Россия ратифицирует конвенцию № 175

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию № 175

Россия ратифицирует конвенцию № 175

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о работе на условиях неполного рабочего времени № 175 принятую Международной организацией труда 24 июня 1994 года. Федеральный закон о ратификации Конвенции был подписан 2 марта 2016 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. 

Конвенция принята, принимая во внимание актуальность для трудящихся, занятых неполное рабочее время. Конвенция предусматривает меры для обеспечения того, чтобы трудящиеся, занятые неполное рабочее время, пользовались такой же защитой, как и находящиеся в сравнимой ситуации трудящиеся, занятые полное рабочее время, в отношении:

права на организацию, права на ведение коллективных переговоров и права на деятельность в качестве представителей трудящихся;

безопасности и гигиены труда;

дискриминации в области труда и занятий, в том числе оплаты труда;

прекращения трудовых отношений; ежегодных оплачиваемых отпусков или оплачиваемых праздничных дней при том, что денежные выплаты могут рассчитываться пропорционально продолжительности рабочего времени;

социального обеспечения работников.

Указанные положения Конвенции нашли отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — Кодекс).

В развитие статьи 4 Конвенции статьей 3 Кодекса предусмотрено, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Частью первой статьи 93 Кодекса предусмотрено, что неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии по соглашению между работником и работодателем. Установление неполного рабочего времени нередко производится по просьбе работника.

Вместе с тем согласно статьи 1 Конвенции не считаются занятыми неполное время трудящиеся вследствие временного сокращения рабочего времени по экономическим, техническим или структурным причинам.

Согласно статьи 74 Кодекса в случаях, когда изменения организационных и технологических условий труда могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев, в том числе, для совместителей.

Согласно части третьей статьи 93 Кодекса работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Для указанных работников установлены равные права и гарантии, такие же, как для работников, занятых на условиях полного рабочего времени.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Кодекса период работы на условиях неполного рабочего времени включается в стаж работы, дающий работнику право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.

Так, в соответствии со статьей 21 Кодекса каждый работник имеет право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов; участие в управлении организацией в предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений.

Согласно статье 22 Кодекса работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, статьей 212 Кодекса предусмотрен полный перечень обязанностей работодателя в области охраны труда.

Также законодательство Российской Федерации распространяет существующие системы социального обеспечения на все категории работников.

Так, согласно части третьей статьи 256 Кодекса по заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

Норма Кодекса закреплена в части второй статьи 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени; в части второй статьи 11.

1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г.

N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

Для работников, которые трудятся на условиях неполного рабочего времени, средний заработок для целей исчисления государственных пособий определяется по общим правилам (часть 2, 2.1, 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).

При этом средний заработок рассчитывается исходя из минимального размера оплаты труда пропорционально продолжительности рабочего времени сотрудника, занятого неполный рабочий день (неделю) (часть 1.

1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. N 02-03-17/05-13765 (пункт 4).

Таким образом, Конвенция не содержит правил иных, чем предусмотренные федеральными законами, и ее исполнение не потребует изменения действующих или принятия новых федеральных законов.

Ратификации Конвенции и применения ее норм в России, будет способствовать укреплению позиции Российской Федерации по вопросам развития более благоприятных положений, применимых к трудящимся, занятым неполное рабочее время, в силу других международных конвенций по труду.

Источник: http://mtuf.ru/press-tsentr/news/15/the-russian-federation-ratified-convention-no-175/

Международные правовые нормы по охране труда в системе российского законодательства

Россия ратифицирует конвенцию № 175

и.о. декана факультета охраны труда и занятости,
доцент кафедры охраны труда РГСУ,
засл. экономист РФ, к.э.н.

Предприниматели западных стран давно уже убедились, что охрана труда — это один из действенных рычагов, способствующих увеличению прибыли, и на эту сферу денег не жалеют. В нашей стране безопасность и охрана труда также должны войти в число приоритетных направлений социальной политики государства.

Улучшение положения в этой области позволит существенно сократить человеческие, моральные и материальные потери. В статье 15 Конституции РФ устанавливается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные, чем предусмотренные законом правила, то применяются правила международного договора.

Для того чтобы трудовое и социальное законодательство Российской Федерации полностью отвечали заявленному в статье 7 Конституции РФ положению «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», целесообразно всесторонне изучить и максимально использовать рекомендации международных организаций, хотя, безусловно, основополагающими составляющими реального качества жизни страны являются уровень развития экономики и финансовые возможности. К сожалению, в России ежегодно порядка 150 тыс. человек травмируются на производстве, в том числе до 35 тыс. женщин и 650 подростков, около 4,5 тыс. человек погибает, что существенно выше показателей развитых зарубежных стран.

Международные трудовые стандарты, отражающие различные формы управления, позволяют не только адаптировать правовые отношения к новым социально-экономическим условиям, но и создать прочный правовой фундамент для дальнейшего развития российского законодательства в области безопасности и охраны труда. Нынешним законодателям следует помнить, что первым в России Кодексом законов о труде, принятом в 1918 году, был провозглашен 8-часовой рабочий день, который только в 1919 году стал нормой конвенции № 1 Международной организации труда. К сожалению примеров приоритетности российского трудового законодательства для мирового сообщества мало.

Конституция Европейского союза

Своевременной является постановка и реализация задачи максимального использования в России норм социальной политики, включенных в проект Конституции Европейского союза, сроки вступления в силу которой затягиваются (разумеется, по причинам, не связанным с требованиями безопасности и охраны труда работников).

Важнейшими целями Европейского союза провозглашены: борьба с социальным отторжением и дискриминацией, обеспечение социальной справедливости и защиты, равенство между женщинами и мужчинами, солидарность между поколениями, защита прав ребенка.

Деятельность Союза направлена на устойчивое развитие Европы, основанное на сбалансированном экономическом росте и ценовой стабильности, высококонкурентной и социально-ориентированной рыночной экономике, направленной на обеспечение полной занятости и социального прогресса, высоком уровне защиты и улучшения качества окружающей среды. В разделе «Социальная политика» проекта Конституции отмечается: «Союз и государства-члены, помня об основных социальных правах, как они изложены в Европейской социальной хартии, подписанной в Турине 18 октября 1961 г., а также Хартии основных социальных прав трудящихся Союза от 1989 г., считают своими целями содействие занятости, улучшению условий жизни и труда, с тем, чтобы сделать возможной их гармонизацию, сохраняя при этом все достижения, а также содействие надлежащей социальной защите, диалогу между предпринимателями и трудящимися, развитию высокого уровня занятости и борьбы с социальным отторжением».

Для достижения поставленных целей Европейский союз поддерживает и дополняет деятельность государств-членов по:

улучшению, прежде всего, производственной среды в целях охраны здоровья и обеспечения безопасности работающих;

условиям труда;

социальному обеспечению и социальной защите работников;

защите работников после прекращения их трудовых договоров;

информированию и консультированию трудящихся;

представительству и коллективной защите интересов работников и предпринимателей, включая их право на участие в управлении производством;

условиям найма граждан третьих стран, легально проживающих на территории Европейского союза;

объединению лиц, вытесненных с рынка труда;

равенству мужчин и женщин в отношении возможностей на рынке труда и обращения с ними на работе;

борьбе с социальным отторжением;

модернизированию системы социальной защиты.

Каждое государство – член Европейского союза обеспечивает соблюдение принципа равной оплаты для мужчин и женщин за равный и равноценный труд, заботится о сохранении существующей эквивалентности схем предоставления оплачиваемых отпусков.

Европейская социальная хартия

Приверженность нашей страны общепризнанным принципам международного права наглядно продемонстрирована подписанием Российской Федерацией 14.09.2000 Европейской социальной хартии и созданием в 2001 году Межведомственной комиссии России по подготовке к ее ратификации. К сожалению подготовка затянулась.

Европейская социальная хартия является обязывающим инструментом, регулирующим широкий круг экономических и социальных прав в области занятости и социальной сплоченности, и была задумана как аналог Европейской конвенции по защите прав человека в социальной сфере.

Основные группы прав, закрепленных в Хартии, включают в себя:

право на труд;

право на безопасные условия труда;

право на защиту своих трудовых прав;

право на специальную защиту отдельных категорий трудящихся и отдельных категорий граждан вообще (детей, молодежи, матерей, семьи, инвалидов, мигрантов, пожилых);

право на социальную защиту всех категорий граждан (охрану здоровья, социальное обеспечение и помощь, медицинскую помощь, получение услуг от социальных служб, защиту от бедности и социального отторжения, адекватное жилье).

Новая редакция Хартии также предусматривает систему подачи коллективных жалоб на нарушения, имеющие отношение к Хартии. Новый механизм позволяет европейским, а при необходимости и местным организациям работодателей и трудящихся, а также некоторым неправительственным организациям подавать коллективные жалобы в органы, контролирующие осуществление Хартии.

На данный момент этот контроль осуществляет Секретариат Европейской социальной хартии. Однако, поскольку Россия не ратифицировала Хартию, российские неправительственные организации, организации работодателей и трудящихся не могут подавать жалобы в выше названный контрольный орган.

В настоящее время российские неправительственные организации для продвижения Хартии и дальнейшей ее ратификации могут пропагандировать те преимущества, которые даст ратификация Хартии для граждан России, убеждать депутатов Государственной Думы РФ в необходимости ускорения ратификации, тиражировать и распространять текст Хартии.

Работа по подготовке Хартии к ратификации предполагает, в первую очередь, анализ сопоставимости национального законодательства и правоприменительной практики в социальной сфере с нормами Европейской социальной хартии (пересмотренной). Это может помочь в совершенствовании российского законодательства, сближении уровня защиты трудовых прав работников с европейскими стандартами.

Социальные и экономические права, закрепленные в действующей Конституции РФ, не вступают в противоречие с нормами Хартии, в то же время, далеко не все статьи Хартии в области трудовых отношений полностью реализованы в положениях, закрепленных в российском законодательстве. Например, Хартия регламентирует право на отдых в контексте права на справедливые условия труда (статья 2 Хартии).

Государства – участники в соответствии с этой статьей берут на себя обязательство установить разумную продолжительность рабочего дня и рабочей недели и постепенно сокращать продолжительность рабочей недели в той мере, в какой это позволяют рост производительности труда и другие связанные с этим факторы; обеспечить предоставление как минимум 4-недельного ежегодного оплачиваемого отпуска (пункт 3 статьи 2 Хартии), обеспечить еженедельный период отдыха, который, по мере возможности, должен совпадать с днем недели, признаваемым по традиции или обычаю соответствующей страны или региона днем отдыха (пункт 5 статьи 2 Хартии). В Комментариях к Хартии отмечается, что обязательство постепенного сокращения рабочего времени увязывается с фактором разумной его продолжительности. Эти положения реализованы в статье 37 Конституции РФ, статьях 91, 111, 115 Трудового кодекса РФ. Вместе с тем пункт 4 Статьи 2 Хартии обязывает «ликвидировать риск, сопряженный с выполнением опасных и вредных работ, а там, где пока невозможно ликвидировать или в достаточной мере смягчить этот риск, обеспечить либо сокращение продолжительности рабочего времени, либо дополнительные оплачиваемые отпуска для тех, кто занят на таких работах». Трудовой кодекс РФ полностью выполняет требования, установленные Хартией, однако дополнительные отпуска за выполнение вредных и опасных работ во многих случаях не предоставляются, а работники, боясь потерять высокооплачиваемую работу, не жалуются. Особое место среди норм, не нашедших отражения в российском законодательстве, занимает пункт 10 статьи 7 Хартии: «Обеспечить специальную защиту от опасности физического и морального ущерба, которой подвергаются дети и молодые люди, и, в частности, от опасности, с которой прямо или косвенно сопряжена их работа». Принятый Трудовой кодекс РФ наконец признал, что существуют случаи, когда труд детей, в том числе и малолетних запретить невозможно. Такой перечень пока ограничен работой в театрально-зрелищных организациях. Очевидно, что он не полный. Также невозможно запретить труд детей в сельском хозяйстве, в семейных предприятиях, в торговле и т.п. Особое внимание необходимо уделить созданию условий для применения труда инвалидов в неспециализированных организациях. Более широкая социализация лиц с ограниченными физическими возможностями признается в настоящее время более гуманной и прогрессивной формой отношения общества к трудностям таких лиц.

Несмотря на то, что уровень гарантий, предоставляемых российским законодательством и предусмотренных действующими международными договорами России, в большинстве случаев вполне соответствует уровню, закрепленному как в первоначальной, так и в новой редакциях Хартии, России предстоит ратифицировать максимально возможное число ее положений, что позволит установить четкие ориентиры дальнейшего проведения реформ в социальной сфере с учетом общепризнанных международных стандартов и используя обобщенный опыт европейских государств.

Акты Международной организации труда

Источник: http://www.kapr.ru/articles/2005/9/4066.html

Адвокат Титов
Добавить комментарий