Проверка полномочий участников процесса

Методика RACI: оптимизация распределения полномочий и ответственности

Проверка полномочий участников процесса
Налбандян Г.Г., Кушниренко Е.Б. Факультет менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ, магистерская программа «Управленческий консалтинг» Научный руководитель – к.э.н., доцент, доцент кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент» Н.В.Линдер

Стратегии бизнеса, №4 за 2014 год

Делегирование является неотъемлемой частью роли менеджера, поэтому определение ролей и обязанностей в начале проекта очень важно. В обязанности менеджера лежит определение ожиданий людей, участвующих в проекте с самого начала.

Проекты требуют участия многих людей, но как избежать ситуации, когда люди борются против друг друга при осуществлении определенной задачи. Столь же сложным является ситуация, когда никто не берет на себя ответственность и не принимает решения.

Как люди должны понимать уровень собственной ответственности? К кому можно обратиться при возникновении вопроса? Кто должен быть проинформирован при осуществления задачи или процесса? Применение модели RACI может помочь ответить на все эти вопросы.

Матрица RACI представляет собой простой инструмент, используемый для определения ролей и обязанностей и избежания путаницы при исполнении задач или процессов. Используется при управления проектами и для показа обязанностей в состояниях “AS-IS” и “TO-BE”.

Основная цель статьи – исследование методики RACI и ее использование при управленческой деятельности.

Матрица ответственности представляет собой особый метод определения функциональных областей, ключевых направлений деятельности, критериев принятия управленческих решений, где существуют неясности. Все разногласия, возникающие в ходе данного процесса, могут быть вынесены на общее обсуждение и впоследствии разрешены путем принятия коллективного решения.

Подобный подход позволяет менеджерам активно участвовать в систематическом процессе описания деятельности, решений, которые должны быть осуществлены, а также прояснить обязательства и обязанности, которые несет каждый участник по отношению к сфере занятости и управленческим решениям.

Подобный подход позволяет содействовать естественному рабочему процессу и согласованному распределению ролей и ответственности внутри группы. Основные преимущества использования матрицы ответственности заключаются в том, чтобы прояснить разграничение ролей и ответственности как индивидуальных, так и в команде.

Зачастую внутри группы возникает недопонимание, отсутствие четкой специализации и расплывчатое представление о собственных полномочиях, что приводит к ослаблению командного духа и, как следствие, к низкой производительности.

Поэтому определение сфер ответственности и полномочий повышает результативность деятельности как каждого работника, так и группы в среднем.

В частности, матрица распределения ответственности дает возможность избежать дупликации выполняемых функций в коллективе.

При возникновении спорных ситуаций руководитель процесса может ссылаться на конкретное лицо, отвечающее за цепочку процесса, где возникло разногласие или ошибка.

Таким образом, в коллективе устанавливается более открытый метод коммуникации, основывающийся на консультировании и информировании участников процесса.

Таблица 1. Резюме: Критические вопросы модели

Распределение ролей и обязательств– Для лучшего понимания собственных полномочий- Для повышения эффективности коммуникаций
Ответственность– Для разъяснения, кто и кому подотчетен
Обязательства– Для выявления полномочий
Ответственность за работу– С целью наделить сотрудников полномочиями, необходимыми для выполнения конкретной работы
Роль менеджера среднего звена– Ускорить координацию выполняемых процессов с поставленными задачами
Утверждение– Во избежание неопределенностей при многоразовой отчетности

Указания к построению матрицы

Подготавливаясь к построению матрицы, необходимо знать «философию» новой компании при распределении ролей и обязанностей. Поощрение работы в команде можно назвать залогом успешного продвижения проекта, при этом 100%-ная аккуратность часто не требуется.

Также важным моментом будет исключение цепочки «проверяемые – проверяющие – проверяемые», что свидетельствует о двойной системе отчетности, приводящей к путанице и торможению рабочего процесса.

Следует предусмотреть процесс таким образом, чтобы Утверждающее (Accountable) и Ответственное (Responsible) лица находились как можно ближе к функциональному и наукоемким подразделениям. При этом необходимо соблюдать, чтобы Утверждающий оставался единственным на каждое подразделение.

Тесное взаимодействие между компетентными органами власти и Утверждающим лицом считается хорошим примером внутригруппового содействия. Однако количество Консультантов (Consultant) и Информирующих лиц (Informs) также должно быть сведено к минимуму. В завершение подготовительного процесса все роли и полномочия должны быть официально закреплены и подтверждаться соответствующей документацией.

Таблица 2. Условные обозначения матрицы ответственности – RACI

“R” Исполнитель (Responsible)Лежит ответственность за выполнение поставленной задачи. На каждую задачу должно приходиться не менее одного Исполнителя. Степень ответственности распределяется Утверждающим
“A” Утверждающий (Accountable)Перед ним производится отчет в полученном результате, имеются полномочия, как принимать, так и отвергать предложения, накладывать на них вето. На каждый проект выделяется не более одного Утверждающего
“С” Консультант (Consulted)Консультация и согласование принимаемых решений. Характеризуется двусторонней связью между подразделениями
“I” Информируемый (Informed)Поступает конечная информация о проделанной работе. Характеризуется односторонней связью

Матрица ответственности выстраивается в шесть этапов:

  1. Проведение вводных встреч для информирования ключевого менеджмента относительно целей и требований к процессу.
  2. Лист принятия решений и функциональных обязанностей разработаны, проанализированы и объединены в список основных функций.
  3. Семинары по распределению обязанностей (Workshops) проводятся, чтобы согласовать функции и предписать коды, позволяющие описывать тип участия каждого, а также его роль относительно каждого процесса. Результатом становится построение матрицы ответственности.
  4. Матрицы ответственности документированы и должны быть доставлены каждому участнику процесса и взаимодействующим с ними организациям.
  5. Коммуникации и утверждение новых ролей должны быть разработаны и утверждены путем совещаний при участии всех задействованных лиц и департаментов.
  6. Последующие встречи организуются для периодического контроля, поощрения их деятельности и чтобы удостовериться, что участники придерживаются всех установленных ранее правил.

Основными принципами принятия решений с помощью RACI являются:

  1. Избежание очевидных событий, например “присутствовать на заседаниях”.
  2. Каждое действие или решение должно начинаться с хорошего глагола действия. Примеры: работать, утвердить, подготовить, развивать, проверить и т. д.
  3. Когда действие глагола подразумевает решение (например, оценивать, контролировать), нужно добавить фразу, которая указывала бы на приоритетный результат. Пример: анализировать данные, чтобы найти причину задержки доставки.
  4. Действия и решения должны быть краткими, лаконичными и разработанными относительно определенной роли или функции, а не для конкретного человека.

Вертикальный анализ (по функциональным ролям) позволяет выявить соответствующие проблемы: Если у Вас получилось:

  • много R, в таком случае нужно задать себе вопрос, может ли определенный человек быть ответственным за такое количество действий;
  • нет пустых ячеек – нужно ли втягивать людей в такое количество операций?
  • нет R или А – можно ли ликвидировать эту функциональную роль?
  • Много А – правильно ли распределяются обязанности? Могут ли другие люди быть подотчетными в этих процессах?

При горизонтальном анализе рассматриваются действия Если у вас получилось, что

  • нет R, то тогда никто не несет ответственности за процесс, и он не будет выполнен;
  • много А — будет путаница, так как любой Утверждающий имеет свое видение, как должно быть осуществлено действие;
  • много С — надо понять, нужно ли в реальности консультироваться с таким количеством различными функциональными ролями;
  • много I — может быть ситуация, где определены роли. Правильное использование RACI поможет достичь таких целей, как:
    • повышение производительности за счет четко структурированной иерархической системы;
    • снижение производственных ошибок, таких, как производство брака, за счет выяснения нужных технических характеристик;
    • увеличение производительности путем устранения дублирования и пересортицы на производстве;
    • модернизированная организационная структура без лишних функциональных элементов;
    • улучшение процесса планирования в связи с большим участием членов команды в результате строительства коммуникационных линий (консультирование и информирование).

Подводя итог, стоит отметить, что матрица распределения ответственности является важным элементом успешного планирования рабочего процесса. В ходе ее грамотного использоваться должна повыситься производительность на проекте, достигаемая за счет наличия Утверждающего.

При умелом построении рабочего процесса сформируется сильная команда, состоящая из грамотных и натренированных игроков, способных предлагать нестандартные подходы к принятию решений.

Как результат можно будет выстроить более продуктивную систему коммуникаций между всеми участниками благодаря разработке интерфейса связи (Консультант и Информированный).

Список литературы

1. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2014.

2. Деминг В. Эдвардс. Выход из кризиса. — Тверь: Альба, 2009.

3. Дрожжинов В. Реинжиниринг бизнес-процессов в компании // Ваш банкъ. Экономист. — 2012. № 2.

4. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2011.

5. Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование //Менеджмент в России и за рубежом. — 2013. — № 2.

6. Кальянов Г.Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов. Серия «Реинжиниринг бизнес-процесса». — М.: СИНТЕГ, 2012.

Версия для печати  

Источник: https://www.cfin.ru/management/people/instructions/RACI.shtml

Оформление, подтверждение и проверка полномочий представителя

Проверка полномочий участников процесса

В качестве одного из основных требований, предъявляемых к представителю, является требование о надлежащем оформлении его полномочий. При решении вопроса о допуске представителя в процесс, арбитражный суд обязан проверить полномочия представителя. В соответствии с ч. 2 ст.

63 АПК РФ, арбитражный суд решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей на осно-вании исследования документов, предъявленных указанными лицами суду.

В случаях, когда представленные документы не подтверждают полномочий предъявителя, арбитражный суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в разбирательстве дела. Об этом указывается в протоколе.

В этом случае лицо, не признанное представителем, может присутствовать в зале судебного заседания, но не вправе принимать участия в арбитражном процессе.

Полномочия представителя оформляются различными документами в зависимости от того, какое лицо выступает в качестве представителя:

Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

При этом руководители действуют в арбитражном суде в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иным нормативно-правовым актом или учредительными документами. Проверять объем полномочий руководителя особенно необходимо в тех случаях, когда ими совершаются процессуальные действия (заключение мирового соглашения и т.п.

), влекущие за собой, например, совершение крупной сделки, заключение которой не входит в компетенцию данного руководителя.

Законные представители должны представить в суд документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

Так, родители представляют документы, подтверждающие их родственные отношения с ребенком (свидетельство о рождении ребенка и паспорт), опекуны и попечители представляют соответствующее удостоверение, усыновитель — или свидетельство о государственной регистрации акта усыновления (ст. 125 СК РФ), либо свидетельство о рождении ребенка (ст. 136 СК РФ). По общему правилу, законные представители имеют все процессуальные права и обязанности представляемых лиц. Но при реализации распорядительных прав сторон, влекущих за собой отчуждение недвижимого имущества представляемого лица, законными представителями должно учитываться требование ст. 37 ГК РФ (получение предварительного согласия от органа опеки и попечи-тельства).

Полномочия адвоката в случаях, предусмотренных федеральным законом, подтверждаются ордером на исполнение поручения. Ордер выдается соответствующим адвокатским образованием.

Возможность оформления полномочий адвоката ордером предусмотрена уголовно-процессуальным законодательством (ст.

49 УПК РФ), в АПК РФ не содержит императивных предписаний об оформлении ордером полномочий адвоката на представление интересов доверителя в суде. Поэтому адвокат должен представлять доверителя на основании доверенно сти.

4) Полномочия иных представителей оформляются до-веренностью. Доверенность — это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ).

Таким образом, доверенность — это письменный документ, в котором обязательно указывается представляемое лицо, представитель, субъект, перед которым осуществляется представительство (арбитражный суд), дата совершения доверенности (без проставления даты доверенность ничтожна), при необходимости указываются полномочия представителя; проставляется подпись и печать.

Доверенность может быть выдана на определенный срок (не свыше трех лет), либо без указания срока ее действия. В последнем случае доверенность считается выданной на один- год.

Доверенности могут быть выданы на участие в судах по любому делу и на совершение любых процессуальных действий во всех судебных органах (генеральная или общая доверенность), на участие по одному арбитражному спору во всех судебных инстанциях (специальная доверенность) и на участие в одном судебном заседании по одному делу (разовая доверенность).

Доверенность, выдаваемая гражданином, по общему правилу, должна быть удостоверена в нотариальном порядке или в порядке, приравненном к нотариальному (ч. 3 ст. 185 ГК РФ). Доверенность от имени организации должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на это учредительными документами лицом и скреплена печатью организации.

Источник: https://all-sci.net/protsess-arbitrajnyiy1/oformlenie-podtverjdenie-proverka-polnomochiy.html

Проверка полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей

Проверка полномочий участников процесса
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Арбитраж » Общие положения » Проверка полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей

Одним из важнейших правил проведения любого судебного заседания является законность процессуальных полномочий представителей участников судебного производства.

Судебное разбирательство в арбитражных судебных органах должно осуществляться при условии строгого соблюдения требований арбитражно-процессуального законодательства.

Одним из важнейших правил проведения любого судебного заседания является законность процессуальных полномочий всех сторон судебного разбирательства, а также представителей участников судебного производства.

Для удостоверения законности данных полномочий и их объема необходима предварительная проверка процессуальных полномочий граждан, которая проводится сотрудниками арбитражных судов при соблюдении правил, определенных действующим арбитражно-процессуальным законодательством.

Проверка полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей арбитражным судом

Перед началом судебного разбирательства арбитражные суды обязываются осуществить проверку полномочий лиц, которые участвуют в судебном разбирательстве. При этом также необходима проверка полномочий представителя сторон судебного разбирательства. В процессе проведения данной проверки судебный орган должен решить следующие вопросы:

  • признать или отказать в признании полномочий всех лиц, которые будут участвовать в судебном разбирательстве;
  • признать или отказать в признании полномочий законных представителей сторон судебного разбирательства;
  • принять решение о допуске данных лиц для участия в процессе разбирательства арбитражного суда.

Данные действия арбитражного суда совершаются на основании предварительного тщательного исследования всей документальной базы, которая была предоставлена в суд указанными лицами.

Проверка совершается арбитражными судами в отношении всех субъектов каждого судебного разбирательства.

Для разрешения подобных вопросов судебные органы должны выполнять определенный перечень процессуальных действий, основными среди которых являются:

  • предоставление лицами, которые будут участвовать в процессе судебного разбирательства документов, которые удостоверяют их личность, уточняют процессуальные полномочия и подтверждают соответствующий статус гражданина в конкретном судебном разбирательстве;
  • тщательное исследование судом документов, предоставленных для подтверждения личности, статуса и полномочий определенных лиц;
  • вынесение окончательного решения суда в отношении вопроса о допуске или недопуске граждан для участия в процессе судебного разбирательства.

Правила оформления документации, которая подтверждает содержание и объем процессуальных полномочий, регламентируются нормативной базой арбитражно-процессуального законодательства.

Если лицом, которое участвует в ходе судебного разбирательства, является организация или учреждение, то данное лицо должно действовать через законного представителя, предоставляющего соответствующую доверенность.

Если же гражданин будет самостоятельно защищать свои права и интересы в ходе арбитражного судебного разбирательства, то он обязан предоставить документы, удостоверяющие его личность, объем процессуальных полномочий и юридический статус.

Сторонами судебного разбирательства считаются следующие лица:

  • противоположные стороны судебного разбирательства;
  • заявители, которые выражают свои заявления и требования;
  • лица, которые заинтересованы в исходе судебного дела, а также имеют субъективный юридический интерес к результату судебного разбирательства. Данные лица должны присутствовать при рассмотрении дел особого типа производства, при производстве дел о признании граждан и компаний несостоятельными;
  • третьи лица судебного разбирательства;
  • сотрудники органов прокуратуры;
  • государственные органы, органы местного самоуправления;
  • прочие органы, учреждения и организации;
  • любые граждане, которые обратились в арбитражные суды для защиты собственных прав и интересов в ходе судебного разбирательства.

Занесение в протокол судебного заседания сведений о документах, подтверждающих полномочия вышеназванных лиц

Арбитражный судебный орган обязан составлять протокол в ходе судебного разбирательства при условии соблюдения требований и правил, которые определяются действующим арбитражно-процессуальным законодательством.

Соответственно, при проведении судебного разбирательства в первой инстанции, а также при осуществлении определенных процессуальных действий за пределами судебного разбирательства, должен составляться протокол установленной формы.

В протоколе судебного разбирательства в обязательном порядке должны фиксироваться следующие сведения:

  • факт явки граждан, которые являются участниками конкретного судебного разбирательства, а также прочих заявленных лиц;
  • сведения обо всех документах, удостоверяющих личности участников процесса и представителей сторон судебного разбирательства, а также определяющих объем их процессуальных полномочий, которые предоставлены судебному составу для ознакомления;

Документы предоставляются в судебные органы участниками судебного разбирательства или же законными представителями сторон с целью подтверждения собственных процессуальных полномочий в условиях конкретного судебного разбирательства.

Данные бумаги могут приобщаться к судебному делу, а все сведения о данных документах должны заноситься в протоколы, составленные в ходе судебного разбирательства арбитражным судебным органом.

К материалам судебного разбирательства должны добавляться копии доверенностей представителей, которые регламентируют возможность совершения процессуальных распорядительных действий и требуют их указания в данной доверенности.

Допуск вышеназванных лиц к участию в судебном заседании или отказ в допуске

После проведения проверки полномочий участников процесса и законных представителей сторон судебного разбирательства арбитражный суд имеет право вынести отказ в признании данных полномочий, а также отказать в участии конкретного лица в ходе судебного разбирательства.

Такие факты должны в обязательном порядке фиксироваться в протоколах, составленных в ходе судебного разбирательства.

Основаниями для вынесения отказа в признании заявленных полномочий участников процесса или их представителей, а также для отказа в участии данных лиц в процессе судебного разбирательства являются следующие обстоятельства:

  • отказ от предоставления участниками процесса или законными представителями сторон судебного разбирательства документов, которые подтверждают их процессуальные полномочия в ходе судебного разбирательства в отношении конкретного судебного дела;
  • предоставление в арбитражные судебные органы участниками разбирательства или представителями сторон дела документации, которая была составлена без соблюдения основных законодательных требований;
  • нарушение правил представительства, которые определяются действующим арбитражно-процессуальным законодательством.

Также вам будут полезны следующие статьи

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/proverka-polnomochij-lic-uchastvuyushhix-v-dele-i-ix-predstavitelej.html

Оформление и подтверждение полномочий представителя в арбитражном процессе

Проверка полномочий участников процесса

Доверенность на представление интересов в суде — это документ, который может понадобиться для участия в судебном процессе.

В статье рассмотрим, когда она нужна, как правильно составить и предложим образец судебной доверенности.

При невозможности урегулировать разногласия поставщика с заказчиком или контрольным органом в досудебном порядке дело может быть передано на рассмотрение в арбитражный суд.

Порядок представления сторон в судебных органах регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Статьей 61 АПК РФ установлено, что без доверенности представлять организацию в суде может только ее руководитель. Образец доверенности на ведение дела в суде может позволять принимать участие в конкретном деле или быть «генеральным» — на участие во всех судебных разбирательствах.

Свои полномочия он может подтвердить соответствующими документами: В случае если организацию представляет не руководитель, понадобится передать полномочия представителю.

Образец доверенности на представление интересов в суде можно оформить как на сотрудника организации, так и на стороннее лицо (привлеченного специалиста).

Позволяет не только восполнить отсутствие заинтересованной стороны доверенным лицом, но и осуществить представление интересов участников процесса на должном профессиональном уровне.

С тем, какими бывают виды судебного представительства, как правильно документально оформить полномочия представителя и с другими сторонами этой правовой услуги можно ознакомиться в статье.

Виды судебного представительства Представительство в суде – понятие по ГПК РФ Оформление судебного представительства Полномочия поверенного в суде Последние изменения законодательства, связанные с судебным представительством Возможность заместить присутствие в процессе заинтересованной стороны другим лицом или заручиться поддержкой доверенного правового специалиста предусмотрена законодательными документами, касающимися всех видов процессуального разбирательства.

Представительство в арбитражном процессе – Адвокат в Самаре и

Так, о судебном представительстве упоминается в: В гражданском праве понятие судебного представительства представлено не только процессуальным законодательством, но и базово в Гражданском кодексе РФ.

Кодекс отводит вопросам передоверия главу 10, которая содержит общие указания, касающиеся не только представительства в суде, но и передоверия в отношении представления чужих интересов в других сферах правового взаимодействия (заключение сделок, обращение в компетентные органы и прочее).

В отношении судебного передоверия нормы ГК РФ интересны с точки зрения правил оформления доверенностей, которые призваны подтвердить полномочия доверенного лица.

ГПК РФ предоставляет участникам процесса возможность пользоваться услугами представителя.

При этом граждане могут участвовать в процессе как лично, так и только через представителя и вместе с ним.

Интересы же предприятий в судебных отношениях представляют уполномоченные на то должностные лица (на основании учредительных документов или доверенностей) либо сторонние представители, к примеру по договору.

Представительство в суде в гражданском процессе осуществляется лицом, в соответствии с положениями ГПК РФ: Законные представители, в свою очередь, могут доверить ведение дел в суде иному лицу.

Не могут быть представителями в судебном процессе, за исключением участия этих лиц в силу возложенных на них законом обязанностей, граждане в статусе: Доверенность действительна на протяжении года с даты ее оформления, если в ней не указан иной срок действия.

Единственным исключением из этого правила является нотариальная доверенность, предоставленная для осуществления полномочий за границей.

Если в таком документе не стоит дата ококнчания его действия, то доверенность действительна до дня отзыва ее доверителем. Доверенность дает право на совершение представителем всех процессуальных правомочий, предусмотренных для участника судебного заседания.

Максимального срока действия доверенности закон не устанавливает. Однако ряд действий требует специального упоминания в доверенности.

Очень важно отметить в доверенности дату составления документа, так как без нее доверенность ничтожна (абз.

Это следующие правомочия: Таким образом, к подготовке доверенности необходимо подойти со всей серьезностью и спрогнозировать возможные необходимые действия со стороны представителя, чтобы не дать ему полномочий больше, чем требуется, но и не лишить его возможности в полной мере следовать интересам своего доверителя.

Положения ГПК РФ, касающиеся судебного представительства, в последний раз корректировались в 2015 году.

Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

Полномочия законных представителей подтверждаются представленными суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия.

Полномочия адвоката на ведение дела в арбитражном суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом.

Полномочия других представителей на ведение дела в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, в ином документе.

Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого, сделанном в судебном заседании, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати).

Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Источник: http://energouchet.msk.ru/spori/oformlenie-i-podtverzhdenie-polnomochiy-predstavitelya-v-arbitrazhnom-processe

Представитель без полномочия // Есть ли ему место в цивилистическом процессе?

Проверка полномочий участников процесса

Последующее одобрение процессуальных действий неуполномоченного лица, допускаемое в отдельных случаях судебной практикой, противоречит фундаментальным принципам цивилистического процесса – состязательности и равноправию сторон. Убедительных мотивов для внедрения в гражданский и арбитражный процесс этой правовой возможности нет.

К таким выводам пришли в своем исследовании Никита Щербаков и Вадим Маклаков (Адвокатское бюро Jus Aureum). С их статьей «Последующее одобрение процессуальных действий, совершенных представителем без полномочия», опубликованной в ноябрьском номере журнала «Закон», можно ознакомиться в Библиотеке Закон.ру (в открытом доступе).

Гражданский кодекс допускает возможность последующего одобрения сделки, совершенной неуполномоченным лицом от чужого имени. Представляемый, одобривший такую сделку, распространяет ее правовые последствия на свою правовую сферу с момента совершения сделки (ст. 183 ГК).

Действующие процессуальные кодексы (ГПК, АПК) такой возможности не содержат.

Вместе с тем, Пленум ВАС РФ в постановлении от 28.05.2009 № 36 «О применении АПК при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» (п. 21) отчасти санкционировал подобную практику в процессуальных отношениях.

Так, высший суд разъяснил, что если после принятия апелляционной жалобы к производству будет установлено, что она не подписана или возникнут сомнения в полномочиях лица, ее подписавшего, то суд предлагает заявителю представить доказательства полномочий подписанта жалобы или последующего одобрения заявителем его действий.

В судебной практике нет единого понимания смысла этого разъяснения Пленума ВАС РФ.

В некоторых судебных актах формулируется вывод о неприменимости этого разъяснения к первоначальному обращению в суд. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 27.03.2012 по делу № А40-107839/10-123-276 указал:

 «…[Д]оверенность выдана после даты совершения процессуального действия, то есть после первоначального обращения в арбитражный суд.

…Ни АПК РФ, ни Законом о банкротстве не предусмотрена возможность представлять доверенность, датированную поздней датой после даты подачи искового заявления (заявления). Полномочия лица, подписавшего исковое заявление (заявление), должны быть подтверждены на момент обращения в суд от имени юридического лица, полномочие которого оно представляет по доверенности.

Процедура последующего одобрения, применяемая в других судебных инстанциях (п. 21 Постановления … № 36), не распространяется на первичное обращение с соответствующим заявлением в арбитражный суд».

Противоположный вывод содержится в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 03.03.2014 по делу № А73-7829/2013:

«Применяя по аналогии позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что при наличии доказательств последующего одобрения истцом действий его представителя по обращению в арбитражный суд, оставление апелляционным судом иска индивидуального предпринимателя… без рассмотрения не отвечает принципу доступности правосудия… и нарушает право заявителя на судебную защиту».

Е.А. Крашенинников в статье «Процессуальное представительство без полномочия» предложил в целях сокращения сроков рассмотрения гражданских дел в суде закрепить в ГПК возможность временного допуска в процесс представителя без полномочия.

Способы обеспечения при этом интересов другой стороны процесса можно отыскать в немецком праве.

По смыслу § 89 Гражданского процессуального уложения Германии, если на момент принятия окончательного решения по делу одобрение действий неуполномоченного лица не выражено, на счет такого лица относятся расходы и ущерб противной стороны процесса, возникшие от допуска неуполномоченного лица в процесс.

Однако цивилистический процесс основан на принципах состязательности и равноправия сторон, которые будут нарушены, если допустить последующее одобрение процессуальных действий неуполномоченного лица.

Например, в случае, подписания искового заявления лицом, не имеющим необходимого полномочия, оно подлежит возвращению или оставлению без рассмотрения. В такой ситуации возможность одобрения процессуальных действий представителя без полномочия будет ничем иным как правовой льготой, преимуществом для истца.

Кроме того, иные участники процесса и даже суд окажутся в состоянии неопределенности относительно наличия или отсутствия препятствий для дальнейшего движения дела. Мотивов, диктующих необходимость наделения истца таким преимуществом вопреки принципам цивилистического процесса, нет, убеждены авторы статьи.

Возвращение искового заявления, оставление его без рассмотрения и так позволяют истцу устранить допущенные недостатки и повторно обратиться в суд.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/predstavitel_bez_polnomochiya__est_li_emu_mesto_v_civilisticheskom_processe/15693

Бюджетный процесс, участники и их полномочия | Официальный сайт органов местного самоуправления

Проверка полномочий участников процесса

Бюджетный процесс, участники и их полномочия

Этап 1 «Составление проекта бюджета»

На данном этапе составляется прогноз социально-экономического развития города Нефтеюганска, определяются основные характеристики бюджета города, распределение бюджетных ассигнований, утверждаются основные направления налоговой политики, бюджетной политики города Нефтеюганска на очередной финансовый год и плановый период. Составление проекта бюджета осуществляет Департамент финансов администрации города Нефтеюганска.

Участники и их полномочия:

Администрация города:

  • рассматривает и одобряет прогноз социально-экономического развития города на очередной финансовый год и плановый период;
  • утверждает основные направления бюджетной и налоговой политики     на очередной финансовый год и плановый период;
  • утверждает муниципальные программы, реализуемые за счёт средств местного бюджета;
  • одобряет характеристики проекта решения о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период;
  • образует комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период;
  • формирует перечень муниципальных программ, предлагаемых для реализации за счёт средств бюджета города в очередном финансовом году и плановом периоде.

Отдел социально-экономических прогнозов и программ департамента по делам администрации города:

  • осуществляет подготовку предварительных итогов социально-экономического развития города за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития города за текущий финансовый год;
  • разрабатывает прогноз социально-экономического развития города на очередной финансовый год и плановый период;
  • обосновывает в пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития города параметры прогноза.

Департамент финансов администрации города:

  • организует разработку проекта бюджета города;
  • разрабатывает основные направления налоговой и бюджетной политики города на очередной финансовый год и плановый период;
  • ведёт реестр расходных обязательств города;
  • непосредственно составляет проект бюджета города;
  • разрабатывает основные характеристики проекта решения о бюджете;
  • подготавливает предложения по распределению бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период;
  • устанавливает порядок и методику планирования бюджетных ассигнований города Нефтеюганск на очередной финансовый год и плановый период;
  • устанавливает перечень и сроки представления в департамент финансов субъектами бюджетного планирования отчётных и прогнозных данных, необходимых для разработки и рассмотрения проекта бюджета города;
  • разрабатывает совместно с главными администраторами доходов и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, проектировки поступлений доходов и источников финансирования дефицита бюджета города, поступающих в бюджет города в разрезе кодов бюджетной классификации;
  • осуществляет оценку ожидаемого исполнения бюджета города за текущий финансовый год;
  • разрабатывает проекты муниципальных заимствований, предоставления муниципальных гарантий, предоставления бюджетных кредитов;
  • осуществляет согласование с Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры исходных данных, используемых для расчётов распределения дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и поселений, а также объёмов доходов бюджета города на очередной финансовый год и плановый период;
  • представляет для внесения в Думу города главе администрации города проект решения Думы города о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период, с необходимыми документами и материалами, представляемые одновременно с проектом;
  • организует работу Бюджетной комиссии по формированию проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа, города Нефтеюганска.

Департамент имущественных и земельных отношений администрации города:

  • разрабатывает прогноз поступления доходов от использования и продажи имущества, находящихся в муниципальной собственности.

Главные администраторы доходов бюджета города (главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета):

  • разрабатывают прогноз объёмов поступлений в бюджет города по видам доходов, по источникам финансирования дефицита бюджета города на очередной финансовый год и плановый период и представляют в департамент финансов.

Главные распорядители бюджетных средств города:

  • осуществляют планирование соответствующих расходов бюджета города на очередной финансовый год и плановый период, составляют обоснования бюджетных ассигнований;
  • представляют в департамент финансов реестры расходных обязательств;
  • распределяют предельные объёмы бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период по кодам классификации расходов бюджета;
  • подготавливают и в пределах своей компетенции реализуют предложения по сокращению и оптимизации расходных обязательств и объёма ассигнований, необходимых для их исполнения по направлениям своей деятельности (включая реструктуризацию бюджетной сети);
  • представляют в департамент финансов данные, необходимые для составления проекта решения Думы города о бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
  • формируют муниципальные задания для подведомственных учреждений.

Этап II «Рассмотрение и утверждение бюджета»

В рамках данного этапа подготовленный проект бюджета рассматривается представительным органом муниципального образования – Думой города Нефтеюганска.
Участники и их полномочия:

Дума города:

  • рассматривает проект решения о бюджете города в соответствии с Регламентом Думы города и особенностями, установленными Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Нефтеюганске;
  • утверждает бюджет города.

Этап III

«Исполнение бюджета»Бюджет исполняется по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета на основе принципов единства кассы и подведомственности расходов.

Участники и их полномочия:

Департамент финансов администрации города:

  • организует исполнение бюджета города;
  • устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи, бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета, включая внесение изменений в них, и кассового плана исполнения бюджета города;
  • составляет и ведёт сводную бюджетную роспись бюджета города, вносит в неё изменения;
  • составляет и ведёт кассовый план;
  • ведёт реестр расходных обязательств города;
  • обслуживает муниципальный долг города, в том числе исполняет обязательства, вытекающие из кредитных договоров, договоров о предоставлении муниципальной гарантии;
  • ведёт муниципальную долговую книгу города, в том числе учёт выданных муниципальных гарантий;

Главные распорядители бюджетных средств:

  • ведут бюджетную роспись, распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть бюджета;
  • исполняют бюджетную смету.

Главные администраторы доходов бюджета:

  • осуществляют начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
  • осуществляют взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

 Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета:

  • осуществляют контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета.
  • обеспечивают поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета.

Этап IV «Подготовка, рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении бюджета»

Годовой отчет об исполнении бюджета города подлежит утверждению решением Думы города. На данном этапе проводится подготовка и составление участниками бюджетного процесса отчетности об исполнении бюджетов.

По итогам текущего финансового года составляется бюджетная отчетность об исполнении бюджета, направляемая для проверки в Счетную палату города, а затем на рассмотрение и утверждение в Думу города.

Бюджетная отчетность составляется на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.
Участники и их полномочия:

Департамент финансов администрации города:

  • устанавливает порядок составления бюджетной отчётности;
  • непосредственно составляет отчёт об исполнении бюджета города;
  • представляет бюджетную отчётность в финансовый орган Ханты – Мансийского автономного округа – Югры;

Администрация города:

  • представляет годовой отчёт об исполнении бюджета города в Счётную палату города для рассмотрения и подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года;
  • вносит годовой отчет об исполнении бюджета города за отчетный финансовый год на рассмотрение и утверждение в Думу города ежегодно не позднее 1 мая текущего года.

Счетная Палата города Нефтеюганска:

  • проводит внешнюю проверку годового отчёта об исполнении бюджета города, готовит заключение на годовой отчёт об исполнении бюджета города, используя материалы и результаты проверок;
  • направляет заключение на годовой отчет об исполнении бюджета в Думу города с одновременным направлением главе администрации города, в срок, не превышающий 1 месяц со дня его представления.

Дума города:

  • рассматривает годовой отчет об исполнении бюджета города;
  • по итогам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета города принимает решение об утверждении либо отклонении решения об исполнении бюджета города.

Главные распорядители бюджетных средств/получатели бюджетных средств:

  • формируют и представляют бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств в департамент финансов администрации города.

Главные администраторы доходов бюджета/главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета:

  • формируют и представляют в департамент финансов администрации города бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;
  • формируют и представляют в департамент финансов администрации города бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.

Источник: http://www.admugansk.ru/category/1270

Адвокат Титов
Добавить комментарий