Освобождение от уплаты НДС, уплата налога на прибыль

Льготы в налогообложении прибыли

Освобождение от уплаты НДС, уплата налога на прибыль

Налоговые льготы всегда были и остаются объектом особого внимания и заинтересованности плательщиков, поскольку возможность их применения означает полное или частичное освобождение от обложения налогами и сборами, в том числе налогом на прибыль.

Предусмотренные законодательством льготы предоставляются в зависимости от объектов и субъектов налогообложения. Для некоторых субъектов хозяйствования налоговые льготы имеют постоянный характер, для других, в целях стимулирования их развития, — предоставляются на определенный период времени.

В контексте Налогового кодекса налоговыми льготами являются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков перед другими плательщиками и состоящие в полном или частичном освобождении их от налогообложения, а также создающие стимулы для активизации экономической деятельности.

Рассмотрим, какие субъекты хозяйствования и при каких условиях имеют право на применение налоговых льгот, освобождение от налогообложения полученной прибыли, налоговые каникулы и т. п.

Предоставление налоговых льгот

В условиях действия Налогового кодекса льготы предоставляются путем:

  • налогового вычитания (скидки), что уменьшает базу налогообложения для начисления налога и сбора;
  • уменьшения налогового обязательства после начисления налога и сбора;
  • установления сниженной ставки налога и сбора;
  • освобождения от уплаты налога и сбора.

Льготы могут предоставляться:

  • Верховной Радой Украины по общегосударственным налогам и сборам;
  • Верховным Советом АР Крым относительно дополнительных налоговых льгот по налогам, зачисляемым в бюджет этой Республики, в пределах поступлений в ее бюджет (пп. 12.2.3 п. 12.2 ст. 12 Налогового кодекса);
  • органами местного самоуправления (по местным налогам и сборам).

Вместе с тем в соответствии с пп. 12.3.7 п. 12.3 ст. 12 Налогового кодекса сельским, поселковым, городским советам не разрешается устанавливать индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов.

Следует отметить, что использование налоговых льгот является не обязанностью, а правом плательщика, для реализации которого он может:

  • воспользоваться налоговой льготой;
  • отказаться от использования налоговой льготы;
  • приостановить использование льготы на один или несколько налоговых периодов.

Таким образом, юридическое лицо, которому непосредственно предоставлена налоговая льгота, имеет право отказаться от нее или остановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, письменно уведомив о своем решении территориальный орган Миндоходов Украины по месту своей регистрации.

При этом не использованные плательщиком налоговые льготы не могут быть перенесены на другие налоговые периоды, не могут быть зачислены в счет будущих платежей по налогам и сборам или возмещены из бюджета (п. 30.4 ст. 30 Налогового кодекса).

Следует отметить, что система налоговых льгот была несколько реформирована с принятием Налогового кодекса, в котором содержится довольно широкий перечень оснований для получения налоговых преимуществ в различных формах.

Применение международных договоров

Во избежание двойного налогообложения в Налоговом кодексе отдается предпочтение положениям действующих международных договоров, нежели положениям налогового законодательства.

Так, в соответствии с п. 3.2 ст. 3 Налогового кодекса если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены другие правила, нежели предусмотренные этим Кодексом, то применяются правила международного договора.

https://www.youtube.com/watch?v=c_rBg8MbJJw

Специальная ст. 103 Налогового кодекса регулирует порядок применения международного договора Украины об избежании двойного налогообложения в отношении полного или частичного освобождения от налогообложения доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины.

Эта норма позволяет четко определить основания, дающие право на получение преимуществ, установленных соглашениями об избежании двойного налогообложения, установить процедуры подтверждения права нерезидента на налоговые льготы, предусмотренные в указанных соглашениях, определить, каким образом будет осуществляться возмещение излишнего удержания сумм налога на доходы с источником их происхождения из Украины и т. п. Важным условием для применения международного договора является предоставление нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего статус налогового резидента.

Справку, подтверждающую, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор, выдает компетентный (уполномоченный) орган соответствующей страны, определенный международным договором Украины, по форме, утвержденной согласно законодательству соответствующей страны. Справку нужно надлежащим образом легализовать и перевести в соответствии с законодательством Украины (п. 103.5 ст. 103 Налогового кодекса).

Освобождение от налогообложения

Порядок освобождения от обложения налогом на прибыль предприятия предусмотрен статьями 154, 157 и 158 Налогового кодекса, а также подразделом 4 раздела ХХ этого Кодекса. В частности, ст. 154 установлен ряд налоговых преференций для отдельных предприятий и организаций, а именно: освобождение от налогообложения полученной прибыли. Рассмотрим их более подробно.

Общественные организации инвалидов

Учитывая социальную значимость предприятий и организаций, созданных общественными организациями инвалидов, таким предприятиям в соответствии с законодательством Украины предоставлены определенные права на получение государственной помощи в виде льготного налогообложения. В частности, п. 154.1 ст.

 154 Налогового кодекса предусмотрено, что освобождается от налогообложения прибыль таких предприятий и организаций, полученная от деятельности, определенной их уставом.

При этом указанной нормой предусмотрены определенные условия, при которых прибыль таких предприятий и организаций не подлежит налогообложению, а именно:

  • предприятия и организации, учрежденные общественными организациями инвалидов, являются их полной собственностью (под полной собственностью имеют в виду то, что собственность таких предприятий должна стопроцентно принадлежать общественным организациям инвалидов, без других совладельцев);
  • количество инвалидов, имеющих там основное место работы, в течение предыдущего отчетного (налогового) периода составляет не менее 50% среднеучетной численности штатных работников учетного состава в год;
  • фонд оплаты труда таких инвалидов в течение отчетного периода составляет не менее 25% суммы общих расходов на оплату труда.

Указанные предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять эту льготу при наличии разрешения, которое выдает уполномоченный орган в соответствии с Законом № 875. При отсутствии такого разрешения указанные предприятия и организации несут ответственность, предусмотренную ст. 127 Налогового кодекса.

Решения о предоставлении разрешения предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов на право пользования льготами по налогообложению, получение займов, финансовой помощи, дотаций принимаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере социальной защиты инвалидов, ветеранов войны, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти АР Крым по вопросам социальной политики, исходя из технико-экономического и социального обоснования мероприятий, для осуществления которых будут использоваться эти денежные средства (ст. 142 Закона № 875).

Порядок и критерии предоставления разрешения на право пользования льготами по налогообложению, основания для отказа в предоставлении такого разрешения и его отмены, а также порядок и условия предоставления займов, финансовой помощи, дотаций предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов определяются Кабинетом Министров Украины с учетом предложений всеукраинских общественных организаций инвалидов.

Порядок предоставления льгот по налогообложению предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов урегулирован постановлением № 518.

Полномочия Комиссии по определению целесообразности предоставления государственной помощи предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов (в виде льгот по налогообложению, возвратной и безвозвратной финансовой помощи, займов, дотаций и т. п.) возложены на Минсоцполитики Украины, а также областные, Киевскую и Севастопольскую городские госадминистрации, Минсоцполитики АР Крым.

Эти полномочия касаются предоставления разрешений на право пользования льготами, в частности,  по обложению НДС, налогом на прибыль, платой за землю, финансовой помощи на безвозвратной и возвратной основе (за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов), целевого займа и дотаций (за счет средств этого Фонда).

Следует подчеркнуть, что региональные органы принимают решения о льготах для предприятий общественных организаций инвалидов, получивших за предыдущий налоговый год доход в объеме менее 8400 минимальных заработных плат по состоянию на 1 января текущего года.

Что касается предприятий с доходом свыше этого размера, решение принимает Минсоцполитики Украины.

Вместе с тем Минсоцполитики Украины, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям, Минсоцполитики АР Крым поручено максимально ускорить рассмотрение заявлений инвалидов для решения вопросов льготного налогообложения, а Миндоходов Украины способствовать урегулированию проблемных вопросов, возникающих в связи с введением указанного механизма предоставления льгот.

Производители детского питания

Производство детского питания — это стратегический сектор отечественной пищевой промышленности. В целях стимулирования его дальнейшего развития и увеличения объемов производства государство уделяет особое внимание и предоставляет определенные преференции, в частности по налогообложению.

Так, п. 154.2 ст. 154 Налогового кодекса установлено, что освобождается от налогообложения прибыль, полученная субъектами хозяйствования от продажи на таможенной территории Украины специальных продуктов детского питания собственного производства, которые входят в Перечень, установленный Кабинетом Министров Украины.

Перечень таких специальных продуктов детского питания и порядок отнесения этих продуктов к продукции собственного производства регламентируются постановлением № 859, согласно которому специальные продукты детского питания признаются продукцией собственного производства, если они были полностью произведены в специализированных цехах предприятий (независимо от форм собственности) на территории Украины с использованием отечественного сырья.

При этом продукты детского питания, изготовленные из сырья, плодо-овощных полуфабрикатов, круп и крупяной муки, закупленных по импорту (за исключением витаминов, компонентов рисовой и овсяной муки, которые не производятся в Украине), а также продукты детского питания, закупленные организациями, занимающимися подготовкой их для продажи (измельчение партии, формирование отправок, сортировка и переупаковка), продажей, транспортировкой, хранением и т. п., не могут признаваться продукцией собственного производства.

Прибыль, освобожденная от налогообложения, имеет целевое назначение и направляется на увеличение объемов производства и уменьшение розничных цен на эти продукты.

Международная техническая помощь

Льготы по налогообложению распространяются на прибыль, полученную предприятиями за счет международной технической помощи или за счет денежных средств, преду-смотренных в государственном бюджете в качестве взноса Украины в Чернобыльский фонд «Укрытие» для реализации международной программы — Плана осуществления мероприятий на объекте «Укрытие» в соответствии с положениям Рамочного соглашения между Украиной и Европейским банком реконструкции и развития, для дальнейшей эксплуатации, подготовки к выводу и вывода энергоблоков Чернобыльской АЭС из эксплуатации, преобразования объекта «Укрытие» на экологически безопасную систему и обеспечения социальной защиты персонала Чернобыльской АЭС (п. 154.4 ст. 154 Налогового кодекса).

Действие этой льготы регламентируется Законом № 309 и Порядком № 153.

Согласно ст. 10 Закона № 309 международная техническая помощь подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Порядок № 153 определяет процедуру привлечения, использования и мониторинга международной технической помощи.

Таким образом, право на освобождение прибыли, указанной в п. 154.4 ст. 154 Налогового кодекса, плательщики налога имеют только при условии соблюдения ими норм Закона № 309 и Порядка № 153. В других случаях прибыль облагается налогом на общих основаниях.

Денежные средства, освобожденные от налогообложения, используются исключительно на финансирование вышеуказанных программ.

При этом в случае если требования о целевом использовании освобожденных от налогообложения денежных средств нарушаются, плательщик налога обязан увеличить налоговые обязательства по налогу на прибыль по результатам налогового периода, на который приходится такое нарушение, а также уплатить пеню, начисленную в соответствии с требованиями Налогового кодекса.

Деятельность по оздоровлению и отдыху детей, предоставлению образовательных услуг

Налоговым кодексом установлено, что не являются объектом налогообложения прибыль, полученная государственными предприятиями «Международный детский центр «Артек» и «Украинский детский центр «Молодая гвардия» от проведения деятельности по оздоровлению и отдыху детей, и прибыль дошкольных и общеобразовательных учебных заведений негосударственной формы собственности, полученная от предоставления образовательных услуг.

Налоговые каникулы

Источник: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/6093

НДС: самый особенный и сложный налог

Освобождение от уплаты НДС, уплата налога на прибыль

НДС (налог на добавленную стоимость) – это самый сложный для понимания, расчета и уплаты налог, хотя если не вникать глубоко в его суть, он покажется не очень обременительным для бизнесмена, т.к. является косвенным налогом. Косвенный налог, в отличие от прямого, переносится на конечного потребителя.

Каждый из нас может увидеть в чеке из магазина общую сумму покупки и сумму НДС, и именно мы, как потребители, в итоге и платим этот налог. Кроме НДС, косвенными налогами являются акцизы и таможенные пошлины. Чтобы разобраться, в чем сложность администрирования НДС для его плательщика, надо будет понять основные элементы этого налога.

Элементы НДС

Объектами налогообложения НДС являются:

  • реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.

Не облагаются НДС товары и услуги, перечисленные в статье 149 НК РФ.

Среди них есть социально значимые, такие как: реализация некоторых медицинских товаров и услуг; услуги по уходу за больными и детьми; реализация предметов религиозного назначения; услуги по перевозке пассажиров; образовательные услуги и т.

д. Кроме того, это услуги на рынке ценных бумаг; банковские операции; услуги страховщиков; адвокатские услуги; реализация жилых домов и помещений; коммунальные услуги.

Налоговая ставка НДС может быть равна 0%, 10% и 18%. Есть еще понятие «расчетных ставок», равных 10/110 или 18/118. Их используют при операциях, указанных в пункте 4 статьи 164 НК РФ, например, при получении предоплаты за товары, работы, услуги. Все ситуации, при которых применяются определенные налоговые ставки, приводятся в статье 164 НК РФ.  

Обратите внимание: с 2019 года максимальная ставка НДС составит 20% вместо 18%. Расчетная ставка вместо 18/118 составит 20/120.

По нулевой налоговой ставке облагаются операции экспорта; трубопроводный транспорт нефти и газа; передача электроэнергии; перевозки железнодорожным, воздушным и водным транспортом.

По 10% ставке – некоторые продовольственные товары; большинство товаров для детей; лекарства и медицинские изделия, не входящие в перечень важнейших и жизненно необходимых; племенной скот.

Для всех остальных товаров, работ, услуг действует ставка НДС в 18%.

Рассчитать сумму НДС с помощью калькулятора

Налоговая база по НДС в общем случае равна стоимости реализуемых товаров, работ, услуг, с учетом акцизов для подакцизных товаров (ст.154 НК РФ). При этом в статьях со 155 по 162.1 НК РФ приводятся подробности для определения налоговой базы отдельно для разных случаев:

  • передача имущественных прав (ст. 155);
  • доход по договорам поручения, комиссии или агентскому (ст. 156);
  • при оказании услуг перевозок и услуг международной связи (ст. 157);
  • реализация предприятия как имущественного комплекса (ст. 158);
  • выполнение СМР и передача товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд (ст. 159);
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ (ст. 160);
  • при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ налогоплательщиками – иностранными лицами (ст. 161);
  • с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (ст. 162);
  • при реорганизации организаций (ст. 162.1).

Налоговым периодом, то есть тем периодом времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате по НДС, является квартал.

Плательщиками НДС признаются российские организации и индивидуальные предприниматели, а также те, кто перемещает товары через таможенную границу, то есть, импортеры и экспортеры. Не платят НДС налогоплательщики, работающие на специальных налоговых режимах: УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН (кроме случаев, когда они ввозят товар на территорию РФ) и участники проекта «Сколково».

Кроме того, могут получить освобождение от уплаты НДС налогоплательщики, которые отвечают требованиям статьи 145 НК РФ: сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг за три предыдущих месяцев без учета НДС не превысила двух млн. рублей. Освобождение не распространяется на ИП и организации, реализующие подакцизные товары.

Что такое вычет по НДС?

На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота).

Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость.

Добавленная стоимость – это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.

Отсюда становится понятным необходимость получения налогового вычета по НДС. Вычет уменьшает сумму НДС, начисленного при реализации, на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщику при приобретении товаров, работ, услуг. Рассмотрим на примере.

Организация «А» закупила у организации «В» товар для перепродажи стоимостью 7 000 рублей за одну единицу. Сумма НДС составила 1 260 рублей (по ставке 18%), итого цена закупки равна 8 260 рублей.

Далее организация «А» продает товар организации «С» уже по 10 000 рублей за единицу. НДС при реализации равен 1 800 рублей, который организация «А» должна перечислить в бюджет.

В сумме 1 800 рублей уже «скрыт» тот НДС (1 260 рублей), который был оплачен при закупке у организации «В».

По сути, обязательство организации «А» перед бюджетом по НДС равно всего 1 800 – 1 260 = 540 рублей, но это при условии, что налоговые органы зачтут этот входящий НДС, то есть, предоставят организации налоговый вычет. Получение этого вычета сопровождается множеством условий, ниже мы рассмотрим их подробнее.

Кроме вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг, НДС при реализации можно уменьшить на суммы, указанные в статье в статье 171 НК РФ. Это НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ; при возврате товара или отказе от выполнения работ, оказания услуг; при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др.

Условия получения вычета входного НДС

Итак, какие условия должен выполнять налогоплательщик, чтобы уменьшить сумму НДС при реализации на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщикам или при ввозе товаров на территорию РФ?

  1. Приобретенные товары, работы, услуги должны иметь связь с объектами налогообложения (ст. 171(2) НК РФ). Нередко налоговые органы задаются вопросом – будут ли эти приобретенные товары фактически использоваться в операциях, облагаемых НДС? Еще один подобный вопрос – есть ли экономическая обоснованность (направленность на получение прибыли) при приобретении этих товаров, работ, услуг?
    То есть, налоговый орган пытается отказать в получении налогового вычета по НДС, исходя из своей оценки целесообразности деятельности налогоплательщика, хотя к обязательным условиям вычета входящего НДС это не относится. В итоге, плательщиками НДС подается множество судебных исков на необоснованные отказы в получении вычетов по этому поводу.
  2. Приобретенные товары, работы, услуги должны быть приняты на учет (ст. 172(1) НК РФ).
  3. Наличие правильно оформленной счет-фактуры. В статье 169 НК РФ приводятся требования к тем сведениям, которые должны быть указаны в этом документе. При импорте вместо счет-фактуры факт уплаты НДС подтверждают документы, выданные таможенной службой.
  4. До 2006 года для получения вычета действовало условие о фактической оплате суммы НДС. Сейчас же в статье 171 НК РФ приводятся только три ситуации, при которых право на вычет возникает в отношении именно уплаченного НДС: при ввозе товаров; по расходам на командировки и представительские расходы; уплаченные покупателями-налоговыми агентами. В отношении других ситуаций применяется оборот «суммы налога, предъявленные продавцами».
  5. Осмотрительность и осторожность при выборе контрагента. О том, «Кто в ответе за недобросовестного контрагента?» мы уже рассказывали. Отказ в получении налогового вычета по НДС может быть вызван и вашей связью с подозрительным контрагентом. Если вы хотите уменьшить НДС, который должны уплатить в бюджет, рекомендуем вам проводить предварительную проверку своего партнера по сделке.
  6. Выделение НДС отдельной строкой. Статья 168 (4) НК РФ требует, чтобы сумма НДС в расчетных и первичных учетных документах, а также в счетах-фактурах была выделена отдельной строкой. Хотя это условие и не является обязательным для получения налогового вычета, надо отслеживать его наличие в документах, чтобы не вызывать налоговые споры.
  7. Своевременное выставление поставщиком счет-фактуры. Согласно статье 168 (3) НК РФ счет-фактура должна быть выставлена покупателю не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг. Удивительно, но и тут налоговые органы видят причину для отказа в получении покупателем налогового вычета, хотя требование это относится только к продавцу (поставщику). Суды же по этому вопросу занимают позицию налогоплательщика, резонно отмечая, что пятидневный срок выставления счет-фактуры не является обязательным условием для вычета.
  8. Добросовестность самого налогоплательщика. Здесь уже надо доказать, что сам плательщик НДС, желающий получить вычет, является добросовестным налогоплательщиком. Поводом для этого является все то же постановление Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. N 53, которое определяет «пороки» контрагента. В пунктах 5 и 6 этого документа содержится перечень обстоятельств, которые могут указывать на необоснованность налоговой выгоды (а вычет входного НДС тоже является налоговой выгодой)

    Подозрительными, по мнению ВАС, являются:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций;
  • отсутствие условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в указанном объеме;

Источник: https://www.regberry.ru/nalogooblozhenie/nds

Глава 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций

Освобождение от уплаты НДС, уплата налога на прибыль

  • Все российские юридические лица (ООО, АО и пр.).
  • Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ.

На прибыль, то есть на разницу между доходами и расходами.

Доходы — это выручка по основному виду деятельности (доходы от реализации), а также суммы, полученные от прочих видов деятельности. Например, от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и пр. (внереализационные доходы). При налогообложении прибыли все доходы учитываются без НДС и акцизов.

Расходы — это обоснованные и документально подтвержденные затраты предприятия. Они делятся на расходы, связанные с производством и реализацией (зарплата сотрудников, покупная стоимость сырья и материалов, амортизация основных средств и пр.

) и на внереализационные расходы (отрицательная курсовая разница, судебные и арбитражные сборы и пр.). Кроме того, существует закрытый перечень расходов, которые нельзя учитывать при налогообложении прибыли.

Это, в частности, начисленные дивиденды, взносы в уставный капитал, погашение кредитов и др.

https://www.youtube.com/watch?v=jNWAI0s5fTM

При налоговых проверках большинство проблем возникает именно из-за расходов: инспекторы заявляют, что расходы экономически не обоснованы, первичные документы оформлены неверно и т д. и т п. Поэтому бухгалтеры, как правило, уделяют повышенное внимание документам, подтверждающим расходы.

На что не начисляется налог

На прибыль от видов деятельности, переведенных на единый налог на вмененный доход (ЕНВД), а также на прибыль предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого сельскохозяйственного налога.

В какой момент признать доходы и расходы при расчете налога на прибыль

Существует два способа признания доходов и расходов: метод начисления и кассовый метод.

Метод начисления предусматривает, что доходы и расходы в общем случае учитываются в периоде, когда они возникли, независимо от фактического поступления или выплаты денег.

Например: организация по договору должна оплатить аренду офиса за август не позднее 31 августа, но арендный платеж перечислен только в октябре.

При методе начисления бухгалтер должен отразить данную сумму в расходах в августе, а не в октябре.

При кассовом методе доходы в общем случае признаются в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу, а расходы — в момент, когда организация погасила обязательство перед поставщиком. Так, если аренда офиса за август фактически оплачена в октябре, то при кассовом методе бухгалтер покажет расходы в октябре, а не в августе.

Организация вправе сама выбрать, какой из двух методов — начисления или кассовый — она будет применять. Но существует ограничение: метод начисления может использовать любое предприятие, а кассовый метод запрещено применять банкам.

К тому же для перехода на кассовый метод должно выполняться условие: выручка от реализации без учета НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не может превышать один миллион рублей за каждый квартал. Этот же лимит должен сохраняться и в течение времени, когда компания применяет кассовый метод.

В случае превышения предельной выручки организация обязана перейти на метод начисления с начала текущего года. Выбранный метод закрепляют в учетной политике на соответствующий год и применяют в течение этого года.

Налоговые ставки

Основная ставка налога на прибыль составляет 20 процентов. В период с 2017 по 2020 год включительно 3 процента зачисляются в федеральный бюджет, а 17 процентов — в региональный.  

Для некоторых видов дохода введены другие значения. Из этих видов дохода на практике бухгалтер чаще всего имеет дело с полученными дивидендами, для которых в общем случае действует ставка 13 процентов (в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет). Заметим, что до 1 января 2015 года ставка по дивидендам равнялась 9 процентов.

Как рассчитать налог на прибыль

Нужно определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить ее на соответствующую налоговую ставку. По прибыли, подпадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который соответствует одному календарному году. Иными словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.

Если по итогам года оказалась, что расходы превысили доходы, и компания понесла убытки, то налоговая база считается равной нулю. Это значит, что величина налога на прибыль не может быть отрицательной, сумма налога должна быть либо нулевой, либо положительной.

Правильность расчета базы должна подтверждаться записями в регистрах налогового учета. Эти регистры каждое предприятие разрабатывает самостоятельно и закрепляет в учетной налоговой политике.

На практике регистры налогового учета аналогичны регистрам бухгалтерского учета. Два вида учета — налоговый и бухгалтерский — нужны, чтобы отразить разные правила формирования доходов и расходов, действующие соответственно в налоговом и бухучете.

В некоторых случаях «налоговая» и «бухгалтерская» прибыль могут совпадать.

Как рассчитать авансовые платежи по налогу на прибыль

В течение года бухгалтер должен начислять авансовые платежи по налогу на прибыль. Существует два способа начисления авансовых платежей.

https://www.youtube.com/watch?v=IMMtqL7Xm60

Первый способ устанавливается для всех организаций по умолчанию и предусматривает, что отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев. Авансовые платежи делаются по окончании каждого отчетного периода.

Сумма платежа по итогам первого квартала равна налогу от прибыли, полученной в первом квартале. Авансовый платеж по итогам полугодия равен налогу от прибыли, полученной за полугодие, за минусом авансового платежа за первый квартал.

Величина платежа по итогам девяти месяцев равна налогу от прибыли за девять месяцев за вычетом авансовых платежей за первый квартал и полугодие.

Плюс к этому в течение каждого отчетного периода делаются ежемесячные авансовые платежи.

По окончании отчетного периода бухгалтер выводит авансовый платеж по итогам этого периода (правила расчета мы привели выше), а затем сравнивает его с суммой ежемесячных платежей, сделанных в рамках данного периода.

Если ежемесячные платежи в сумме оказались меньше итогового авансового платежа, компания должна доплатить разницу. Если же образовалась переплата, то бухгалтер учтет ее в будущих периодах.

Ежемесячные авансовые платежи рассчитываются по следующим правилам. В первом квартале, то есть в январе, феврале и марте, бухгалтер начисляет такие же ежемесячные авансовые платежи, как в октябре, ноябре и декабре предыдущего года.

Во втором квартале бухгалтер берет налог от прибыли, фактически полученной в первом квартале, и эту цифру делит на три. В результате получается сумма ежемесячных авансовых платежей за апрель, май и июнь.

В третьем квартале бухгалтер берет налог от фактической прибыли за полугодие, вычитает авансовый платеж первого квартала, и полученную цифру делит на три. Выходит сумма ежемесячных авансовых платежей за июль, август и сентябрь.

В четвертом квартале бухгалтер берет налог от прибыли, фактически полученной за девять месяцев, отнимает авансовые платежи за полугодие, и полученную величину делит на три. Это и есть авансовые платежи за октябрь, ноябрь и декабрь.

Второй способ — исходя из фактической прибыли. Данный способ компания может принять для себя добровольно.

Для этого нужно уведомить налоговую инспекцию не позднее 31 декабря о том, что в течение будущего года предприятие переходит на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли.

При этом способе отчетными периодами являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. Авансовый платеж за январь равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе.

Авансовый платеж за январь-февраль равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе и феврале за минусом авансового платежа за январь. Авансовый платеж за январь-март равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе-марте за вычетом авансовых платежей за январь и февраль. И так далее вплоть до декабря.

Организация, ранее выбравшая второй способ начисления авансовых платежей (то есть исходя из фактической прибыли), вправе отказаться от него, и с начала следующего года «вернуться» на первый способ.

Для этого нужно подать в ИФНС соответствующее заявление не позднее 31 декабря текущего года.

 В случае «возвращения» к первому способу авансовый платеж за январь-март будет равен разности между авансовым платежом по итогам девяти месяцев и авансовым платежом по итогам полугодия предшествующего года. 

Компании, чья выручка от реализации без НДС не превышала в течение четырех предыдущих кварталов в среднем 15 миллионов рублей за квартал, должна начислять только квартальные авансовые платежи. Это правило независимо от суммы выручки распространяется также на бюджетные, некоммерческие и некоторые другие организации.

Вновь созданные организации начисляют не ежемесячные, а квартальные авансовые платежи до тех пор, пока не закончится полный квартал с даты их госрегистрации. Затем бухгалтер должен посмотреть, чему равна выручка от реализации (без НДС).

Если она не превышает 5 миллиона рублей в месяц  или 15 миллионов рублей в квартал, компания может продолжать начислять только квартальные авансовые платежи.

В случае превышения лимита предприятие со следующего месяца переходит на ежемесячные авансовые платежи.

Когда перечислять деньги в бюджет

Если отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев, то авансовые платежи по итогам отчетных периодов делаются не позднее 28 апреля, 28 июля и 28 октября соответственно. Ежемесячный авансовый платеж за январь следует перечислить не позднее 28 января, за февраль — не позднее 28 февраля и так далее по декабрь включительно.

Если компания делает авансовые платежи исходя из фактической прибыли, то авансовый платеж за январь делается не позднее 28 февраля, за январь-февраль — не позднее 28 марта и так далее, вплоть до 28 января следующего года.

Независимо от выбранного способа начисления авансовых платежей по окончании календарного года бухгалтер выводит итоговую величину налога на прибыль за прошедший год. Затем он сравнивает ее с суммой авансовых платежей, начисленных по итогам отчетных периодов.

Если авансовые платежи в сумме оказались меньше итоговой величины налога,  предприятие доплачивает разницу в бюджет. Если же образовалась переплата, бухгалтер учтет ее в следующих периодах.

Итоговую сумму налога на прибыль необходимо заплатить не позднее 28 марта следующего года.

Как отчитываться по налогу на прибыль

Компании, чья деятельность полностью переведена на один или несколько спецрежимов налогообложения (ЕНВД, упрощенную систему или уплату единого сельхозналога) могут не отчитываться по налогу на прибыль.

Все остальные юридические лица, совершившие хотя бы одну операцию по приходу или расходу наличных, либо безналичных денежных средств, независимо от того, есть ли у них доходы, должны предоставлять в инспекцию декларации по налогу на прибыль по итогам отчетных и налоговых периодов.

Декларацию по налогу на прибыль по итогам налогового периода (года) нужно предоставлять в инспекцию не позднее 28 марта следующего года. Некоммерческие организации, у которых не возникла обязанность по уплате налога, сдают декларацию упрощенной формы. Все прочие предприятия независимо от обязанности по уплате налога сдают по итогам года декларации по полной форме.

Компании, для которых отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев, отчитываются по упрощенной форме не позднее 28 апреля, 28 июля и 28 октября соответственно. Организации, для которых отчетными периодами приняты месяц, два месяца и так далее, отчитываются по упрощенной форме не позднее 28 февраля, 28 марта и так далее вплоть до 28 января следующего года.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2010/9/3708

Глава 21 НК РФ. Налог на добавленную стоимость (НДС)

Освобождение от уплаты НДС, уплата налога на прибыль

  • Все российские юридические лица (ООО, АО и пр.).
  • Все индивидуальные предприниматели.
  • Импортеры и экспортеры.

Организация или предприниматель, чья выручка от реализации без учета НДС за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила в совокупности двух миллионов рублей.

Существует ограничение: освобождение нельзя получить в отношении подакцизных товаров и импортных операций.

Освобождение от НДС — это право, а не обязанность. Другими словами, компания или ИП с выручкой, отвечающей названным выше условиям, может продолжать платить налог на добавленную стоимость.

Если же налогоплательщик решит воспользоваться освобождением, ему следует подать в свою налоговую инспекцию уведомление по утвержденной форме и ряд документов (выписку из книги продаж, копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур и некоторые другие).

Предоставить эти бумаги необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого соблюдаются условия освобождения.

Добровольно отказаться от освобождения нельзя до окончания 12 последовательных календарных месяцев. Затем можно либо получить его заново, либо начать платить НДС.

Если же до окончания 12-ти месяцев выручка за три последовательных календарных месяца оказалась выше двух миллионов, либо налогоплательщик продавал подакцизные товары, он лишается права на освобождение.

Тогда нужно начать платить НДС за весь месяц, в котором произошло превышение выручки или состоялась продажа подакцизной продукции. В противном случае это сделает инспектор, который насчитает еще штраф и пени.

Особняком стоят плательщики единого сельхозналога, которые с 2019 года стали налогоплательщиками НДС. У них тоже есть право на освобождение, но условия для его получения иные.

Те, кто только начал применять ЕСХН, вправе получить освобождение в этом же календарном году.

Те, кто и раньше применял данный спецрежим, получают освобождение, если в предшествующем налоговом периоде по ЕСХН доход от «сельскохозяйственных» видов деятельности (без учета единого налога) не превысил установленного лимита. Данный лимит составляет 100 млн.

рублей за 2018 год, 90 млн. рублей за 2019 год, 80 млн. рублей за 2020 год, 70 млн. рублей за 2021 год, 60 млн. рублей за 2022 год и последующие годы. Запрет на освобождение в отношении подакцизных товаров и импортных операций для плательщиков ЕСХН тоже действует.

Получив освобождение от уплаты НДС, плательщик единого сельхозналога будет применять его до тех пор, пока выручка за какой-либо год не превысит указанных выше значений, либо не нарушится условие о подакцизных товарах и импорте. Если превышения и нарушений не будет, то добровольно отказаться от освобождения не получится.

Обратите внимание: за компаниями и предпринимателями, освобожденными от НДС, сохраняется обязанность выставлять счета-фактуры. Просто в них не нужно выделять налог, вместо этого делать пометку «без налога (НДС)». Такую же пометку необходимо ставить и на накладных. Даже получив освобождение, надо вести книгу продаж.

Что касается квартальных деклараций по НДС, то в общем случае их предоставлять не нужно. Что касается журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, то большинство организаций и ИП не должны его вести.

Такая обязанность есть только у посредников, ведущих деятельность по договорам транспортной экспедиции, посредников, ведущих деятельность от своего имени (в рамках договоров комиссии, субкомиссии, агентских или субагентских договоров) и застройщиков.

Когда начисляется НДС

При операциях, признаваемых объектом налогообложения. К таковым относятся:

  • продажа товаров, работ или услуг;
  • безвозмездная передача права собственности на товары, результаты выполнения работ, оказания услуг;
  • передача на территории России товаров, работ или услуг для собственных нужд, если расходы на них не приняты при исчислении налога на прибыль;
  • строительно-монтажные работы для собственных нужд;
  • импорт товара.

Когда НДС не начисляется

При операциях, не признаваемых объектом налогообложения. Это операции, не относящиеся к реализации (передача имущества организации ее правопреемнику, вклады в уставный капитал и пр.), продажа земельных участков и паев в них, и ряд других.

Кроме того, в статье 149 НК РФ приведен довольно большой список операций, которые хотя и признаются объектом налогообложения НДС, но все же не облагаются этим налогом.

Подразумевается, что законодатель может со временем исключить данные операции из категории льготных, и тогда они будут подпадать под налогообложение.

В перечень включена, в частности, реализация некоторых медицинских товаров, раздача рекламной продукции не дороже 100 руб. за единицу и пр. Существует также список товаров, освобожденных от НДС при импорте.

Наконец, НДС не платится при операциях, которые осуществляются в рамках деятельности, переведенной на ЕНВД и патентную систему. НДС также не начисляют налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему (УСН)/  Что касается плательщиков  единого сельскохозяйственного налога, то до 2019 года они не платили НДС, но начиная с января 2019 года стали платить данный налог.

Как рассчитать НДС

Действия бухгалтера по расчету НДС можно условно распределить на два этапа. Первый — это определение налоговой базы и начисление налога. Второй этап — подсчет суммы налоговых вычетов.

По окончании налогового периода (он равен кварталу) бухгалтер смотрит, какая величина налога была начислена за данный период, и чему равна сумма вычетов за этот же период. Разница между начисленным НДС и вычетами — это та величина, которую налогоплательщик должен перечислить в бюджет по итогам квартала.

Если вычеты превысили начисление, налогоплательщик вправе возместить разницу, то есть получить деньги из бюджета, либо зачесть разницу в счет будущих платежей.

Как определить налоговую базу и начислить НДС

База по НДС в общем случае равна стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных (оказанных) клиентам. К базе прибавляются авансы, поступившие от покупателей в счет предстоящих поставок. Для комиссионеров и агентов налоговая база — это не вся поставка, а лишь посредническое вознаграждение, полученное от комитента или принципала.

Налоговая база по каждой операции определяется по более ранней из двух дат: момент отгрузки и момент оплаты (полной или частичной).

Чтобы начислить НДС, нужно налоговую базу по каждому виду отгруженного товара (работ или услуг) умножить на соответствующую ставку. Полученную сумму прибавить к стоимости и предъявить клиенту. Например, стоимость товара — 200 руб., ставка НДС — 20%. Значит, налог равен 40 руб. (200 руб. х 20%), и клиент должен заплатить 240 руб. (200 + 40).

В случае, когда деньги от клиента поступили раньше, чем состоялась отгрузка, НДС начисляется по расчетной ставке. Например, сумма предоплаты — 480 руб., ставка налога — 20%. Тогда сумма начисленного НДС составит 80 руб. (480 руб.: 120% х 20%).

При отгрузке товара (работ, услуг), а также при получении аванса поставщик обязан не позднее пяти календарных дней выставить покупателю счет-фактуру. Это документ установленной формы, где в числе прочего указывается стоимость товаров (услуг, работ) без НДС, сумма НДС и итоговая сумма, включающая НДС.

Если стоимость товара, работ или услуг изменилась после отгрузки (например, при предоставлении ретро-скидки по итогам месяца, квартала или года), поставщик обязан выставить корректировочный счет-фактуру.

Оформить этот документ нужно не позднее пяти календарных дней с даты, когда подписан договор, соглашение или другие бумаги на изменение стоимости. В корректировочном счете-фактуре показатели цены, стоимости с НДС и без НДС, а также суммы налога указываются дважды: до и после изменения.

Кроме того, предусмотрены графы для разницы между «старыми» и «новыми» показателями.

Все «исходящие» счета-фактуры нужно регистрировать в журнале учета выставленных счетов-фактур (если он ведется) и фиксировать в книге продаж (ее форма утверждена правительством РФ). При розничной торговле выставление счета-фактуры заменяется выдачей клиенту кассового чека.

Как подтвердить налоговые вычеты по НДС

Налоговые вычеты — это сумма НДС, предъявленная поставщиками, либо величина налога, заплаченная на таможне при импорте товара. Здесь есть одно важное условие: к вычету можно принимать не любой «входной» налог, а лишь тот, что относится к облагаемым НДС операциям, либо товарам, приобретаемым для перепродажи.

Документом, подтверждающим право на вычет, является счет-фактура (в том числе корректировочный счет-фактура), полученный от поставщика. При импорте для обоснования вычета необходим документ, где зафиксирована уплата налога на таможне. Все «входящие» счета-фактуры нужно зарегистрировать в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур (если он ведется) и зафиксировать в книге покупок.

При налоговых проверках одной из самых распространенных придирок инспекторов является ненадлежащее (на их взгляд) оформление счетов-фактур поставщиками.

В случае, когда не заполнены обязательные поля, стоит подпись неуполномоченного лица или указана неверная информация об адресе, названии или иных реквизитах поставщика, инспекторы, как правило, аннулируют вычет и доначисляют покупателю НДС.

Поэтому опытные бухгалтеры уделяют особое внимание оформлению «входящих» счетов-фактур, и при обнаружении недочетов заранее просят поставщиков исправить документ.

Кроме налога, предъявленного продавцами, к вычету принимают НДС, ранее начисленный при получении аванса. Вычет применяется и в некоторых других случаях, например, при возврате товара покупателем и при изменении первоначальной стоимости товара, работ или услуг.

Когда перечислять НДС в бюджет

По окончании квартала равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом. К примеру, по итогам третьего квартала налогоплательщик должен перечислить НДС в сумме 30 000 руб. Тогда ему следует сделать три платежа по 10 000 руб. каждый (30 000 руб.: 3). Деньги перевести не позднее 25 октября, 25 ноября и 25 декабря соответственно.

Импортеры платят НДС в процессе таможенного оформления ввезенного товара по правилам, закрепленным в Таможенном кодексе РФ.

Как отчитываться по налогу на добавленную стоимость

По окончании квартала представлять в свою налоговую инспекцию декларацию по НДС. Делать это нужно не позднее 25-го числа, следующего за истекшим кварталом.

Обратите внимание: отчитаться по налогу на добавленную стоимость должны все организации и предприниматели, которые являются налогоплательщиками (то есть, в частности, не переведены на упрощенную систему или ЕНВД) и не освобождены от уплаты НДС.

В случае отсутствия начислений и вычетов следует подать «нулевую» декларацию.

Все налогоплательщики, независимо от численности работников, должны представлять декларации по налогу на добавленную стоимость только в электронном виде (подробнее об этом читайте в статье «С 2014 года декларации по НДС можно будет сдать только через интернет»). Более того, если плательщики НДС, которые обязаны отчитываться в электронном виде, представят декларацию по НДС на «бумаге», то такая декларация не будет считаться представленной.

НДС при экспорте

Экспортеры обязаны подтвердить свое право на применение нулевой ставки НДС. Для этого они обязаны предъявить в налоговую инспекцию перечень документов, относящихся ко внешнеторговой сделке (контракт, грузовую таможенную декларацию и пр.).

Сдать бумаги нужно не позднее 180 дней с момента помещения товара под таможенный режим экспорта. Если 180 дней истекли, а пакет документов не собран, налогоплательщик обязан начислить и заплатить НДС по ставке 18 (либо 10)  процентов. Но это не означает, что право на нулевую ставку потеряно навсегда.

Экспортер может подготовить бумаги позже, а заплаченный налог вернуть из бюджета.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2010/9/3733

Адвокат Титов
Добавить комментарий