступающие детали и части ручки дверей, порожки, боковые зеркала заднего вида, катафоты, осветительную аппаратуру. Осматривая нижнюю часть ТС, фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, а также состояние деталей и узлов, которые могли оставлять следы на дорожном покрытии, на теле человека.

Наряду с наружными поверхностями осматривают и внутреннюю часть салона (кабины), обращают внимание на состояние ветрового стекла, его проемов, если стекло разбито, боковых окон, зеркала заднего вида, рулевого колеса, рукоятки переключения скоростей, рукоятки ручного тормоза; отмечают положение органов управления и показания спидометра.

Если имеется заявление водителя, что ТС управлял не он, а другое лицо (обычно указывают на погибшего), то предпринимают меры к обнаружению и фиксации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения передач. С этой целью изымают также резиновые коврики и резиновые накладки педалей для последующего их экспертного сопоставления с возможными следами на подошвах обуви.

В ходе осмотра ТС следователь совместно со специалистом (в том числе инспектором ГИБДД) проверяет техническое состояние рулевого управления, тормозной системы, действие осветительных приборов, замеряет давление в шинах. При выпадении человека проверяется состояние дверных замков.

Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехода, переезд, выпадение), тоосмотр трупа и одеждыспособствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет прийти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП.

Осматривая труп, отмечают его местоположение по отношению к осевой линии, обочине, базовым ориентирам ТС, фиксируют местоположение, форму и размеры следов крови на дороге. В наружном осмотре трупа обязательно участвует судебный медик или заменяющий его врач.

В протоколе осмотра фиксируют наличие и форму повреждений, их размеры, расстояние от подошвы стопы.

При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения (разорвана, имеются следы волочения, протектора, наложения частиц лакокрасочного покрытия, грязи и т. п.).

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которые помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления.

Сначала фиксируют следы ходовой части: ширину колеи, ширину беговой части протектора, рисунок протектора, базу ТС. Затем изучают следы, возникшие от ТС на объектах окружающей обстановки, замеряют верхнюю и нижнюю границы следа.

Обращают внимание на отделившиеся от ТС детали, части, кусочки краски, осколки и т. п. С учетом следов на потерпевшем и на иных объектах может быть сделан вывод, какие повреждения и следы могли остаться на ТС, на каких его частях.

Суммируя полученные данные, следователь определяет ориентирующие данные для розыска ТС и дает задание по его розыску сотрудникам уголовного розыска и ГИБДД.

Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, крышке ящика для мелких вещей, изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине). Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку (стереофотосъемку), видеозапись.

Источник: https://studopedia.su/20_91081_pervonachalnie-sledstvennie-deystviya-po-delam-o-dtp.html

Особенности тактики первоначальных следственных действий

Следственные действия по делам о ДТП

Чаще всего на первоначальном этапе расследования по делам о ДТП проводятся такие следственные действия, как осмотр места происшествия, допросы свидетелей и потерпевших, допрос водителя, совершившего ДТП, назначение судебно-медицинской экспертизы.

Осмотр места происшествия. При осмотре места ДТП обычно выделяют три главных объекта: 1) участок дорожного покрытия; 2) труп (если он есть); 3) транспортное средство.

По прибытии на место происшествия следователь и работник ГИБДД, в первую очередь, должны принять меры к оказанию помощи потерпевшим, а также обеспечению сохранности обстановки на месте происшествия и имеющихся там следов. С этой целью транспорт направляется в объезд.

В случае невозможности на время осмотра полностью оставить обстановку в неприкосновенности желательно сразу же произвести фотосъемку места происшествия (в целом и отдельных его объектов). Затем труп либо перемещается на обочину, либо отправляется в морг; предварительно положение трупа фиксируется на проезжей части мелом.

Транспортные средства также отбуксировываются в сторону с отметкой их положения на месте происшествия.

Далее следователь должен опросить всех лиц, которые могут что-либо сообщить об обстоятельствах события с целью установления его механизма.

При фиксации хода и результатов осмотра места ДТП в протоколе необходимо отобразить характер участка дороги (перекресток, развилка, прямая дорога, поворот направо, налево); продольный и поперечный профиль (подъем, спуск, горизонтальная дорога, уклон вправо, влево); тип дорожного покрытия (асфальт, бетон, грунт); его состояние (сухой, мокрый, обледенелый и т.п.

); ширину проезжей части; наличие разметки; количество полос для движения в каждую сторону; наличие тротуаров, пешеходных переходов, дорожных знаков, дефектов проезжей части, обочин, тротуаров, газонов и т.д. Фиксируются расположение транспортных средств на месте ДТП, следы и другие объекты относительно элементов дороги, а также других постоянных ориентиров.

После общего осмотра проводится детальный осмотр всех следов, предметов, веществ, обнаруженных на месте происшествия.

Особое внимание уделяется следам, которые позволяют более точно установить механизм происшедшего, а в случае, если транспортного средства нет на месте происшествия, установить также его тип и модель и некоторые характерные признаки.

К такого рода следам относятся: следы колес, в том числе и следы торможения; отделившиеся от транспортного средства детали, частицы краски, осколки стекол, части груза и т.д.

В ходе осмотра транспортного средства в протоколе необходимо зафиксировать его тип и модель, номерной знак, цвет транспортного средства и имеющиеся на нем повреждения, возникшие в результате ДТП.

Устанавливается также техническое состояние транспортного средства (исправность рулевой системы, тормозов, светосигнальных устройств, состояние колес и шин), наличие и характер груза, его размещение и крепление.

Кроме того, фиксируются все следы на транспортном средстве, образовавшиеся после происшествия (кровь, волосы, части человеческих тканей, части одежды и т.д.).

В случае необходимости осматривается салон автомобиля, фиксируется положение рычага переключения скорости, ручного тормоза, указателей поворотов, выключены ли осветительные приборы.

В тех случаях, когда водитель скрылся, изымаются документы, предметы и вещи, находящиеся в автомобиле, принимаются меры к обнаружению и изъятию следов пальцев рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач и других объектах, к которым мог прикоснуться водитель.

С сидений изымаются микроследы волокон одежды. Могут также изыматься запаховые следы с целью проведения в последующем одорологического исследования.

Фиксация результатов осмотра трупа начинается с места его расположения относительно транспортного средства, элементов дорожного покрытия, других ориентиров (зданий, дорожных знаков, столбов, следов и т.п.).

Описывается поза трупа, состояние и наличие одежды, повреждения на теле трупа, следы, образовавшиеся от наезда как на теле, так и на одежде, ложе трупа и т.д. Следует отметить, что на месте ДТП проводится лишь первоначальный общий осмотр трупа; детальный осмотр рекомендуется проводить в морге в более благоприятной обстановке.

На месте происшествия в основном фиксируются лишь те обстоятельства и следы, которые отдельно от обстановки места ДТП рассматривать нельзя.

Важное место но данной категории дел отводится допросам свидетелей, водителей, потерпевших, в ходе которых следователь выясняет механизм ДТП во всех деталях и поведение сто участников до, во время и после происшествия.

При допросе устанавливается их физическое состояние и особенно состояние органов зрения и слуха; где находился свидетель в момент совершения ДТП; что привлекло его внимание к происшествию (услышал крик, сигнал, скрежет тормозов и т.п.

); каковы были погодные условия, видимость, состояние дорожного полотна; какова была интенсивность движения; где находилось транспортное средство, когда свидетель его увидел; с какой скоростью и в каком направлении оно двигалось; где находился пешеход (на проезжей части, тротуаре, пешеходном переходе и т.п.

); как вел себя пешеход (стоял, переходил проезжую часть, выходил из-за транспорта и т.д.); что делал водитель для предотвращения ДТП (тормозил, маневрировал, прибавил скорость и т.п.

); что предпринял пешеход для предотвращения ДТП; где непосредственно произошло ДТП; какой частью автомобиля был сбит пешеход; кто, кроме водителя, находился в автомобиле; какие меры предпринял водитель после совершения ДТП; что сделал свидетель после происшествия.

Если транспортное средство скрылось с места ДТП, выясняются все сведения о нем (тип, марка, цвет, номерной знак, данные относительно груза, повреждения и т.п.) и водителе, а также пассажирах, находившихся в автомобиле.

Кроме того, у водителя необходимо выяснить, кто еще, кроме него, находился в кабине или кузове автомобиля и может что-либо сообщить о ДТП.

На разрешение судебно-медицинской экспертизы чаще всего выносятся следующие вопросы: какие повреждения имеются на теле потерпевшего; каков их характер, расположение, механизм образования, последовательность нанесения; какие повреждения явились непосредственной причиной смерти потерпевшего; когда наступила смерть или причинены повреждения; явились ли повреждения результатом ДТП, если да, то каков механизм их происхождения (удар, переезд, сдавливание и т.п.); в каком положении находился потерпевший в момент нанесения ему повреждения; какими частями транспортного средства могли быть нанесены повреждения; с какой скоростью двигалось транспортное средство; принимал ли потерпевший незадолго до смерти алкоголь, наркотические средства, если да, то в каком количестве; имелись ли у потерпевшего физические недостатки (зрения, слуха); какова его группа крови.

На последующем этане расследования в целях установления отдельных обстоятельств ДТП нередко проводится следственный эксперимент для определения скорости движения транспортного средства и пешехода до наезда; условий видимости в конкретной дорожной обстановке; возможности восприятия (зрительного, слухового) каких- либо обстоятельств потерпевшим, свидетелем и водителем в конкретных условиях; установления механизма ДТП и т.д.

Важное значение в раскрытии и расследовании данной категории преступлений отводится судебным экспертизам.

Наиболее характерными из них являются: судебно-автотехническая (дорожно-транспортная), судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств (биологическая), трасологическая, судебно-химическая.

Могут также назначаться комплексные экспертизы (медико-автотехническая, медико-криминалистическая, трасолого-автотехническая) и другие, в зависимости от конкретных обстоятельств.

В ходе проведения судебно-автотехнической (дорожно-транспортной) экспертизы выясняются следующие обстоятельства: какие имеются повреждения на транспортном средстве; когда и в результате чего они образовались – до ДТП, после или в момент ДТП; с какой скоростью двигалось транспортное средство до наезда (столкновения); с какой скоростью двигался пешеход; на каком расстоянии находилось транспортное средство по отношению к пешеходу (другому транспортному средству, препятствию) на различных этапах события (в момент нахождения пешехода на обочине, проезжей части, в пределах зоны видимости и т.п.); каков тормозной и остановочный путь транспортного средства; была ли техническая возможность предотвратить происшествие; какова непосредственная техническая причина происшествия; какие обстоятельства способствовали ДТП.

При обнаружении на транспортном средстве, дорожном покрытии различных веществ биологического происхождения (кровь, волосы) появляется необходимость в проведении судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств (биологической), в ходе которой решаются следующие вопросы; не является ли обнаруженное на месте происшествия вещество веществом человека, если да, то каким именно; к какой группе и типу оно относится; какова оригинальная природа вещества (из какой части тела она происходит); какова давность происхождения данного следа; может ли данное вещество принадлежать потерпевшему и т.п.

Объектами исследования трасологической экспертизы по делам о ДТП являются следы транспортного средства, оставленные на дорожном покрытии и препятствии, а также предметы и их части, отделившиеся от транспортного средства, и следы от препятствия на самом транспортном средстве.

Так, при обнаружении на дорожном покрытии следов шин транспорта наиболее распространенными вопросами являются: какой моделью шин оставлены следы на месте происшествия; на каких транспортных средствах устанавливаются шины данной модели; каким типом (моделью) транспортного средства оставлены следы; не оставлены ли следы шин конкретным транспортным средством, если да, то каким колесом (колесами).

При обнаружении осколков стекла, частей кузова, одежды проводится трасологическая экспертиза для установления целого по частям.

При оставлении места происшествия водителем, если транспортное средство находится на месте ДТП, возникает необходимость в проведении дактилоскопической экспертизы с целью исследования следов пальцев рук, оставленных на различных механизмах, предметах транспортного средства (рулевое колесо, рычаг переключения скоростей, ручка двери, стеклоподъемника и т.п.). При этом основной вопрос – не оставлены ли следы пальцев рук конкретным лицом,

Для установления однородности того или иного вещества, обнаруженного на месте происшествия, транспортном средстве, потерпевшем проводится судебно-химическая экспертиза (материаловедческая) горюче-смазочных веществ, лакокрасочных покрытий, жидких и сыпучих грузов.

Источник: https://studme.org/80566/pravo/osobennosti_taktiki_pervonachalnyh_sledstvennyh_deystviy

Адвокат Титов
Добавить комментарий