Пределы дополнительных мероприятий налогового контроля: возможны ли новые претензии?

Новые подходы к мероприятиям налогового контроля — Audit-it.ru

Пределы дополнительных мероприятий налогового контроля: возможны ли новые претензии?

Зобова Е. П., редактор журнала

Журнал “Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения” № 11/2018

03.09.2018 вступил в силу Федеральный закон № 302-ФЗ[1], который в том числе меняет подходы к отдельным вопросам налогового администрирования. Первоочередными мерами, по мнению разработчиков новшеств, являются:

  • сокращение сроков камеральных проверок;
  • изменение предмета повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации;
  • введение новой процедуры оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

Об этих и других новшествах налогового законодательства – в предложенном материале.

В связи с чем приняты поправки в отношении налогового администрирования?

В последние годы идет активная модернизация налоговой системы, включая вопросы налогового администрирования. Нельзя отрицать тот факт, что налоговые органы повернулись лицом к налогоплательщику.

Сегодня одной из первоочередных мер, по мнению экспертного и бизнес-сообществ, для создания стабильной налоговой системы на долгосрочный период является пересмотр подходов к мероприятиям налогового контроля.

Действующая система регулирования налогового контроля была сформирована более 15 лет назад. За это время и в экономической жизни страны, и в организационной контрольной работе налоговых органов произошли колоссальные изменения. Появились новые инструменты, формы контроля.

Налоговый контроль вышел на иной уровень эффективности, который позволяет сегодня пересмотреть прежние формы налогового контроля.

В связи с вышесказанным решено сократить сроки проведения камеральной проверки с учетом современных систем контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Также предлагается изменить предмет повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога.

В целях обеспечения объективного и всестороннего рассмотрения материалов выездной или камеральной налоговой проверки предлагается уточнить процедуру рассмотрения материалов, полученных налоговыми органами в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.

По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля будет составляться отдельный документ, в котором проверяющие будут фиксировать суть самих контрольных мероприятий, а также свои выводы, сделанные по итогам данных мероприятий налогового контроля. Налогоплательщик получит возможность ознакомиться с таким актом и подготовить возражения по содержащимся в нем доводам.

Это, в свою очередь, позволит повысить объективность выносимого руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по проверке.

Рассмотрим принятые новшества подробнее.

Новый срок камеральной проверки – два месяца

Согласно общему правилу срок проведения камеральной проверки любой налоговой декларации – три месяца со дня ее представления (ст. 88 НК РФ); также – в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС.

Теперь камеральная налоговая проверка на основе декларации по НДС, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При этом для иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, сроки камеральной проверки декларации по НДС остались прежними – шесть месяцев.

Но в этой «бочке меда» есть и «ложка дегтя».

В случае если до окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки.

Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления декларации по НДС (за исключением камеральной налоговой проверки декларации по НДС, представленной иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Обратите внимание:

Новые положения п. 2 ст. 88 НК РФ применяются в отношении камеральных налоговых проверок, проводимых на основе деклараций по НДС, представленных в налоговые органы после дня вступления в силу Федерального закона № 302-ФЗ, то есть после 03.09.2018.

Безусловно, сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС позволит добросовестным налогоплательщикам быстрее использовать возмещенные из бюджета денежные средства в своем бизнесе, что положительно скажется на развитии отдельных компаний и экономики страны в целом. Можно предположить, что следующим шагом в этом направлении будет сокращение до двух месяцев сроков камеральной проверки и остальных налоговых деклараций.

При этом вызывает вопросы норма о продлении до трех месяцев камеральной проверки декларации по НДС в случае установления налоговиками признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.

То есть речь идет не о нарушениях, которые выявлены в ходе камеральной проверки, а о «признаках, указывающих на возможные нарушения». Законодатель не определяет понятие данных признаков, соответственно, налоговики будут трактовать его по-своему.

Судя по всему, если налоговикам лишь что-то «померещится», то срок проверки будет продлен.

Кстати, нет и механизма продления срока до трех месяцев: как налогоплательщик узнает об этом? Будет ли он уведомлен о причинах продления? Установлено только, что решение о продлении срока камеральной проверки принимается руководителем налогового органа или его заместителем. При этом ничего не сказано о том, что данное решение будет направляться и в адрес налогоплательщика.

Уточненная декларация: новый предмет проверки

Согласно пп. 2 п. 10 ст.

89 НК РФ до рассматриваемых изменений повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика могла проводиться в том числе налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверялся период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Законодатель изменил предмет повторной проверки: теперь предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

Таким образом, как и ранее, в случае представления уточненной декларации с уменьшенной суммой налога может быть проведена повторная выездная налоговая проверка.

Но если раньше был ограничен проверяемый период – это был период, за который представлялась «уточненка», то теперь установлен предмет проверки – данные, которые повлияли на уменьшение суммы налога или увеличение убытка, что логично.

Соответственно, налоговики смогут теперь проверять только обоснованность уменьшения налога на основании сведений, измененных в уточненной декларации.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/970297.html

Выездные налоговые проверки в 2018 году

Пределы дополнительных мероприятий налогового контроля: возможны ли новые претензии?

Юрист компании «Туров и партнеры» Денис Морозов объясняет, какие изменения претерпели налоговые проверки в этом году, на какие особенности должны обращать внимание предприниматели и как лучше всего подготовиться к выездной проверке.

19 августа 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым введена ст. 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

В 2018 году налоговые органы в полной мере используют эту статью при проведении мероприятий налогового контроля.

Основной причиной доначислений является невозможность налогоплательщика доказать проявление должной осмотрительности при выборе контрагентов.

Налогоплательщикам запрещено уменьшать налогооблагаемую базу и принимать вычеты при наличии одного из следующих оснований:

  1. Искажены сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
  2. Основной целью совершения сделки являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  3. Обязательство по сделке исполнено не лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком. Исключением является, передача обязательств по исполнению сделки иному лицу по закону или договору.

Обстоятельства, которые не могут сами по себе служить основанием для предъявления налоговых претензий (п. 3 ст. 54.1 НК РФ):

1) первичные учетные документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом;

2) контрагент нарушил налоговое законодательство;

3) налогоплательщик мог получить тот же результат экономической деятельности при совершении иных сделок (операций).

Положения п. 2 ст. 54.1 Кодекса не предусматривают для налогоплательщиков негативных последствий за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев.

Налоговые претензии возможны только при доказывании налоговым органом факта нереальности исполнения сделки (операции) контрагентом и несоблюдении налогоплательщиком установленных п. 2 ст. 54.1 Кодекса условий (Письмо ФНС РФ от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@).

Обязанность проверять контрагента в законе не установлена. Тем не менее, с учетом ст. 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению положений ст. 54.1 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@) проявление должной осмотрительности важно для доказательства добросовестности налогоплательщика и контрагента.

В целях самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов налогоплательщики могут использовать общедоступные критерии оценки рисков, отраженные в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

На что обращает внимание налоговая

  1. Отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров.
  2. Отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность.
  3. Отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность.
  4. Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей.
  5. Отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т.д.

    ) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам.

  6. Отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Какие документы и какую информацию затребует налоговая служба относительно действий налогоплательщика при осуществлении выбора контрагента

  1. документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагента;
  2. источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
  3. результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
  4. документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
  5. деловую переписку с контрагентом.

8 изменений в налоговом администрировании 2017 года

Годом ранее произошло много других изменений, о которых рассказывал на вебинаре «Выездные налоговые проверки в 2017 году» аудитор и налоговый адвокат Александр Матиташвили. 

1. Уплатить налоги и сборы за компанию праве третьи лица (поправки в п. 1 ст. 45 НК РФ)

Такое правило действует с 30 ноября 2016 года. Также с 1 января 2017 года третьи лица могут уплатить за компанию страховые взносы.  

В настоящее время в п. 1 ст. 45 НК РФ сказано, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом, но это лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы уплаченного налога за налогоплательщика.

2. С 1 января 2017 года процесс взыскания налогов с поручителей для налоговиков упростился (поправки в п. 3 ст. 74 НК РФ)

Теперь инспекторы вправе взыскать неуплаченный налог с поручителей во внесудебном порядке. В 2016 году такое взыскание налоговый орган мог произвести только с привлечением судов.  

3. С 1 октября 2017 года сумма пени за просрочку по налогу будет зависеть от периода просрочки (поправки в п. 4 ст. 75 НК РФ)

Организация, которая опоздала с уплатой налога более чем на 30 дней, должна будет заплатить пени исходя из расчета 1/150 ставки рефинансирования. За период просрочки до 30 дней включительно пени рассчитываются исходя из старой ставки — 1/300 ставки рефинансирования.

До 1 октября 2017 года при расчете пени количество дней просрочки роли не играет.

4. С 1 января 2017 года компания, не подав пояснения в инспекцию, рискует получить штраф по ст. 129.1 НК РФ

Размер штрафа составляет 5 000 руб. Если в течение календарного года допускается повторное нарушение, то штраф увеличивается до 20 000 руб.

Инспекторы вправе запросить у компании пояснение в трех случаях (п. 3 ст. 88 НК РФ): 1) если компания заявляет в декларации убыток; 2) если организация показывает в уточненной декларации налог к уменьшению; 3) если инспекторы находят в декларации ошибки и противоречия.

5. Налоговики получили полный доступ к информации о движении денежных средств не только проверяемого налогоплательщика, но и всех его контрагентов

Благодаря Федеральному закону от 03.07.

2016 № 240-ФЗ инспекторы имеют право запрашивать в банках справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций, которые являются контрагентами тех лиц, в отношении которых проводится налоговая проверка либо у которых истребуются документы.

6. Со 2 июня 2016 года организации получили возможность направить жалобу в вышестоящий налоговый орган, в управление ФНС по региону, через интернет

Согласно Федеральному закону от 01.05.2016 № 130-ФЗ организация вправе направить как простую жалобу, так и апелляционную жалобу. 

7. Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ дает право налогоплательщикам лично участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы

Такое правило касается не всех решений по выездным налоговым проверкам и применяется в двух случаях: когда при рассмотрении апелляционной жалобы выявлены противоречия в сведениях, которые содержатся в материалах налоговиков, и если информация, представленная компанией, не соответствует тем данным, которые есть у налоговой инспекции.

8. Начали действовать более строгие правила для компаний, обязанных представлять налоговые декларации по телекоммуникационным каналам связи

Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ устанавливает срок, в течение которого налогоплательщики обязаны организовать электронный документооборот с инспекцией, — не более 10 дней со дня возникновения обязанности по сдаче налоговой отчетности в электронном виде.

За эти 10 дней налогоплательщику надо успеть: заключить договор с оператором электронного документооборота; получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи; если за онлайн-взаимодействие налогоплательщика с налоговой инспекцией отвечает уполномоченный представитель организации, представить в инспекцию документ, подтверждающий полномочия этого представителя. Если за 10 дней налогоплательщик не успевает выполнить все требования, налоговики могут заблокировать его расчетный счет.

Дополнительные мероприятия налогового контроля в рамках выездных налоговых проверок

Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ со 2 июня 2016 года разрешил налогоплательщикам подавать возражения по результатам дополнительного контроля.

Благодаря этому закону в Налоговом кодексе теперь четко прописано, что, если налогоплательщик пишет заявление о том, что хочет ознакомиться с материалами дополнительного контроля, то налоговая инспекция в двухдневный срок должна обеспечить ему такую возможность.   

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения фактов совершения налоговых правонарушений либо руководитель налоговой инспекции, либо заместитель руководителя вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий указываются:

  • обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения дополнительных мероприятий;
  • конкретный срок;
  • форма проведения дополнительных мероприятий.

В качестве дополнительных мероприятий производится истребование документов, допрашиваются свидетели, заказывается проведение экспертизы.

Форма решения о проведении дополнительных мероприятий утверждена Приказом ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Один экземпляр решения передается налогоплательщику, второй остается у налоговой.

В Письме Минфина РФ от 06.11.

2009 № 03-02-08/82 уточняется, что налоговые органы обязаны обеспечить в установленном порядке участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налогового контроля, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. В настоящее время срок для ознакомления налогоплательщика с материалами — не позднее 10 дней с момента завершения дополнительных мероприятий.

Что касается результатов дополнительного контроля, то в Налоговом кодексе ничего не говорится о необходимости налоговиков оформлять какой-либо документ по результатам такого контроля.

Хотя суды считают, что инспекция должна оформить письменный документ (акт или справку), в котором бы излагалось, какие процедуры проводились в ходе дополнительного контроля, какие документы были составлены, как документы, добытые в ходе дополнительного контроля, влияют на выводы, которые будут в решении по итогам налоговой проверки (Пост. ФАС УО от 03.09.2008 № Ф09-6220/08-С3; Пост. ФАС СКО от 09.02.2010 № А53-12505/2009).

Если налогоплательщик не согласен с актом, он может представить письменные возражения.

Отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права давать устные пояснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, а также представлять документы, опровергающие выводы налоговиков, изложенные в акте налоговой проверки. Инспекция может принять решение о проведении дополнительных мероприятий.

Когда налогоплательщика знакомят с документами, добытыми в ходе дополнительных мероприятий, налоговики составляют протокол ознакомления налогоплательщика с результатами дополнительного контроля (Письмо ФНС РФ от 07.08.2013 N СА-4-9/14460@).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.

2011 № 15726/10 говорится, что, если в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция обнаруживает какие-то существенные подтверждения своих выводов о нарушениях налогового законодательства, то налогоплательщику обязательно нужно дать время на ознакомление с результатами дополнительного контроля и на подготовку возражений. Если же в ходе дополнительных мероприятий инспекция не нашла существенных аргументов, то тогда решение выносится без обсуждений и возражений.  

В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция не вправе выявлять новые нарушения и записывать в решения новые основания для доначисления налогов (Пост. ФАС МО от 14.05.2010 № КА-А40/3565-10). Она может только перепроверять ранее выявленные нарушения и находить новые аргументы для уже найденных нарушений, описанных в акте.

Количество мероприятий, которые может провести инспекция в рамках дополнительного контроля, не ограничено, главное — уложиться в срок, который отведен для дополнительных мероприятий (Письмо Минфина от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

Источник: https://kontur.ru/articles/4752

Пределы дополнительных мероприятий налогового контроля: возможны ли новые претензии?

Пределы дополнительных мероприятий налогового контроля: возможны ли новые претензии?
Е. И. Семкина, старший юрист

Н. А. Шагинян,

помощник юриста

Юридическая компания «Пепеляев Групп»

Проведению дополнительных мероприятий налогового контроля посвящен только пункт 6 статьи 101 НК РФ, что свидетельствует о пробелах в правовом регулировании этой формы контроля. В свою очередь, неурегулированность налоговым законодательством процедуры проведения налоговыми органами таких мероприятий на практике вызывает много вопросов 

Долгое время налогоплательщики сталкивались с проб­лемой неознакомления с результатами дополнительных мероприятий.

Налоговые органы зачастую считали, что на них законодательством напрямую не возложена обязанность извещать налогоплательщика о времени и месте их рассмотрения.

Разрешил этот спор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, указав в Постановлении от 16.06.2009 № 391/09, что участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов должно быть обеспечено на всех стадиях налогового контроля.

На сегодняшний день наиболее актуальным и спорным остается вопрос о возможности выявления новых обстоятельств в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, а именно: может ли на основе их результатов быть увеличен объем налоговых претензий к налогоплательщику?

Попробуем разобраться.

Акт налоговой проверки – фиксация результатов проверки

В соответствии с правовым смыслом статей 88, 89 и 100 НК РФ результаты налоговой проверки фиксируются в соответствующем акте.

В нем должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или их отсутствие, а также выводы и предложения проверяющих по устранению правонарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за их совершение (п. 2 ст. 100 НК РФ).

ВИДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В качестве дополнительных контрольных мероприятий могут проводиться: – истребование документов (наиболее распространено); – допрос свидетеля; – проведение экспертизы.

Иные процедуры действующим законодательством не предусмотрены и не могут быть применены.

При этом законодательством о налогах и сборах не предусмотрено право налогового органа вносить дополнения (изменения) в акт после его вручения налогоплательщику1.

В силу пункта 8 статьи 101 НК РФ в решении, выносимом руководителем налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки, излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, то есть в соответствии с актом налоговой проверки.

Требование указанной нормы свидетельствует о том, что основным доказательством совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения является акт проверки, в котором изложены документально подтвержденные факты совершения им налоговых правонарушений.

Таким образом, решение налогового органа во всех случаях должно основываться на результатах, отраженных в акте проверки2.

При этом полное отражение в акте выявленных нарушений, последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него – обязательные условия осуществления налоговым органом дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности и применения механизмов принудительного взыскания налогов, а также служат гарантией соблюдения прав налогоплательщика3.

Если документально подтвержденные факты налоговых правонарушений не зафиксированы в акте проверки, они не могут быть указаны в решении о привлечении к ответственности4.

Такой позиции придерживается и Конституционный Суд РФ5: обнаружение и выявление налогового правонарушения, как следует из статей 31, 82–101 НК РФ, происходит в рамках налогового контроля и фиксируется при оформлении результатов налоговых проверок – выездных и камеральных.

При выездной проверке, по мнению Суда, итоговым и одновременно правоприменительным актом, по которому возбуждается преследование за совершение налогового правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности, выступает акт проверки, который вручается проверяемому лицу и на который оно может представить свои возражения.

Цель дополнительных мероприятий – уточнить обстоятельства

Согласно пункту 6 статьи 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств факта совершения налоговых правонарушений либо отсутствия таковых руководитель налогового органа или его заместитель вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля.

Конституционный Суд РФ подчеркнул, что право налогового органа вместо вынесения итогового решения по результатам проверки провести дополнительные контрольные мероприятия предполагает, что их цель – уточнение обстоятельств, связанных с обнаруженными и указанными в акте проверки правонарушениями6. Следовательно, такие мероприятия должны обеспечить сбор дополнительной информации относительно тех обстоятельств деятельности налогоплательщика, которые установлены в ходе проверки и изложены в акте, подготовленном по ее итогам.

В пункте 11 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.

2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что принятие налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля свидетельствует о том, что, рассмотрев материалы проверки с учетом возражений налогоплательщика, налоговый орган не счел их достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении к налоговой ответственности.

Таким образом, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принимается при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения на основании имеющихся материалов проверки7.

Судебная практика об установлении новых правонарушений в ходе дополнительных мероприятий складывается в пользу налогоплательщика

Дополнительный контроль: право или обязанность?

Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля – это гарантия вынесения налоговым органом законного, обоснованного и мотивированного решения по результатам проверки с указанием доказательств тех выводов, которые легли в его основу.

Как следует из статей 32 и 33 НК РФ, налоговые орга­ны и их должностные лица обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, действовать в соответствии с кодексом и иными федеральными законами, реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции.

Конституционный Суд РФ отмечает: полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правом истребовать у налогоплательщика необходимую информацию8.

Следовательно, в ситуации, когда изначально собранная в рамках мероприятий налогового контроля совокупность доказательств недостаточна и выводы проверяющих в акте проверки о якобы совершенных правонарушениях являются неподтвержденными, реализация налоговым органом правомочия на назначение дополнительных мероприятий налогового контроля является в то же время его обязанностью.

В противном случае вынесенное по результатам проверки решение будет нарушать пункт 8 статьи 101 НК РФ, то есть не будет отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности, поскольку обстоятельства, связанные с якобы обнаруженными нарушениями положений налогового законодательства, налоговым органом не доказаны способами и средствами, установленными пунктом 6 статьи 101 НК РФ.

Непроведение дополнительных мероприятий в подобных ситуациях расценивается судами как «несоблюдение налоговыми органами требований налогового законодательства о полном, всестороннем и объективном рассмотрении дела о налоговом правонарушении»9.

В то же время необходимо учитывать, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля должно быть соответствующим образом мотивировано:

указаны обстоятельства, исключающие возможность принять обоснованное решение по материалам выездной налоговой проверки;

перечислены конкретные мероприятия, которые следует провести для документального подтверждения совершенного налогоплательщиком правонарушения.

Необходимость указания этих сведений предусмотрена самой формой решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (утв. Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338 @ ). Иначе проведение таких мероприятий фактически будет означать продление срока проверки10.

Новые правонарушения выявляться не могут

С учетом изложенных выводов о целях дополнительных мероприятий налогового контроля их проведение в первую очередь служит интересам налогоплательщиков, поскольку с их помощью обеспечиваются дополнительные гарантии защиты прав и охраняемых законом интересов проверяемых лиц11.

Участие налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки должно быть обеспечено на всех стадиях налогового контроля

Выявление в ходе дополнительных мероприятий новых нарушений и учет их в итоговом ненормативном акте налогового органа (решении), принятом по результатам проведенной выездной проверки, фактически превращает дополнительные мероприятия в повторную выездную проверку, что недопустимо в силу положения статьи 89 НК РФ12.

В настоящее время судебная практика по вопросу возможности установления новых правонарушений в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля складывается в целом в пользу налогоплательщика.

Так, например, позиция о неправомерности выявления новых обстоятельств в результате проведения дополнительных мероприятий отражена в целом ряде судебных актов окружных арбитражных судов13.

В качестве примера противоположной позиции по рассматриваемому вопросу можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.07.2009 № Ф04-3825/2009(9603-А70-15).

Суд указал, что наличие в решении иных обстоятельств и других сумм налога, которые не указаны в акте проверки, объясняется проведением инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля и не противоречит нормам Налогового кодекса РФ.

 Однако в данном судебном акте также отражено, что в оспариваемом решении о привлечении к налоговой ответственности не содержится каких-либо выводов, вообще не имеющих отношения к обстоятельствам, установленным в акте проверки, в частности, касающихся других налогов или других составов налоговых правонарушений.

E.I. Semkina, N.A.

Shaginyan
Limitations on additional tax audit measures: can new claims be made? The issue of additional tax audit measures is only considered by clause 6, article 101 of the Russian Tax Code.

This fact attests to a legal loophole in the regulation of this form of tax control. In turn, the failure of tax legislation to regulate such tax audit procedure in practice raises a number of issues.

***

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что налоговый орган обязан использовать право на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля во избежание принятия по результатам проверки необоснованного решения.

Однако такие дополнительные мероприятия не могут ухудшать положения налогоплательщика по сравнению с тем, которое уже определено в акте.

Выявление налоговым органом новых правонарушений в ходе дополнительных мероприятий является неправомерным.

Источник: http://nalogoved.ru/art/102.html

Адвокат Титов
Добавить комментарий