Поправки в УПК РФ по апелляции и кассации

Изменение Уголовно-процессуального кодекса РФ с 1 октября 2019 года

Поправки в УПК РФ по апелляции и кассации

1 октября 2019 года вступает в силу новая редакция Уголовно-процессуального кодекса РФ. Поправки связаны с изменением требований к подсудности, порядка принесения апелляционных и кассационных жалобы и представления. Изменения приурочены к началу работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Редакцию Уголовно-исполнительного кодекса РФ с 1 октября 2019 года изменил Федеральный закон от 11.10.2018 N 361-ФЗ. Поправки внесены в рамках, так называемой, «процессуальной революции», приуроченной к началу работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

Язык уголовного судопроизводства

Новой редакцией статьи 18 УПК РФ предусмотрено, что уголовное судопроизводство в Верховном Суде Российской Федерации, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, военных судах ведется на русском языке.

Состав суда

Нормами статьи 30 УПК РФ предписано, что:

Коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции рассматривает уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.

5, 206, 211 УК РФ, частью первой статьи 212 УК РФ,частями первой и второй статей 275, 276, 278, 279, 281 УК РФ, и иные уголовные дела, подсудные 1-му Восточному окружному военному суду, 2-му Западному окружному военному суду, Центральному окружному военному суду и Южному окружному военному суду в соответствии с пунктами 2 – 4 части шестой.1 статьи 31 УПК РФ.

Также установлено, что рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется:

  • судебной коллегией по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции;
  • кассационным военным судом;
  • Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ;
  • Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.

Такая коллегия должна состоять из трех судей, а в порядке надзора — из большинства членов Президиума Верховного Суда РФ.

Подсудность

Новая редакция статьи 31 УПК РФ определяет какие уголовные дела подсудны:

  • 1-му Восточному окружному военному суду;
  • 2-му Западному окружному военному суду;
  • Центральному окружному военному суду;
  • Южному окружному военному суду.

Статьей 35 УПК РФ установлено, что не допускается изменение территориальной подсудности уголовных дел, подсудных 1-му Восточному окружному военному суду, 2-му Западному окружному военному суду, Центральному окружному военному суду и Южному окружному военному суду.

Апелляционное обжалование

Статьей 389.3 УПК РФ установлен новый порядок принесения апелляционных жалобы, представления. В частности, их нужно подавать:

  • на приговор или иное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа — в судебную коллегию по уголовным делам апелляционного суда общей юрисдикции;
  • на приговор или иное решение окружного (флотского) военного суда — в апелляционный военный суд;
  • на постановление судьи Верховного Суда РФ — в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ.

Нормы статьи 389.10 УПК РФ предписывает, чтобы рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке было начато:

  • в районном суде —не позднее 15 суток со дня поступления;
  • в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде — не позднее 30 суток со дня поступления;
  • в апелляционном суде общей юрисдикции, апелляционном военном суде и в Верховном Суде РФ — не позднее 45 суток со дня поступления его в суд апелляционной инстанции.

Статьей 401.2 УПК РФ установлено, что право на обращение в суд кассационной инстанции имеют, в том числе:

  1. Генеральный прокурор РФ и его заместители — с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения в любой суд кассационной инстанции.
  2. Прокурор субъекта РФ и его заместители — с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения, вынесенного верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа в апелляционном порядке, а также вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных нижестоящими судами, в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции.
  3. Приравненный к прокурору субъекта РФ военный прокурор и его заместители — с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения, вынесенного окружным (флотским) военным судом в апелляционном порядке, а также вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных гарнизонными военными судами, в кассационный военный суд.

Кассационное обжалование

Новая редакция статьи 401.3 УПК РФ регламентирует порядок подачи кассационных жалобы и представлений. В частности определено, что кассационные жалоба, представление подаются в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции на:

  • приговор и постановление мирового судьи;
  • приговор, определение и постановление районного суда;
  • приговор, определение и постановление верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
  • приговор, определение и постановление апелляционного суда общей юрисдикции, за исключением приговора или иного итогового судебного решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенный в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;
  • приговор или иное итоговое судебное решение апелляционного суда общей юрисдикции, вынесенного по результатам пересмотра такого решения.

В кассационный военный суд подаются жалобы на приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, приговор, определение и постановление апелляционного военного суда, за исключением приговора или иного итогового судебного решения окружного (флотского) военного суда, вынесенного в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, а также приговор или другое итоговое судебное решение апелляционного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра такого решения.

Подаются через суд первой инстанции и рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 401.7, 401.8 УПК РФ, кассационные жалоба, представление на:

  • приговоры или иные итоговые судебные решения мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенные в апелляционном порядке;
  • приговоры или иные итоговые судебные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенное в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, а также приговоры апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра такого судебного решения.

Непосредственно в суд кассационной инстанции можно подавать кассационные жалобы на:

  • промежуточные судебные решения;
  • приговор или иное итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда; приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенное в апелляционном порядке; определение судебной коллегии по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, определение кассационного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра судебных решений, перечисленных в настоящем пункте, если они обжалуются в Судебную коллегию по уголовным делам, Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.

Нормами статьи 401.4 УПК РФ определены требования кассационной жалобы и представления. Новая редакция статьи 401.5 УПК РФ установила, что кассационные жалоба или представление должны быть возвращены в течение 20 дней со дня их поступления в суд кассационной инстанции.

Статья 401.7 УПК РФ предписывает судьям судов первой инстанции в случаях, предусмотренных частью второй статьи 401.3 УПК РФ при поступлении кассационных жалобы, представления, поданных в соответствии с правилами, установленными статьями 401.2 – 401.4 УПК РФ:

  1. Известить о поступивших кассационных жалобе, представлении лиц, интересы которых затрагиваются такими жалобой или представлением, с разъяснением права подачи на эти жалобу или представление возражений в письменном виде, с указанием срока их подачи;
  2. Направить заинтересованным лицам копии жалобы, представления, а также возражений на них. Возражения, поступившие на жалобу, представление, приобщаются к материалам уголовного дела;
  3. Разрешить ходатайства лиц, указанных в пункте 1 статьи 401.7 УПК РФ, связанные с их участием в судебном заседании суда кассационной инстанции;
  4. После выполнения вышеперечисленных действий направить уголовное дело с поступившими кассационными жалобой, представлением и возражениями на них в суд кассационной инстанции, о чем сообщается сторонам.

В свою очередь, статья 401.8 УПК РФ регламентирует действия суда кассационной инстанции при поступлении уголовного дела с кассационными жалобой или представлением, а статья 401.10 УПК РФ — действия суда кассационной инстанции при поступлении кассационных жалобы или представления.

Новой редакцией статьи 401.11 УПК РФ предусмотрено, что постановление судьи суда кассационной инстанции об отказе в передаче кассационных жалобы или представления для рассмотрения в судебном заседании, должно содержать:

  • дату и место вынесения постановления;
  • фамилию и инициалы судьи, вынесшего постановление;
  • данные о лице, подавшем кассационные жалобу, представление;
  • указание на судебные решения, которые обжалуются;
  • мотивы, по которым отказано в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Источник: https://ppt.ru/news/143698

Существенный шаг в становлении независимого и эффективного правосудия

Поправки в УПК РФ по апелляции и кассации

1 октября 2019 г. 21:08

Вступили в силу поправки, направленные на реформирование судебной системы

1 октября начали свою работу апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, вступил в силу Федеральный закон от 28 ноября 2018 г.

№ 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности регламентирующий изменения в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, а также Федеральный закон от 11 октября 2018 г.

№ 361-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

По мнению вице-президента ФПА РФ Михаила Толчеева, принятие закона № 451-ФЗ можно смело назвать вехой в развитии национального судопроизводства, поскольку «этим законом вводятся новые самостоятельные институции по исправлению судебных ошибок», «утверждается профессионализация судебного представительства», «закрепляются инструменты процессуальной экономии при определении вида судопроизводства».

Деятельность судов апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции регламентирована Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 г.

№ 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции.

В них будут направляться жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции судом субъекта РФ на территории соответствующего судебного апелляционного округа, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней.

Кассационные суды общей юрисдикции будут являться вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа.

В их компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции.

Будут рассматриваться жалобы и представления на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Апелляционные суды располагаются в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске, апелляционный военный суд – в городском округе Власиха Московской области.

Кассационные суды общей юрисдикции расположились в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке.

Каждый кассационный и апелляционный судебные округа будет включать в себя несколько регионов.

Вступил в силу Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26 июля 2019 г.). Как сообщалось ранее, закон вносит изменения в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и другие законодательные акты.

К моменту внесения проекта закона в Государственную Думу ФС РФ ФПА РФ подготовила по нему правовую позицию. В частности, ФПА РФ критически отнеслась к идее значительно увеличить количество решений, в которых может не составляться мотивировочная часть.

В то же время ряд положений законопроекта был встречен Федеральной палатой адвокатов РФ положительно.

Например, определение перечня лиц, которые могут быть представителями в судопроизводстве: адвокаты и иные оказывающие помощь лица, имеющие высшее юридическое образование.

Кроме того, был отмечен ряд важных нововведений. Во-первых, законом утверждаются дополнительные идентификационные требования к ответчикам и требования к оформлению исполнительных листов.

Из процессуальных кодексов исключено понятие «подведомственности»: применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов установлено правило передачи дел по подсудности из одного суда в другой.

Во-вторых, расширен перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства. К ним отнесены дела о признании информации, размещенной в интернете, запрещенной к распространению; о признании информационных материалов экстремистскими. В отношении дел о лишении гражданина специального права сохраняется действующее регулирование – в порядке КоАП РФ.

В-третьих, возможности суда апелляционной инстанции расширяются за счет возвращения дела в исключительных случаях в суд первой инстанции.

Апелляция сможет возвратить дело, поступившее с апелляционной жалобой (представлением), если первой инстанцией не было рассмотрено заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы (представления); замечание на протокол судебного заседания; заявление о вынесении дополнительного решения. Также дело будет возвращено, если судом первой инстанции не было изготовлено мотивировочное решение.

Ранее в комментарии пресс-службе ФПА РФ вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев отметил, что «принятие закона, который именуют “процессуальной революцией”, можно смело назвать вехой в развитии национального судопроизводства.

И не только потому, что этим законом вводятся новые самостоятельные институции по исправлению судебных ошибок.

Утверждается идея профессионализации судебного представительства, пусть и в редуцированном виде, закрепляются инструменты процессуальной экономии при определении вида судопроизводства и передаче дел при неправильно определенной подсудности».

«Важно, что законодатель прислушался к мнению научного и профессионального сообществ, исключив или скорректировав в итоговом варианте многие конфликтогенные нововведения, – продолжил он.

– Так, к примеру, удалось отстоять вывод о неразумности примитивизации процедур и отказа от составления мотивированных судебных актов в первой инстанции, в апелляции и кассации. Подверглась значительному уточнению диспозиция нормы ст.

159 ГПК РФ об основаниях и процедуре ограничения выступления и удаления из зала судебного заседания представителя по делу».

Михаил Толчеев в целом оценил принятые изменения как положительные, хотя и недостаточные, требующие дальнейшей корректировки и дополнения. В то же время он посчитал принятый закон существенным шагом в становлении независимого и эффективного правосудия.

Также вступил в силу Федеральный закон от 11 октября 2018 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в ред. от 12 ноября 2018 г.). 

В правовой позиции Федеральной палаты адвокатов РФ на проект федерального закона указано, что «дополнительные возможности правосудия при отсутствии в законопроекте вводимых ограничений процессуальных прав и возможностей участников уголовного судопроизводства являются основанием для поддержки законопроекта».

Адвокат, руководитель Департамента цифрового права и информационного взаимодействия МКА «СЕД ЛЕКС» Валерия Аршинова отметила, что нововведения в уголовно-процессуальный закон по созданию и определению новых полномочий судов апелляционной и кассационной инстанций давно назрели и ожидались практикующими адвокатами.

Непосредственно изменения в порядке апелляционного обжалования по уголовным делам касаются обжалования приговоров или иных решений верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Отныне они будут обжаловаться в судебную коллегию по уголовным делам апелляционного суда общей юрисдикции, а приговоры или иные решение окружного (флотского) военного суда – в апелляционный военный суд.

Вводятся новые суды и на должности судей уже назначены новые люди, что, возможно, будет влиять на судебную практику.

В кассационном порядке обжалования появятся более существенные и важные нововведения с точки зрения процесса.

Теперь судья суда кассационной инстанции лишен права единолично разрешать вопрос о наличии либо отсутствии оснований для передачи кассационной жалобы на итоговые решения судов первой инстанции и апелляционной инстанции для рассмотрения по существу. Для указанных решений вводится так называемая сплошная кассация.

Это важно, поскольку раньше в кассационные суды попадало примерно 5% от поданных жалоб. Однако для «промежуточных» решений судов (например, решений об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу) остается прежний порядок «выборочной» кассации.

Созданные кассационные суды общей юрисдикции будут наделены возможностью пересматривать как приговоры мировых и районных судов, так и апелляционные решения судов субъектов РФ.

Аналогичные решения нижестоящих (гарнизонных и окружных военных (флотских)) судов будут пересматриваться кассационными военными судами.

Таким образом, верховные суды субъектов полностью лишаются полномочий по кассационному рассмотрению жалоб.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ будет вправе пересматривать итоговые решения верховных судов субъектов РФ, принятых ими по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, а также апелляционные решения апелляционных судов общей юрисдикции. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ будет наделена аналогичными полномочиями в отношении приговоров и иных судебных решений окружных (флотских) военных судов, а также решений апелляционных военных судов.

По мнению эксперта, нововведениями все же не решена проблема, на которую указывала Федеральная палата адвокатов РФ в своей правовой позиции: «законопроект, хотя и увеличивает возможности правосудия, не решает острых хронических проблем российского правосудия – нерассмотрения по существу доводов апелляционных и кассационных жалоб».

Валерия Аршинова пояснила, что действительно в законе не предусмотрены санкции за неисполнение судьями обязанности по указанию конкретных мотивов, по которым они отказывают в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции по «промежуточным» решениям. Очевидно, что из-за отсутствия ответственности судьи продолжат произвольно не исполнять вышеуказанные обязанности, а это явное препятствие доступа к правосудию.

В связи с чем актуально мнение ФПА РФ, отраженное в правовой позиции о том, что «высокая стабильность решений» во многом достигается за счет массового «засиливания» незаконных и необоснованных решений.

По словам эксперта, очевидным является то, что введение персональной ответственности судей за неисполнение требований закона является куда менее затратным способом повышения качества выносимых решений, чем создание системы новых судов.

Валерия Аршинова считает, что в результате внесенных в УПК РФ изменений на первоначальном этапе создастся ситуация, когда адвокаты не будут спешить с подачей жалоб в новые суды, а возьмут некоторую паузу, чтобы иметь возможность изучить практику.

В судейском аппарате также будут постепенно привыкать к новым правилам, разъяснения которым уже дал Верховный Суд РФ в Постановлении ПВС РФ от 25 июня 2019 г. № 19 «О применении норм главы 47.

1 УПК РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции».

«Вместе с тем принятые изменения, несомненно, являются позитивными с точки зрения повышения контроля за законностью приговоров судов нижестоящих инстанций. Надеюсь, что это позволит сделать суды более объективными и независимыми», – заключила Валерия Аршинова.

Источник: https://fparf.ru/news/fpa/sushchestvennyy-shag-v-stanovlenii-nezavisimogo-i-effektivnogo-pravosudiya/

Поправки в УПК о введении «сплошной» кассации прошли второе чтение

Поправки в УПК РФ по апелляции и кассации

11 сентября Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект о внесении изменений в УПК РФ из пакета поправок Верховного Суда в законодательство, связанный с Законом о создании структурно обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, который был подписан 30 июля.

Президент подписал закон о создании кассационных и апелляционных судов общей юрисдикцииЗаконом, в частности, вводится ограничение срока пребывания в должности председателя СОЮ

Напомним, что поправки затрагивают отдельные статьи УПК, определяют компетенцию создаваемых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, а также уточняют компетенцию действующих судебных органов в области уголовного судопроизводства в соответствии с предусмотренными судебной реформой положениями. 

Авторы поправок тогда отметили, что особое внимание уделяется урегулированию процедуры кассационного пересмотра вступивших в законную силу судебных решений в зависимости от того, каким судом они приняты, являются ли они промежуточными или итоговыми, а также в каком суде и в каком порядке подлежат пересмотру. «Таким образом, реализация положений законопроекта позволит четко определить и обеспечить инстанционность уголовного судопроизводства, разграничить полномочия по рассмотрению уголовных дел в апелляционном порядке между республиканскими, краевыми, областными и равными им судами и организационно обособленными от них апелляционными судами, а также разграничить полномочия по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке между структурно самостоятельными кассационными судами и Верховным Судом», – сообщается в пояснительной записке. 

Кроме того, в соответствие с законом о создании кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, вступившим в силу 30 июля 2018 г., также приводятся положения УПК, регламентирующие порядок возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

В проект судебной реформы ввели ограничение срока пребывания в должности председателей СОЮДля внесения этой и ряда других поправок законопроект Верховного Суда был возвращен в процедуру второго чтения

Заместитель председателя ВС, председатель Судебной коллегии по уголовным делам Владимир Давыдов при рассмотрении законопроекта в первом чтении обратил внимание, что предусматривается введение «сплошной» кассации при производстве в создаваемых кассационных судах и Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ по тем делам, которые завершились вынесением итогового судебного решения. По таким делам вопрос о передаче на рассмотрение суда кассационной инстанции больше не будет зависеть от дискреционных полномочий судьи соответствующего суда, и жалобы, представления прокурора будут передаваться непосредственно на рассмотрение в судебном заседании.

«Впервые в истории российского уголовного процесса государство гарантирует каждому гражданину прохождение его дела в судах трех инстанций – первой, апелляционной и кассационной, – подчеркнул Владимир Давыдов.

– Таким образом, в случае принятия законопроекта итоговые решения мировых судей, районных, верховных, краевых, областных, республиканских и равных им судов могут быть сначала обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции, который рассмотрит жалобу или представление по существу в судебном заседании с участием сторон, то есть методом “сплошной” кассации. Затем, в случае несогласия с решением кассационного суда, стороны вправе в дальнейшем обжаловать решение в Верховный Суд». 

Также зампредседателя ВС обратил внимание на особенности обжалования и пересмотра судебных решений верховных, районных, краевых, областных, республиканских и равных им судов, вынесенных по первой инстанции.

Дела об особо тяжких преступлениях будут пересматриваться непосредственно в ВС РФ. Для обжалования и пересмотра промежуточных судебных решений предлагается сохранить действующую модель кассационного производства.

Ко второму чтению документа его основное содержание не изменилось, за исключением ряда технических корректив. Однако в него была добавлена новая статья, регламентирующая порядок вступления данного закона в силу (ст.

2). В частности, предполагается, что он вступит в действие в день начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок вступления в силу.

Так, положения, касающиеся полномочий апелляционного и кассационного военного суда по рассмотрению уголовных дел, вступают в силу с момента вступления в силу соответствующих законодательных актов о внесении изменений в законодательство о военных судах. 

Предусматривается, что производство по апелляционным и кассационным жалобам и представлениям, поданным на решения суда первой инстанции до дня вступления в силу данного закона, осуществляется по правилам, действовавшим до дня его вступления в силу.

Также указано, что лица, не воспользовавшиеся правом на обжалование в кассационном порядке судебных решений, вступивших в законную силу до дня введения в действие данного закона, либо осуществившие его не в полном объеме, вправе обжаловать их в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 401.3 УПК в редакции рассматриваемого закона.

Комментируя «АГ» внесенные в законопроект поправки, председатель МКА «Солдаткин, Зеленая и Партнеры» Дмитрий Солдаткин отметил, что дифференцированный порядок вступления закона в силу вполне объясним – прежде чем закон начнет действовать, должна возникнуть техническая возможность его исполнения. 

Эксперт также обратил внимание на переходные положения, касающиеся ситуаций, когда апелляционные жалобы и представления на решения областных и приравненных к ним судов были поданы до дня вступления нового закона в силу.

«В этом случае жалобы и представления рассматриваются по старым правилам, – пояснил он.

– При этом лицам, которые не воспользовались правом на обжалование в кассационном порядке, предоставлена возможность обжалования в редакции нового закона».

Адвокат добавил, что проект предусматривает возможность обжалования в Президиум ВС РФ в порядке гл. 48.1 УПК судебных решений областных и приравненных к ним судов, если они до того были предметом апелляционного рассмотрения ВС.

Партнер АБ «Бартолиус» Сергей Гревцов приветствовал отсутствие кардинальных изменений в ст. 1 законопроекта и отметил, что ст. 2 формирует логичные для юридической общественности правила:

  • воспользоваться новым порядком обжалования в суд кассационной инстанции смогут все участники уголовного судопроизводства, если до дня появления таких судов они не обратились с кассационной жалобой;
  • на переходный период устанавливается правило, согласно которому если жалоба подана до появления суда кассационной инстанции, то она рассматривается по старым правилам;
  • закон разрешает пройти первую кассацию по старому порядку, а после вступления закона в силу дальнейшее кассационное обжалование по новому порядку. 

Адвокат одобрил такой подход законодателя, отметив при этом, что если бы в вопросе подачи кассационной жалобы не было срочности, то своим доверителям он рекомендовал бы дождаться нового порядка кассационного обжалования: «По крайней мере, веры в него больше, благо пресекательный срок на подачу кассационных жалоб отсутствует».

По мнению эксперта, интрига заключается в том, как новый порядок будет работать на практике. «Надеюсь, мы не поменяем “шило на мыло”», – резюмировал Сергей Гревцов.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/popravki-v-upk-o-vvedenii-sploshnoy-kassatsii-proshli-vtoroe-chtenie/

Какой будет новая апелляция и кассация в уголовном судопроизводстве

Поправки в УПК РФ по апелляции и кассации

Уже почти год все российское юридическое сообщество живет в ожидании предстоящих существенных изменений в судебной системе, предложенных Верховным Судом РФ.

Нововведения, которые будут приняты вступающим в силу осенью этого года законопроектом, коснутся всех процессуальных кодексов, поскольку предполагают создание нового судебного звена – обособленных апелляционных и кассационных судов.

Однако у представителей адвокатуры наибольший интерес ожидаемо вызвали новые для российской правовой системы институт сплошной кассации в уголовном процессе и порядок апелляционного обжалования.

Попробуем ответить на вопросы о том, что изменится в апелляционном и кассационном обжаловании в уголовном судопроизводстве.

1.    Чем будет регулироваться новая процедура подачи апелляционных и кассационных жалоб? 

Обжалованию решений, принятых судами в рамках уголовного судопроизводства, с 1 сентября 2019 года, будут посвящены две обновленные главы УПК РФ – 45.1 и 47.1. Кроме того, дополнительное регулирование  с целью минимизировать возможные ошибки правоприменителей на переходном этапе обеспечит Постановление Пленума Верховного суда РФ «О применении норм главы 47.

1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», утвержденное 25 июня 2019 г. Не исключается, что аналогичное Постановление будет принято и для разъяснения порядка апелляционного обжалования в уголовном судопроизводстве, однако в целом эта процедура изменяется не столь существенно (об этом ниже).

2.    Где будут располагаться новые кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции? 

К осени этого года должны быть созданы 7 апелляционных судов (в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске, апелляционного военного суда – в Московской области (г. о. Власиха) и  10 кассационных судов, которые будут расположены в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово и Владивостоке, а военный – в Новосибирске. 

3.    Когда начнут работать новые суды? 

Точная дата начала работы новых судов еще не определена. Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции могут считаться образованными со дня назначения на должность не менее 1/2 от установленной численности судей соответствующего суда, однако окончательное решение о дне начала их деятельности должен принять Пленум Верховного Суда РФ не позднее 1 октября 2019 г.

Стоит отметить, что процесс формирования кадрового состава судов уже почти окончен. В частности, еще 15 октября 2018, были назначены все председатели новых судебных органов (в основном ими стали бывшие председатели областных судов).

Кроме того, на данный момент к назначению рекомендованы более 560 кандидатов на должность судей кассационных и апелляционных судов, свободными остаются 330 должностей.

4.    Что изменится в порядке апелляции по уголовным делам?

Во многом порядок и сроки апелляционного обжалования останутся прежним. Изменения коснутся только двух видов решений: 

  • приговор или иное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа будут обжаловаться в судебную коллегию по уголовным делам апелляционного суда общей юрисдикции;
  • приговор или иное решение окружного (флотского) военного суда – в апелляционный военный суд.

В остальном подсудность и процедура обжалования не вступивших в силу решений судов с подачей в 10-дневный срок жалобы через суд первой инстанции сохраняется. Неизменными останутся и сроки рассмотрения апелляционных жалоб. Для нового судебного звена апелляционных судов срок начала рассмотрения жалобы составит не более 45 суток со дня поступления его в суд апелляционной инстанции.

Таким образом, все промежуточные судебные решения и приговоры мировых судей будут обжаловаться в апелляционном порядке в районный суд (или приравненный к нему суд), а аналогичные решения и приговоры районных или приравненных к ним судов – в суд субъекта РФ или приравненный к нему суд. 

5.    Что изменится в порядке кассации по уголовным делам?

С 1 сентября 2019 года в уголовном судопроизводстве будет существовать два порядка кассационного обжалования – сплошная и выборочная кассация.

 В отношении целого ряда решений (приговоры и иные итоговые решения судов первой инстанции, а также апелляционные приговоры) рассмотрение жалоб в кассационном порядке станет обязательным, поскольку судья кассационной инстанции не будет наделен полномочиями по решению вопроса о наличии или отсутствии оснований для передачи кассационной жалобы на судебный акт нижестоящего суда в суд кассационной инстанции для рассмотрения по существу. Рассмотрению подлежат все кассационные жалобы, соответствующие формальным требованиям к полномочности лица на подачу жалобы и ее содержанию. 

Иные судебные решения, названные в законе «промежуточными» (например, о назначении судебной экспертизы или о передаче по подсудности), за исключением решений, вынесенных в ходе судебного разбирательства и не подлежащих самостоятельному кассационному обжалованию, пересматриваются в порядке выборочной кассации. 

Полномочиями пересматривать решения по уголовном делам в кассационном порядке будут наделены четыре органа: 

1.    Судебная коллегия по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции в отношении:

  • приговора или иного судебного решения мирового судьи;
  • приговора или иного судебного решения районного суда;
  • апелляционного приговора или иного судебного решения верховного суда субъекта РФ, вынесенного в апелляционном порядке.

2.    Судебная коллегия по уголовным делам кассационного военного суда в отношении:

  • приговора или иного итогового судебного решения гарнизонного военного суда; 
  • апелляционного приговора или иного судебного решения окружного (флотского) военного суда, вынесенного в апелляционном порядке.

3.    Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ в отношении:

  • приговора или иного судебного решения верховного суда субъекта РФ, вынесенного в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, в том числе в случаях, когда оно не было предметом проверки в апелляционном порядке; 
  • апелляционного приговора или иного судебного решения апелляционного суда общей юрисдикции.

4.    Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ в отношении:

  • приговора или иного судебного решения окружного (флотского) военного суда, вынесенного в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, в том числе в случаях, когда оно не было предметом проверки в апелляционном порядке; 
  • апелляционного приговора или иного судебного решения апелляционного военного суда.

Кроме того, за Верховным Судом РФ будут сохранены полномочия инстанции, осуществляющей так называемую вторую кассацию в отношении решения кассационных судов в отношении: 

  • приговора или иного судебного решения мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда, если ранее эти решения были предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции или кассационного военного суда;
  • апелляционного приговора или иного судебного решения верховного суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда, вынесенного в апелляционном порядке, если ранее эти решения были предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции или кассационного военного суда; 
  • определения судебной коллегии по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, определения кассационного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра судебных решений.

В зависимости от порядка кассации существенно разнится процедура подачи жалобы и ее подготовки к судебному разбирательству:

1)    В порядке сплошной кассации жалоба подается через суд первой инстанции, принявший обжалуемое решение, на который возлагается обязанность по подготовке судебного заседания суда кассационной инстанции.

Также непосредственно на суд первой инстанции возложена обязанность в разумный срок (более конкретные требования к сроку не установлены) передать жалобу или представление на рассмотрение в соответствующий суд с уведомлением сторон.

После поступления уголовного дела с кассационной жалобой судья кассационной инстанции в течение 20 суток решает вопрос о дате назначения заседания.

При этом, за судьей кассационной инстанции также сохраняется полномочие вернуть жалобу, представление без рассмотрения лицу, ее подавшему, для устранения выявленных недостатков в случае ее несоответствия требованиям кассационной жалобы. 

2)    В порядке выборочной кассации жалобы подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.

Судья суда кассационной инстанции изучает кассационную жалобу в течении 1 месяца, если дело не было истребовано, 2 месяцев – если было истребовано (для жалоб, поданных в Верховный Суд РФ, эти сроки увеличиваются до 2 и 3 месяцев соответственно) и принимает решение об отказе в передаче, если отсутствуют основания для пересмотра судебных решений в кассационном порядке или о передаче кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Таким образом, именно кассационными судами общей юрисдикции и судебной коллегией ВС РФ будут пересматриваться в порядке третьей инстанции вступившие в законную силу решения нижестоящих судов (в том числе, приговоры мировых судей), а верховные суды субъектов РФ полностью лишатся своих кассационных полномочий с вступлением в силу внесенных изменений.

6.    По каким правилам будут рассматриваться жалобы, если решение принято или вступило в силу до начала деятельности новых апелляционных и кассационных судов?

Законодатель и Верховный Суд РФ обращают внимание на ограниченную ретроактивность рассматриваемых нововведений. В частности, все поданные до дня вступления в силу новых положений УПК РФ апелляционные жалобы и преставления рассматриваются в старом порядке. 

Специальное правило предусмотрено и для кассационной инстанции: если обжалуемое судебное решение вступило в законную силу до начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, они могут быть обжалованы соответственно в кассационный суд общей юрисдикции (кассационный военный суд) или в Верховный Суд Российской Федерации, но только в порядке выборочной кассации.

В то же время, кассационные жалобы и представления, уже поданные в президиумы верховных судов республик, краевых, областных и приравненных к ним судов до начала работы кассационных судов общей юрисдикции подлежат рассмотрению по правилам, предусмотренным главой 47.1 УПК РФ, действовавшим до начала работы кассационных судов общей юрисдикции.

Кроме того, в случае, если приговор или иное решение Верховного суда субъекта до вступления в силу рассматриваемых изменений Верховным Судом уже обжаловался в апелляционном порядке и ему дана апелляционная оценка, стороны вправе обратиться с кассационными жалобой, представлением в Судебную коллегию по уголовным делам или Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

7.    Изменяются ли каким-либо образом правила рассмотрения надзорных жалоб?

Нововведения в судебной системе коснутся надзорной инстанции только косвенно (в связи с изменением подсудности): теперь Президиум Верховного Суда РФ будет вправе пересматривать судебные решения апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, определения судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке и постановления Президиума Верховного Суда РФ. В остальном, процедура подачи и рассмотрения надзорных жалоб не изменится. 

Подводя итог, отметим, что в целом инициатива Верховного Суда РФ выглядит разумной.

На первый взгляд можно прийти к выводу, что это позволит судьям апелляционной и кассационной инстанции более объективно оценивать приговоры их коллег, поскольку они будут подчиняться разным начальникам – председателям судов, а, значит, не будут столь сильно связаны статистическими пожеланиями и мнением последних.

Впрочем, искривленное правоприменение уже неоднократно губило на корню многие, казалось бы, либеральные законодательные изменения в области уголовного судопроизводства.

К сожалению, новый порядок распространяется лишь на приговоры и иные итоговые судебные решения, а вот промежуточные судебные решения (в том числе многочисленные решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу) будут пересматриваться фактически по старым правилам, то есть вряд ли можно ожидать, что негативная статистика повального удовлетворения всех ходатайств следователей на досудебной стадии уголовного судопроизводства будет существенно исправлена. 

Остается надеяться, что замысел Верховного Суда РФ, направленный  на повышение уровня независимости, беспристрастности и компетентности судей, содержащийся в принятом законе, будет реализован в полном объеме, а новый порядок обжалования обеспечит значительному количеству лиц, права которых нарушены,  дополнительную возможность в судебном заседании обратить внимание суда на существенные нарушения закона, допущенные нижестоящими инстанциями. 

Адвокат, старший партнер Адвокатского бюро «ЗКС»        Андрей Гривцов
Стажер Адвокатского бюро «ЗКС»                                             Софья Смирнова

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/07/01/kakoj_budet_novaya_apellyaciya_i_kassaciya_v_ugolovnom_sudoproizvodstve

Адвокат Титов
Добавить комментарий