Определение налоговой базы по водному налогу при использовании различных систем водоснабжения

Налоги и налогообложение

Определение налоговой базы по водному налогу при использовании различных систем водоснабжения

Водный налог является федеральным налогом и наряду с НДПИ относится к разряду природно-ресурсных платежей. Поэтому помимо фискальной функции, отвечающей за формирование доходов бюджета, водный налог реализует значимую регулирующую функцию:

  1. стимулирует хозяйствующих субъектов к осуществлению рационального и эффективного водопользования, повышая их ответственность за сохранение водных ресурсов страны и поддержание экологического равновесия;
  2. имеет воспроизводственное назначение, так как часть собранных средств целевым образом предназначена для осуществления мероприятий по охране и восстановлению водных объектов.

Следует отметить, что российской практике известны различные формы платы за использование водных ресурсов. В Советском Союзе в 1920—1930 гг. взимался водный сбор с единицы орошаемой площади, который был отменен после завершения коллективизации. В период с 1949 по 1956 г.

существовала плата за воду, подаваемую оросительными системами. С 1982 по 1998 г. взималась плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. В 1999 г. после принятия Закона «О плате за пользование водными объектами» от 6 мая 1998 г.

№ 71-ФЗ в РФ был введен налог за пользование водными объектами, который предусматривал, помимо платы за забор воды из водных объектов, платность и других аспектов водопользования, в частности сброса предприятиями отработанной воды в водные объекты и пользования водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод, существенно расширявший не только состав объектов обложения, но и круг плательщиков.

Начиная с 1 января 2005 г. взимание водного налога в РФ осуществляется в соответствии с главой 252 НК. С момента его введения в налогообложении водопользования привнесен ряд изменений, которые можно обобщить следующим образом.

Во-первых, были отменены отдельные налоговые льготы, которые устанавливались законодательными органами субъектов РФ, а также значительно расширен перечень налогоплательщиков. Так, наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога стали и физические лица, не являющиеся ИП.

Во-вторых, из объекта налогообложения исключен такой вид водопользования, как сброс сточных вод в водные объекты, что объясняется стремлением исключить ситуацию двойного налогообложения, поскольку за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В-третьих, в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки налога за забор воды из водных объектов. Помимо этого, ставки налога теперь установлены НК для всей территории РФ, а законодательные органы субъектов РФ теперь лишены права их регулировать.

В-четвертых, в качестве самостоятельного объекта налогообложения дополнительно выделено использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

Основные элементы водного налога представлены на рисунке.

Плательщиками водного налога (ст. 3338 НК) являются организации и физические лица, которые осуществляют специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

При этом под специальным водопользованием понимается использование физическими и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств.

Особое водопользование может осуществляться только для строго определенных целей, а именно для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для государственных и муниципальных нужд.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ в новой редакции (после 3 июня 2006 г.).

Перечень объектов налогообложения водным налогом, а также видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения, определен ст. 3339 НК.

——————————————Объекты налогообложения водным налогом—————————————

Налоговая база по водному налогу согласно ст. 33310 НК по каждому виду водопользования определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении одного водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Определениеналоговой базы по водному налогу (ст. 33310 НК)
№ п/пОбъект налогообложенияНалоговая база
1Забор воды из водных объектовОпределяется как объем воды,забранной из водного объекта за налоговый период. При этом объем водыопределяется на основании показаний водоизмерительных приборов, а вслучае отсутствия таковых — исходя из времени работы ипроизводительности технических средств либо исходя из нормводопотребления
2Использование акватории водныхобъектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошеляхОпределяется как площадьпредоставленного водного пространства. При этом площадь водногопространства определяется по данным лицензии на водопользование, а вслучае отсутствия таких данных в лицензии — по материалам технической ипроектной документации
3Использование водных объектовбез забора воды для целей гидроэнергетикиОпределяется как количествопроизведенной за налоговый период электроэнергии
4Использование водных объектовдля целей сплава древесины в плотах и кошеляхОпределяется как произведениеобъема сплавляемой древесины за налоговый период, выраженного в тысячахкубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах,деленного на 100

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 33311 НК).

По водному налогу по каждому из объектов налогообложения в соответствии со ст. 33311 НК установлены твердые (специфические) налоговые ставки, которые дифференцируются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Следует отметить, что ставка водного налога при заборе воды из любых водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тыс. м3 воды, забранной из водного объекта.

Порядок исчисления и сроки уплаты водного налога определены ст. 33313—33314 НК. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки. Общая сумма налога определяется в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма водного налога целиком поступает в федеральный бюджет.

В этот же срок налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию в налоговые органы по местонахождению объекта налогообложения. При этом налогоплательщики, отнесенные к категории

крупнейших, предоставляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Налогоплательщики — иностранные лица представляют в этот же срок дополнительно копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.

Источник: https://isfic.info/tax/payma56.htm

Определение налоговой базы по водному налогу при использовании различных систем водоснабжения

Определение налоговой базы по водному налогу при использовании различных систем водоснабжения

Первая серия судебных дел рассмотрена Арбитражным судом Читинской области по заявлению ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» в отношении обособленного подразделения «Читинская ТЭЦ‑1»1 .

Налогоплательщик оспаривал решения налогового органа по доначислению водного налога и бездействие должностных лиц инспекции, выразившееся в непроведении зачета излишне уплаченного водного налога, а также просил суд обязать налоговый орган произвести зачет налога. По всем делам требования заявителя оставлены судом без удовлетворения.

Обжалование судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке не привело к желаемым для налогоплательщика результатам.

Ко второй серии следует отнести дела Арбитражного суда Пермского края2 по заявлениям ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» о признании недействительными решений налоговых органов по доначислению водного налога в части забора воды на его объектах (ТЭЦ, ГРЭС), расположенных в Пермском крае. Как и по указанным выше делам, в удовлетворении требований налогоплательщику было отказано.

Нельзя не упомянуть и о судебных актах, принятых арбитражными судами Новосибирской3, Архангельской областей4 и города Москвы5 с аналогичными выводами.

Из содержания приведенных судебных актов видно, что суды исходят из невозможности корректировки облагаемой водным налогом базы, которая при объекте «забор воды из водных объектов» определяется как объем забранной воды по показаниям водоизмерительных приборов, на объемы сточных вод, сбрасываемых в водный объект. Судами отмечается, что в соответствии со статьей 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Порядок определения налоговой базы в зависимости от вида водопользования установлен в пунктах 2–5 статьи 333.10 НК РФ. Применительно к забору воды база по налогу подлежит определению в соответствии с пунктом 2 статьи 333.10 НК РФ как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. При невозможности определения объема забранной воды таким способом объем определяется исходя из норм водопотребления. Под забором воды из водного объекта действующий Водный кодекс РФ 2006 г. и ранее действовавший Водный кодекс РФ 1995 г. понимают изъятие водных ресурсов из водного объекта. Права пользования водными объектами приобретаются на основании договора водопользования (решения о предоставлении водного объекта в пользование – ст. 11 Водного кодекса РФ 2006 г., лицензии на водопользование – ст. 46 Водного кодекса РФ 1995 г.). Таким образом, объект обложения водным налогом – это изъятие воды из водных объектов, оформленное надлежащим образом. Налоговое законодательство не содержит положений о возможности корректировки налоговой базы по водному налогу (в данном случае – непосредственно объем забранной воды) на объемы воды, возвращаемой в водный объект, из которого вода была изъята.

Вместе с тем Арбитражный суд Тульской области6 при сходных обстоятельствах пришел к противоположным выводам, указав, что забором воды как объектом налогообложения при применении оборотной системы водоснабжения признается забор воды для подпитки оборотной системы, поскольку остальной объем представляет собой циркуляционную воду, используемую многократно.

На первый взгляд, при аналогичных обстоятельствах вышеназванные суды пришли к противоположным выводам, что нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в силу статьи 304 АПК РФ служит основанием для пересмотра судебного акта в порядке надзора. Однако Высший Арбитражный Суд РФ отказал ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» в пересмотре в надзорном порядке судебных актов Арбитражного суда Читинской области7. Возникает вопрос: почему?

ВИДЫ ВОДЫ
(Справочное приложение к ГОСТу 25151-82) Прямоточная – вода, однократно используемая в технологическом процессе и для охлаждения продукции и оборудования. Оборотная – вода многократного использования в технологическом и вспомогательном процессах, а также для охлаждения продукции и оборудования, после очистки и охлаждения снова подаваемая для тех же целей.

Подпиточная – вода, добавляемая в систему оборотного водоснабжения для восполнения потерь, связанных с продувкой, утечкой, уносом и испарением воды, а также с переходом ее в продукцию и отходы.

 

Все дело в различиях систем технического водоснабжения

Представляется, что ответ на этот вопрос следует искать в различиях систем технического водоснабжения, используемых налогоплательщиками на своих объектах.

В корректировке налоговой базы по водному налогу судами было отказано в делах, где заявители использовали прямоточную систему водоснабжения, тогда как в деле, рассмотренном Арбитражным судом Тульской области, налогоплательщиком применялась оборотная система. Определимся, что представляют собой технические системы водоснабжения и в чем их различия.

Пункт 2.1 Методических указаний РД 34.22.401-958 по наладке систем технического водоснабжения тепловых электростанций предусматривает, что на тепловых электростанциях применяются прямоточные, оборотные и комбинированные системы водоснабжения.

Прямоточная система технического водоснабжения характеризуется забором охлаждающей воды с естественной температурой из реки, озера или моря, обеспечивающей потребность тепловой электростанции. Подогретая в теплообменных аппаратах вода сбрасывается через отводящую сеть ниже по течению, не возвращаясь к водозабору. Оборотная система технического водоснабжения характеризуется многократным использованием циркуляционной воды с охлаждением ее в гидроохладителях, с восполнением потерь воды в системе из источника водоснабжения. В качестве охладителей циркуляционной воды в оборотных системах водоснабжения применяются водохранилища-охладители, градирни, брызгальные устройства или их сочетания: водохранилища-охладители и градирни либо брызгальные устройства; градирни и брызгальные устройства. Для предотвращения загрязнения трактов и роста солесодержания циркуляционной воды необходима ее обработка, продувка системы и пополнение свежей водой. Дополнительные потери на испарение и унос мелких капель воды ветром из охладителей также компенсируются за счет подпитки оборотной системы из источника водоснабжения. Комбинированная система технического водоснабжения представляет собой сочетание прямоточной и оборотной систем (с водохранилищем-охладителем, градирнями или брызгальными устройствами) и применяется в тех случаях, когда источник водоснабжения в отдельные периоды года не может обеспечить электростанцию достаточным количеством охлаждающей воды. Это вызывает необходимость полного или частичного перехода на оборотную систему с включением в работу всех или части охладителей. Из сказанного следует, что различие прямоточной и оборотной систем заключается в том, что первая система предполагает забор охлаждающей воды из реки (озера, моря), которая после охлаждения турбинного оборудования сбрасывается обратно в водный объект, тогда как вторая – характеризуется многократным использованием циркуляционной воды с охлаждением ее в гидроохладителях (водохранилища-охладители, градирни, брызгальные устройства или их сочетания), с восполнением потерь воды в системе из источника водоснабжения. Таким образом, при прямоточной системе водоснабжения объем забранной воды определяется исходя из объема забранной охлаждающей воды с естественной температурой из реки, озера или моря, а при оборотной – объема забранной воды для восполнения потерь воды в системе из источника водоснабжения, что соответствует понятию подпиточной воды. Соответственно, специфика и отличия прямоточной и оборотной систем предполагают различный порядок определения объема забранной воды из водного объекта и, как следствие, влияют на исчисление налоговой базы по водному налогу: при использовании на объекте прямоточной системы водоснабжения в налоговую базу включается объем забранной прямоточной воды, а при оборотной – объем подпиточной воды.

Отсюда следует, что при определении налоговой базы учитывается объем забранной воды, зафиксированный водоизмерительными приборами до использования воды в производственных целях, поскольку во время ее использования изменяются (в пределах установленных нормативов) ее качественные характеристики, что и определяет факт водопользования, без корректировки (уменьшения) на объем сброшенных вод.

Вывод

Законодательство о налогах и сборах не предполагает корректировки налоговой базы по водному налогу на объемы воды, возвращаемые в водный объект, используемый для такого забора, ни в оборотной, ни в прямоточной системах водоснабжения. В качестве объекта налогообложения признается, соответственно, объем забранной прямоточной и объем подпиточной воды.

Различие правовых позиций по делам, рассмотренным арбитражными судами, предопределяется использованием налого-плательщиками различных систем водоснабжения.

S.V. Toropitsin
Determining the Tax Base with Regard to Water Tax Where Different Water Supply Systems Are Used
The article deals with whether the base of tax on the amount of water returned to a water body that is used for water intake may be adjusted.

Источник: http://nalogoved.ru/art/308.html

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Определение налоговой базы по водному налогу при использовании различных систем водоснабжения

Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  • забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  • использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
  • использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  • особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  • забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  • использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

  • При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
  • При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
  • При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
  • При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки

Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

  • при заборе воды мира;
  • при использовании акватории;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;
  • при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

  • с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно – в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
  • с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно – в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
  • с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно – в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
  • с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно – в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
  • с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно – в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
  • с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно – в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
  • с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно – в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
  • с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно – в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
  • с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно – в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
  • с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно – в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;
  • с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно – в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).

Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Срок представления налоговой декларации по водному налогу

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/vodnyy_nalog.html

О водном налоге

Определение налоговой базы по водному налогу при использовании различных систем водоснабжения

     
     О.В. Семенова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

          Федеральным законом от 28.07.

2004 N 83-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации” часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) была дополнена главой 25.2 “Водный налог”, которая вступила в действие с 1 января 2005 года.          В соответствии со ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.          Согласно ст. 11 НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.          Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.          В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ (ВК РФ) водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водным объектом.          Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности.          Водопользователь – юридическое лицо имеет право использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено ВК РФ.          Согласно ст. 86 ВК РФ к специальному водопользованию относится использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляемое гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.     

     Постановлением Правительства РФ от 03.04.

1997 N 383 “Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии” установлен порядок лицензирования водопользования, которым предусмотрено, что специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами, а также установлен закрытый перечень видов пользования водными объектами, при которых не требуется получение лицензии на водопользование и соответственно не возникает обязанность уплаты водного налога.          Статьей 333.9 НК РФ в качестве объекта обложения водным налогом определены следующие виды водопользования:          – забор воды из водных объектов;          – использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;          – использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;          – использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.          Льготы по водному налогу не предусмотрены, но определен перечень видов пользования водными объектами, которые не признаются объектом налогообложения.          Так, не облагается налогом забор воды из подземных водных объектов, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также забор термальных вод. Ранее за забор такой воды взимался налог на добычу полезных ископаемых в соответствии с главой 26 НК РФ.          Кроме того, не облагаются водным налогом:          – забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;          – забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;          – забор воды и использование акватории водных объектов для рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов;          – использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;     

Источник: http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=29447

Водный налог и плата за пользование водными объектами 2019

Определение налоговой базы по водному налогу при использовании различных систем водоснабжения

Водный налог – это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года.

До этого времени был другой налог – плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами” (сейчас этот закон утратил силу).

С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера – она так и называется – плата за пользование водными объектами.

Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами – она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

Налогоплательщики

Налогоплательщики водного налога – это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).

Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата.

Объекты налогообложения

Водный налог

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  12. пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Плата за пользование водными объектами

Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора (за который взимается плата за пользование водными объектами) установлен в ст.

11 Водного кодекса:

  • забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют ни заключения договора, ни принятия решения.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия – по нормам водопотребления;
  • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия – по материалам технической и проектной документации;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Обратим внимание еще раз – налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке.

И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми.

Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Платежная база по плате за пользование водными объектами

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, – объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, – количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, – площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

Налоговый и платежный периоды

Налоговый период по водному налогу – квартал.

Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Что касается платы за пользование водными объектами, то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов – ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

С 2017 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.

2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Источник: https://ppt.ru/nalogi/vodniy

Адвокат Титов
Добавить комментарий