Оформление трудового договора с водителем транспортного средства: стажировка, медосмотр

Алгоритм приема на работу водителя

Оформление трудового договора с водителем транспортного средства: стажировка, медосмотр
При приеме сотрудника на работу в соответствии с требованиями трудового законодательства нанимателю необходимо в определенной последовательности выполнить ряд действий.

Характеристика работ профессии «водитель автомобиля» приводится в выпуске 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее – выпуск 52 ЕТКС), утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.11.2003 № 147.

Так, согласно параграфу 1а раздела «Автомобильный и городской электрический транспорт» к работе водителя автомобиля относится управление автомобилями, отнесенными к одной из категорий механических транспортных средств: «B», «BE», «C», «CE», «D», «DE».   

Алгоритм приема на работу водителя автомобиля будет следующим.

1. Определить соответствие категории механического транспортного средства тарифному разряду водителя.

2. Определить возможные дополнительные требования к водителю автомобиля в зависимости от вида транспортного средства или вида перевозок.   
3. Направить соискателя на предварительный медицинский осмотр.
4. Получить от соискателя документы, необходимые для трудоустройства.
5. Получить от соискателя документы, подтверждающие его право работать водителем (водительское удостоверение, медицинская справка о годности к управлению транспортным средством с правом найма на работу, подтверждение подготовки по слесарному делу).
6. Ознакомить работника с локальными нормативными правовыми актами.
7. Заключить трудовой договор в письменной форме.
8. Издать приказ о приеме на работу.
9. Оформить (заполнить) трудовую книжку.
10. Сформировать личное дело работника (при необходимости).
11. Заполнить личную карточку работника (при необходимости).
12. Произвести допуск к работе.
13. Уведомить соответствующие государственные органы. Рассмотрим действия нанимателя по приему на работу соискателя более подробно. 

1. Определить соответствие категории механического транспортного средства тарифному разряду водителя. 

В соответствии с параграфом 1а выпуска 52 ЕТКС соотношение категории механического транспортного средства и тарифного разряда следующее:

  1. при управлении механическими транспортными средствами категории «B» либо «BE» – 4-й разряд;
  2. при управлении механическими транспортными средствами категории «C» либо «CE», кроме грузовых автомобилей (автопоездов) всех типов грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов – по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), – 5-й разряд;
  3. при управлении механическими транспортными средствами категории «D» либо «DE», автомобилями МЧС, предназначенными для реализации мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, автомобилями скорой (неотложной) медицинской помощи –- 6-й разряд;
  4. при управлении механическими транспортными средствами категории «CE»: грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов – по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа) – 7-й разряд. 

Порядок и условия присвоения (повышения или снижения) классов водителям автомобилей определяются нанимателем в локальном нормативном акте: Требования для присвоения классов:

  • для присвоения 2-го класса требуются непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля, управляющего механическим транспортным средством соответствующей категории, не менее двух лет и отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних двух лет работы;
  • для присвоения 1-го класса требуются непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля 2-го класса, управляющего механическим транспортным средством соответствующей категории, не менее одного года и отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних трех лет работы.  

2. Определить возможные дополнительные требования к водителю автомобиля в зависимости от вида транспортного средства или вида перевозок.    Дополнительные требования к водителям некоторых транспортных средств установлены Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972:

  1. к выполнению городских и пригородных автомобильных перевозок пассажиров автобусами допускаются водители не моложе 21 года, имеющие водительское удостоверение на право управления транспортными средствами, составами транспортных средств соответствующей категории – «D» или «D» и «DE»;
  2. к выполнению междугородных автомобильных перевозок пассажиров автобусами допускаются водители, имеющие общий стаж работы не менее двух лет в качестве водителя транспортных средств категории «D»;
  3. к выполнению международных автомобильных перевозок пассажиров автобусами категории М2 допускаются водители, имеющие общий стаж работы не менее двух лет в качестве водителя транспортных средств категории «D»;
  4. к выполнению международных автомобильных перевозок пассажиров автобусами категории М3 допускаются водители, имеющие общий стаж работы водителем автобуса категории М3 не менее трех лет;
  5. к выполнению автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси допускаются водители не моложе 20 лет, имеющие водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «B» и общий стаж управления автомобилем не менее двух лет или стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее одного года. 

Согласно п. 337 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970, международные автомобильные перевозки грузов могут выполняться на:

  • механических транспортных средствах категорий «B», «C» водителями не моложе 18 лет, имеющими свидетельство установленной формы, подтверждающее профессиональную компетентность, выданное в установленном порядке;
  • составах транспортных средств категорий «BE», «CE» водителями не моложе 21 года, имеющими свидетельство установленной формы, подтверждающее профессиональную компетентность, выданное в установленном порядке.

Источник: https://aqm.by/stati/hr/algoritm-priema-na-rabotu-voditelya/

Стажировка водителей

Оформление трудового договора с водителем транспортного средства: стажировка, медосмотр

Стажировка — деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока.

Стажировку должны проходить:

— лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств;

— водители, имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года;

— водители, переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой;

— водители, при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Водитель-наставник назначается из водителей:

— не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;

— имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);

— имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Кроме того, водитель-наставник должен обладать необходимыми теоретическими знаниями в области вождения и эксплуатации конкретной модели автотранспорта.

Это необходимо, поскольку стажировка проводится именно на той машине (или хотя бы на той же модели), на которой водитель-стажер в дальнейшем будет работать самостоятельно.

Именно поэтому, если на предприятии используется несколько разных видов транспорта (к примеру, автобусы, грузовики, легковые автомобили), требуется иметь несколько водителей-наставников — по одному для каждого вида.

Так же следует обратить внимание на то, что водитель-наставник обязательно должен быть назначен приказом по организации. И если в штате нет водителя подходящего под вышеуказанные требования, то водителя-наставника можно привлекать со стороны.

Согласно пункта 2.2.1. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29: работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

В пункте 13 Приказа Минтранса № 59 сказано, что количество часов стажировки устанавливается работодателем.

Продолжительность стажировки определяется характером работы, которую должен выполнять принимаемый на работу водитель.

В статье 225 Трудового кодекса РФ сказано, что работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

В первую очередь проводится обучение водителя технике безопасности при выполнении им своих служебных обязанностей. Для того чтобы регламентировать процесс стажировки необходимо в организации разработать Программу стажировки водителей ТС.

В этом документе должно быть четко и последовательно описано, какую информацию доводит водитель-наставник в процессе стажировки. Программа стажировки должна быть рассчитана на 2-5 рабочих смен.

В документе должна быть указана информация, разбитая на следующие темы:

— рабочее место транспортного средства, его организация, обустройство и содержание, укомплектованность автомобиля;

— подготовка, запуск и проверка исправности и работоспособности автомобиля и оборудования, контроль показаний контрольно-измерительных приборов;

— погрузка и выгрузка автомобиля;

— маршруты движения;

— анализ возможных ДТП;

— пожарная безопасность.

Непосредственно сама стажировка должна иметь теоретическую и практическую часть и должна проводиться на том транспортном средстве и на том маршруте, где далее будет работать водитель.

В руководящем документе РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться, несмотря на то, что он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован. Для того чтобы РД мог применяться, его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.

Согласно этому документу процедура допуска водителя к самостоятельной работе предусматривает несколько этапов:

1.Проверка теоретических знаний, которыми обладает водитель-стажер. Вопросы задаются как по правилам эксплуатации и устройству вида автотранспорта, на котором он будет работать, так и по общим правилам вождения, поведения на дороге и т. д.

Данный этап стажировки включает в себя решение экзаменационных билетов. Контроль знаний ПДД проводится у вновь принимаемых водителей, после окончания автошкол, при переводе с другого предприятия, при перерыве в водительской деятельности более одного года.

Водители, прошедшие проверку знаний по ПДД с неудовлетворительной оценкой (при наличии более двух ошибок из двадцати экзаменационных вопросов) к стажировке не допускаются.

После чего, в течение двух дней водители производят самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД.

После повторной проверки знаний по ПДД водители, не сдавшие экзамен, отстраняются от работы и в течение пяти дней осуществляют самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После третьей попытки водители, не сдавшие экзамен, к работе не допускаются.

Водители, прошедшие проверку знаний ПДД с удовлетворительной оценкой (при наличии двух и менее ошибок) допускаются к дальнейшему прохождению стажировки. При этом оформляется стажировочный лист, в котором отражаются результаты проверки знаний по ПДД за подписью начальника службы БД. Выписанный стажировочный лист регистрируется в Журнале учета выдачи стажировочных листов.

2.Вождение машины на специальной площадке. Здесь стажер должен продемонстрировать, что способен хотя бы по минимуму управлять новым для него транспортным средством. Если он не справится на этом этапе, он отстраняется, считается не прошедшим стажировку и к самостоятельной работе допущен быть не может.

Данный этап стажировки включает в себя:

— осмотр транспортного средства;

— проверку наличия принадлежностей, инструмента и состояния шин;

— заправку топливом, маслом, охлаждающей жидкостью;

— проверку исправности тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов;

— запуск двигателя, трогание автомобиля с места на горизонтальном участке и на подъёме;

— движение задним ходом и разворот;

— торможение и остановка на различных скоростных режимах движения;

— изучение порядка движения транспортных средств по территории предприятия;

— соблюдение требований безопасности при ремонте и техническом обслуживании транспортного средства;

— соблюдение требований пожарной безопасности;

— изучение плана эвакуации с территории предприятия.

3.Поездка по будущему маршруту (для маршрутного транспорта) либо просто по городу вместе с водителем-наставником. За рулем должен сидеть стажер, однако наставник вправе отстранить его от вождения на сложных участках. Об отстранении делается отметка в карточке стажировки.

Данный этап стажировки включает в себя следующие элементы:

— диагональная парковка автомобиля на подъёме и уклоне, разворот на ограниченном пространстве проезжей части дороги;

— правильное расположение автомобиля на проезжей части, прохождение поворотов, изменение полосы движения, действия на перекрёстках;

— соблюдение безопасного скоростного режима движения в различных дорожных условиях;

— пользование зеркалами заднего вида и световыми приборами, подача звуковых и световых сигналов;

— движение в местах возможного появления пешеходов, действия по сигналам регулировщика, выполнение требований дорожных знаков;

— соблюдение интервала и дистанции, обгон транспортных средств;

— встречный разъезд в тёмное время суток, действия водителя при ослеплении;

— оформление товарно-транспортной и путевой документации;

— особенности управления груженого автомобиля;

— погрузка и разгрузка автомобиля;

— крепление груза;

— последствия перегрузки автомобиля и неравномерное распределение груза на автомобиле;

— маневрирование на площадках погрузочно-разгрузочных работ.

Контрольный рейс по маршруту с грузом или пассажирами под руководством наставника.

Во время контрольной поездки проверяется соблюдение стажером Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств, приёмов безаварийного управления транспортным средством, соблюдение графиков работы.

Это своего рода выпускной экзамен, в ходе которого водитель-наставник не вмешивается в вождение, а лишь отмечает поведение и навыки стажера.

Это основные этапы. При необходимости стажировка может быть дополнена устранением неполадок в автомобиле (если квалификация водителя требует таких навыков).

Утвержденной формы стажировочного листа нет, но в пункте 18 Приказа Минтранса № 59 сказано, что стажировочный лист должен содержать следующие сведения:

— номер стажировочного листа;

— фамилия, имя и отчество водителя;

— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;

— фамилия, имя, отчество водителя-наставника;

— дата и время прохождения, количество часов стажировки;

— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;

— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

В стажировочном листе ставятся подписи водителя-наставника и водителя-стажера. После этого стажировочный лист передается в службу БД, где выносится заключение о допуске стажера к самостоятельной работе. После чего стажировочный лист подписывается начальником (инженером) службы БД и руководителем транспортного подразделения.

В случае если водитель-стажер по результатам стажировки и по итогам проверки знаний ПДД получил неудовлетворительную оценку, материалы направляются начальнику транспортного подразделения для принятия решения (либо о продлении стажировки, либо об отстранении от управления автомобилем, на котором работал водитель, либо о переводе на другую работу и т.п.)

Если результаты стажировки как минимум удовлетворительны, об этом выносится соответствующее решение, закрепляемое подписью руководителя организации, и водитель допускается к самостоятельному управлению машиной. В том же случае, если окажется, что водитель недостаточно хорошо прошел стажировку, может приниматься одно из 2 решений:

  1. Водителя направляют на повторную стажировку, сроки которой определяются в каждом случае индивидуально.
  2. Водителя исключают из кандидатов на должность. После этого о приеме на постоянную работу водителем и заключении трудового договора уже речи идти не может. Не прошедший стажировку водитель подлежит увольнению или, с его согласия, переводу на другой вид работы на предприятии.

По окончании стажировки, для проверки уровня готовности водителя к самостоятельной работе, необходимо провести экзамен.

Детального описания процесса экзамена нет, соответственно он может быть как устным, так и письменным. Экзамен принимает непосредственный руководитель экзаменуемого водителя. Об этом сказано в пункте 3.1.

Постановления Минтруда № 1/29: проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на лицо, ответственное за безопасность движения на предприятии.

Начальник службы БД обязан периодически осуществлять контроль за прохождением стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков и контролировать работу водителей-наставников.

Общую ответственность за прохождение этапов стажировки водителем-стажером несёт водитель-наставник, закреплённый за ним.

Водитель-наставник обязан контролировать работу закреплённого за ним стажёра на всех этапах стажировки. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажёром, как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании.

Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажёром предрейсового и послерейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.

Руководители предприятий несут персональную ответственность за правильность и полноту проведения стажировок.

Поскольку во время выполнения стажировки (особенно на маршруте) водитель фактически уже выполняет свою работу, ему должна начисляться заработная плата. Ее размер определяется условиями трудового договора, однако в целом оплата стажера не должна быть ниже, чем оплата постоянно работающего водителя (за исключением возможных премий и других поощрений, на которые стажер не имеет права).

Труд водителя-наставника тоже должен быть оплачен. Как правило, за то время, что он выступает в качестве наставника при стажирующемся водителе, он получает надбавку в размере не меньше 5% от зарплаты, установленной для него ранее.

При проведении стажировки водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Статьи 221 и 225;

Источник: https://vk.com/@umcauto-stazhirovka-voditelei

Трудовой договор с водителем такси образец бланк

Оформление трудового договора с водителем транспортного средства: стажировка, медосмотр

Особенности трудовых отношений в сфере транспорта установлены гл. 51 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) и множеством подзаконных актов.

Обратите внимание! Намереваясь заключить трудовой договор с водителем, работодатель обязан убедиться в том, что кандидат на эту должность соответствует всем предъявляемым требованиям.

Так, для водителей автомобилей, автобусов, троллейбусов, трамваев приказом Минтранспорта РФ от 28.09.2015 № 287 утверждены Профессиональные и квалификационные требования (далее — Требования), которые обязательно учитываются работодателем при приеме водителя на работу. Выделим наиболее значимые:

  1. Наличие национального водительского удостоверения на право управления транспортным средством, с которым будет связана работа водителя. Для легкового автомобиля, включая такси, это категория В, ВЕ; для грузового — категория С, С1, СЕ, С1У; для автобуса — категория D, D1, DЕ, D1Е; для троллейбуса — категория Tb; для трамвая — Tm.
  2. Наличие необходимого стажа для некоторых категорий водителей. Так, согласно п. 4.4 Требований водитель такси должен иметь стаж управления автомобилем не менее 3 лет. Водитель автобуса, перевозящий детей, должен быть обладателем минимум 1 года стажа управления автобусом в течение последних 3 лет (п. 6.4 Требований). Стаж подтверждается трудовой книжкой.
  3. Отсутствие административных наказаний в виде лишения прав либо ареста за нарушения правил дорожного движения в течение последнего года для ряда водителей. Например, перевозящих группы детей, опасные грузы и т. д.

Трудовой договор с водителем в целом полностью соответствует общепринятой форме (ст. 57 ТК РФ). Однако ряд его существенных условий достаточно специфичен. Рассмотрим основные.

В договоре должна быть четко прописана трудовая функция водителя в соответствии с должностной инструкцией. Особенности перевозимых грузов (опасные, крупногабаритные и т. д.) и пассажиров (организованные группы детей) также должны быть поименованы в договоре.

Если в обязанности работника помимо вождения и перевозки входит документальное сопровождение грузов, отгрузка и погрузка товара, расчеты с контрагентами и другие подобные функции, то его трудовая функция соответствует должности водителя-экспедитора.

Особенности трудового договора с водителем-экспедитором рассмотрим ниже.

Возможно совмещение функции водителя со смежными. Например, кроме перевозки на него может быть возложена обязанность следить за техническим состоянием транспортного средства и осуществлять его ремонт.

Место работы в договоре с водителем определить не всегда легко, так как большую часть рабочего времени он проводит в разъездах. Необходимо указать местонахождение организации-работодателя, сделав акцент на разъездном характере работы, а также определить тип транспортного средства, которым будет управлять водитель.

При составлении трудового договора следует зафиксировать характер работы водителя – разъездной (в пути). Поэтому место его работы в трудовом договоре определяется как определенная территория (местность) – местонахождение работодателя.

Поездки водителя за пределы территории местонахождения работодателя для работника могут являться командировками, что означает особый порядок оплаты труда служебных поездок.

Рабочим местом для водителя является автомобиль.

Трудовой договор с водителем — пример договора

Трудовое законодательство обязывает участников профессиональных отношений оформлять рабочее соглашение при установлении сотрудничества. Подобный шаг помогает обеспечивать права и обязанности как работника, так и нанимателя.Такая работа, как вождение автомобиля имеет ряд особенностей. Поэтому регулировать все тонкости подобной службы призван трудовой договор заключенный с водителем.

Порядок и правила составления трудового договора с водителем в зависимости от специфики работы может включать в себя различные положения. Одно остается неизменным — необходимость внесения в текст соглашения обязательных условий, предусмотренных законодательством. Данные пункты представляют собой следующую информацию:

  • Сведения о нанимателе и сотруднике, подтверждаемые паспортными данными;
  • Местонахождения компании, с которой заключается соглашение;
  • Должность на которую претендует кандидат. В данным пункте также отмечаются его квалификация, профессиональные навыки;
  • Права и обязанности каждого из участников договоренности;
  • Обозначается число, с которого работник приступил к выполнению своих обязанностей;
  • Вопросы оплаты служебной деятельность. Положение, касающееся денежных средств также должно давать подробную информацию о размере премий, гарантированных надбавках и прочих компенсациях, если такие предусмотрены условиями труда;
  • График активности и промежутки отдыха. В зависимости от характера работы отмечается установленный работодателем режим;
  • Условия осуществления работы. Если деятельность водителя будет связана с неблагоприятными факторами рабочей среды, то полагается отметить данный факт в документе;
  • Также обязательным для включения считается пункт о страховании сотрудника.

Помимо обязательных положений могут быть включены дополнительные пункты. Поскольку профессия водителя связана с некоторыми особенностями, то рекомендуется оговаривать их в рабочем договоре. В таком случае, наниматель и подчиненных обезопасят себя от возможных проблем в будущем.

Примерами таких условий могут быть:

  • Необходимость наличия водительского удостоверения определенной категории;Требование не нарушать правила ДД;
  • Выполнять возложенные обязательства качественно, быстро. К примеру можно отметить важность перевозки товара с сохранением его целостности и надлежащего вида, своевременная доставка заказа;
  • Проверка транспортного средства на наличие неисправностей. По возможности пытаться ликвидировать незначительные поломки;
  • Установление периода испытаний для кандидата.

Также в трудовой акт могут быть включены любые другие пункты, которые пожелает отметить руководитель или сам подчиненный.

Медосмотры водителей

Водители всех категорий должны перед приемом на работу пройти обязательный медицинский осмотр. Кроме того, осмотры проводятся в процессе трудовой деятельности с определенной периодичностью (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, ст. 23 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ):

  • не реже чем 1 раз в 2 года по общему правилу;
  • 1 раз в год для работников, которым не исполнился 21 год.

Источник: https://gsm-mobail.ru/trudovoy-dogovor-taksista-obrazets/

Особенности оформления водителей на работу

Оформление трудового договора с водителем транспортного средства: стажировка, медосмотр

От того, насколько сотрудник квалифицирован, нередко зависит здоровье, и даже жизнь окружающих его людей. Это в полной мере относится к работе водителей автобуса. Прием на соответствующую вакансию имеет особенности: для претендентов разработаны специальные требования, которые остаются актуальными не только на момент трудоустройства, но и процессе работы. Именно об этом идет речь ниже.

Обязательные документы при устройстве на работу

Предприятия и организации, в деятельности которых предусмотрена эксплуатация различных видов транспортных средств, обязаны организовать работу водителей так, чтобы она полностью соответствовала требованиям безопасности движения на дорогах (п. 1 Ст. 20 Закон № 196-ФЗ).

При устройстве на должность водителя претендент обязан предоставить стандартный пакет документов. Перечень его содержимого предусмотрен в Ст. 65 ТК. Он актуален для всех тех, кто претендует занять любую должность.

№ п/пДокументыПримечание
1.Паспорт или другой документ, который удостоверит личность претендента
2.Трудовая книжкаОна не требуется, если претендент:–        будет работать по совместительству;–        впервые в жизни заключает трудовой договор.В последнем случае книжку оформляет работодатель
3.Страховое свидетельство по обязательному пенсионному страхованиюЕсли трудовой договор – первый в жизни, то свидетельство также оформит работодатель
4.По воинскому учетуТолько для военнообязанных граждан и тех, кто подлежит призыву на военную службу
5.Подтверждающие образование и (или) квалификацию (п. 1 Ст. 328 ТК)Если работа того требует – прочие документы, которые свидетельствуют о наличии у претендента специальных знаний, дополнительной подготовки

Важно! Водитель автобуса не может работать по совместительству, если на основном месте работы он занимает аналогичную должность.

Дополнительные требования к водителям автобуса

Кандидат на должность водителя должен отвечать дополнительным требованиям, которые носят обязательный характер. Они включают:

  1. Возраст. Работать водителем автобуса имеет право только человек, достигший совершеннолетия.
  2. Наличие водительского удостоверения. При этом важен не только тот факт, что этот документ у претендента присутствует. В водительском удостоверении должна быть отметка о соответствующей категории транспорта, позволяющая управлять автобусами (категория D).
  3. Медицинская справка, которая подтверждает право претендента на вождение транспортным средством. Она должна быть у будущего сотрудника до того, как с ним подпишут трудовой договор.

Работодатель обязательно направляет водителя на прохождение предварительного медосмотра (Ст. 328 ТК). Соискатель проходит его или в клинике, с которой у предприятия имеется заключенный договор, или же в ином лицензированном медучреждении. Расходы на проведение осмотра должен покрыть работодатель.

Когда претендент на водительскую должность не желает пройти медкомиссию, в приеме на работу ему следует отказать.

Важно! Если водителю автобуса предстоит перевозить пассажиров, ему должно быть не менее 21 года.

Пошаговая инструкция приема претендента на водительскую должность

Последовательность приема водителя автобуса на работу можно описать так:

Шаги
1.Изучение нанимателем предоставленного пакета обязательных документов
2.Проверка наличия водительского удостоверения и необходимой категории, позволяющей водить автобус
3.Направление претендента на медкомиссию
4.Проведение устного собеседования. Его можно заменить письменным тестовым заданием
5.Ознакомление работника с локальными трудовыми актами
6.Подписание трудового договора
7.Издание соответствующего приказа по ф. Т-1 или по установленной в компании форме
8.Ознакомление водителя с приказом. Письменное подтверждение: сотрудник ставит свою подпись и пишет дату ознакомления
9.Заполнение личной карточки водителя (ф. Т-2)
10.Кадровик заносит в трудовую книжку водителя запись, которая содержится в приказе о заполнении вакансии. Проводится она через 5 дней

Скачать Заявление водителя

Скачать Приказ на водителя Т-1

В трудовом соглашении разумно указать о:

  • особенностях разъездного характера работы;
  • наличии или отсутствии материальной ответственности (частичной или полной).

Важно! Оформление договора, который предусматривает полную материальную ответственность, обязательно и правомерно тогда, когда водитель автобуса параллельно работает как экспедитор.

Проведение собеседования с претендентом на должность водителя

С кандидатом на водительскую должность проводится собеседование. Минтранс обязал нанимателей его осуществлять.

По результатам собеседования оформляются итоговые листы. Компания должна сохранять их не менее 5 лет. По решению работодателя можно провести письменный тест.

Наниматель вправе потребовать от претендента заполнить анкету. В нее важно включить вопросы, ответы на которые позволят работодателю получить максимальную информацию о будущем работнике. Стандартного образца такого документа нет. Работникам организации необходимо разработать его самостоятельно, обязательно утвердить готовый бланк.

Типовая анкета состоит из нескольких блоков. Ниже приведены возможные их виды.

Скачать типовую анкету водителя

Пример блоков типовой анкеты для претендента на должность водителя автобуса:

БлокиЧто в них содержится
1.Персональные данные претендента
2.Информация о полученном образовании и удостоверении водителя
3.Наличие опыта работы водителем
4.Сведения о семье и детях
5.На какую зарплату рассчитывает кандидат
6.Что ожидает получить, кроме дохода

К разработке анкеты необходимо отнестись внимательно. Нужно помнить, что некоторые вопросы попросту запрещены УК РФ. Нельзя требовать от кандидата ответа на то:

  • какой он национальности;
  • какую веру исповедует;
  • кто его родители;
  • насколько обеспечен материально.

Работодатель не может заставить претендента заполнить предлагаемую форму, если тот отказывается.

Важно! Нежелание кандидата ответить на вопросы анкеты не выступает основанием отказа в приеме на работу.

Несколько вопросов и ответов

Вопрос 1. Работник предоставил при собеседовании ложную информацию. Имеет ли наниматель право уволить его, ссылаясь на эту причину?

Ответ. Если сотрудник при приеме на работу представил подложные документы, у нанимателя имеется право на его увольнение (п. 11 Ст. 81 ТК).

Вопрос 2. Обязательно ли проходить стажировку водителю автобуса, и кем она организуется?

Ответ. Стажировка обязательна тогда, когда человек ранее не работал на аналогичной должности, длительное время не применял свои практические навыки, прошел переподготовку. Организует ее прохождение работодатель. Требования и порядок стажировки регламентируются внутренним документом компании.

Распространенные ошибки при оформлении на работу

Оплошности, которые допускают работодатели, принимая водителя автобуса на работу, могут никак не отразиться на его будущем труде. Но нередко они чреваты материальной ответственностью нанимателя, моральным и материальным ущербом. Поэтому лучше их предотвратить.

Источник: http://vladasalon.ru/osobennosti-oformleniya-voditeley-na-rabotu/

Оформление в штат водителя. Когда соискателя нужно отправить на медосмотр и что важно прописать в договоре

Оформление трудового договора с водителем транспортного средства: стажировка, медосмотр

08.09.2015

Пресс-служба Градиент Альфа

«Трудовые споры»

Когда соискателя нужно отправить на медосмотр и что важно прописать в договоре

  1. Нужно ли организовывать медосмотр, если у кандидата есть медицинская справка об отсутствии противопоказаний к работе водителем
  2. Обязательно ли указывать в трудовом договоре марку автомобиля
  3. Когда водитель будет возмещать стоимость ремонта за поврежденный в ДТП автомобиль

При приеме в штат водителя помимо стандартного перечня документов, установленного ст. 65 ТК РФ, работодателю необходимо проверить наличие у соискателя водительского удостоверения с не истекшим сроком действия.

Примерная формулировка трудового договора с водителем Примерная формулировка договора Нужно ли организовывать медосмотр, если у кандидата есть медицинская справка об отсутствии противопоказаний к работе водителем Обязательно ли указывать в трудовом договоре марку автомобиля Когда водитель будет возмещать стоимость ремонта за поврежденный в ДТП автомобиль кстати Главное, чтобы он не выполнял у другого работодателя такую же функцию водителя.

Если работа водителя в вашей компании для работника будет совместительством, то нужно запросить у него справку с основной работы, чтобы удостовериться, что он не выполняет там аналогичные функции. Если он и там работает водителем, то принимать его на работу нельзя (ст. 329 ТК РФ). Еще один аспект, на который нужно обратить внимание — организация медосмотров.

Часто работодатели хотят сэкономить на их проведении и требуют от соискателей предъявить соответствующие медицинские справки. Но это неправильно, именно работодателю нужно договориться с медицинской организацией и отправить сотрудника на медосмотр.

Также нередко работодатели хотят подстраховаться и заключают с водителями договоры о материальной ответственности, чтобы впоследствии иметь возможность взыскать ущерб в полном размере. Такая практика оспорима, поскольку законом запрещено заключать с водителями такие договоры. Но возможность взыскать ущерб за поврежденный автомобиль все же есть.

Если виновником ДТП, в котором пострадал автомобиль компании, стал работник, то при наличии соответствующего постановления инспектора ГИБДД или решения суда работодатель может взыскать ущерб в полном объеме.

Если водитель будет работать с опасными грузами, при трудоустройстве понадобится дополнительный документ

При оформлении трудовых отношений с водителем кандидат на эту позицию должен предъявить определенный пакет документов, перечень которых установлен ст. 65 ТК РФ. А поскольку работа, связанная с управлением транспортными средствами, имеет свою специфику, работодателю важно заранее обратить внимание на ряд деталей.

Возраст соискателя. Общее правило о приеме на работу с 16 лет для водителей не действует: минимальный возраст — 18 лет, по достижении которого возможно заключение трудового договора с водителем (ст.

265 ТК РФ). Это связано с тем, что профессия «водитель» содержится в Перечне тяжелых работ, при выполнении которых запрещается применение труда несовершеннолетних (постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163).

Наличие водительского удостоверения определенной категории. Глава 51 ТК РФ обязывает водителя иметь дополнительные документы, предъявляемые работником при приеме на работу. Помимо основного комплекта документов, указанного в ст.

65 ТК РФ (паспорт, трудовая книжка, страховое свидетельство, военный билет) работнику при приеме на работу нужно предъявить в кадровую службу водительское удостоверение.

Важно помнить, что с работником может быть заключен трудовой договор только в том случае, если разрешенная в водительском удостоверении категория транспортного средства соответствует типу того автомобиля работодателя, для управления которым принимается работник.

Срок действия удостоверения. Трудиться водителем работник может только с действующими правами. Срок действия водительского удостоверения указывается в самом удостоверении.

Если же в документе сотрудника срока нет, то нужно проверить, не истек ли 10-летний срок с момента его выдачи, установленный Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.10.

2014 № 1097 (п. 27).

Наличие у соискателя особых навыков. Условия работы водителя могут подразумевать наличие у работника особых знаний и навыков, например, при перевозке опасных грузов.

В этом случае работодатель вправе требовать от соискателя предъявления еще одного дополнительного документа, а именно свидетельства о подготовке водителя автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы (свидетельство ДОПОГ).

В других случаях, например при приеме на работу личного водителя руководителя, предъявление соискателем иных дополнительных документов (различных свидетельств о прохождении профессиональных курсов и проч.) является желательным, но не обязательным условием.

Соискателя нужно отправить на медосмотр даже при наличии у него медицинской справки

Форма медицинского заключения, в отличие от его содержания, Приказом 302н не утверждена.

Следовательно, работодатель вправе требовать от работника предоставления медицинского заключения, составленного по любой форме, но в обязательном порядке содержащее следующие данные: дата выдачи, ФИО и дата рождения работника, наименование должности работника, наименование работодателя.

До заключения трудового договора с кандидатом на позицию водителя работодателю следует убедиться в отсутствии у него медицинских противопоказаний к выполнению данной работы. Для этого нужно за свой счет организовать прохождение соискателем медицинского осмотра и получить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний.

Источник: https://www.gradient-alpha.ru/ru/oformlenie-v-shtat-voditelya-kogda-sois/

Трудовой договор с водителем грузового автомобиля – образец

Оформление трудового договора с водителем транспортного средства: стажировка, медосмотр

Трудовой договор с водителем грузового автомобиля имеет определенную специфику, связанную с особенностями работы на этой должности.

Строгие требования к квалификации работника, его здоровью вполне обоснованы, так как ему предстоит работать на источнике повышенной опасности, которым является грузовая машина.

Причем по сложному графику, когда возможны и ночные переезды, и управление автомобилем сверх установленной нормы работы. Все эти нюансы необходимо учесть, заключая трудовой договор с водителем грузовика.

Особенности заключения трудового контракта

Прием на работу водителя грузового транспорта регламентирован двумя основными нормативными актами:

  • Трудовым кодексом РФ – 328-я статья (51-я глава кодекса полностью посвящена регулированию отношений с сотрудниками, работающих на различных видах транспорта);
  • Приказом Минтранса России № 59 от 11.03.2016, утвердившим Правила приема на работу, связанную с движением транспортных средств.

Более детально процедуру трудоустройства водителей, в том числе, и грузовых машин, определяет именно Приказ Министерства транспорта. В частности, в нем говорится:

  • до оформления трудового договора с соискателем на должность водителя проводится предварительная беседа, ее результаты заносятся в специальные «листы собеседования» (хранятся работодателем не менее 5 лет);
  • претендент, желающий водить транспорт, в обязательном порядке проходит предварительный медицинский медосмотр, по итогам которого определяется, способен ли он по состоянию здоровья занять вакантную должность.

Трудовой договор ИП с водителем заключается по тем же правилам, так как в Приказе сказано, что установленный им порядок распространяется и на юридических лиц, и на индивидуальных предпринимателей, чья деятельность связана с эксплуатацией разного транспорта.

При трудоустройстве на работу водителем грузовика гражданин предоставляет кадровику расширенный пакет документов:

  • гражданский паспорт;
  • трудовую книжку;
  • документ, свидетельствующий о полученном образовании;
  • воинский билет (если на работу принимается мужчина);
  • страховое пенсионное свидетельство;
  • удостоверение водителя требуемой категории (для водителей грузовых машин это категория «С» или «СЕ»);
  • справка о прохождении предварительного медосмотра – с положительным заключением.

Если гражданин впервые устраивается на такую работу, или перерыв с момента увольнения с аналогичной должности длился более года, его допускают к выполнению трудовых обязанностей только после прохождения стажировки под руководством водителя-наставника.

Образец трудового договора с водителем: особые пункты

Контракт с водителем грузовика должен включать все обязательные разделы, предусмотренные 57-й статьей Трудового кодекса. В частности, к ним относятся:

  • общие сведения о работодателе и сотруднике;
  • где и когда был заключен договор;
  • место работы водителя грузовой машины;
  • что входит в его трудовые обязанности;
  • дата начала работы и срок действия договора (или указание, что он бессрочный);
  • режим отдыха и работы;
  • порядок оплаты;
  • характер работы (разъездной, в пути и т.п.);
  • условия труда (в том числе, обусловлена ли ими материальная ответственность работника, своим ли управляет грузовиком водитель или машиной работодателя, возможные командировки), и т.д.

Однако некоторые пункты требуют пояснения.

Место работы водителя в трудовом договоре

Сложности с указанием места работы водителя грузовика возникают из-за ее разъездного характера. Такой сотрудник не сидит в офисе, располагающемся по определенному адресу, а постоянно перемещается в пространстве. Тем не менее, в качестве места его работы указывается адрес организации, где трудится работник, или ее структурного подразделения.

Материальная ответственность водителя

В трудовой договор с водителем-экспедитором обязательно включается пункт о его материальной ответственности – за сохранность перевозимых грузов. В иных случаях водитель отвечает только за машину, на которой работает, если она принадлежит организации-работодателю. Если же водитель, перевозя грузы, получает наличные деньги, он ответственен за их доставку в компанию в полном объеме.

Командировки

Если работа водителя грузового автомобиля связана с регулярными командировками, в трудовом договоре прописывается, каким образом и в каком объеме компания будет компенсировать ему расходы на питание, проживание, обслуживание машины и другие необходимые траты.

Трудовой договор с водителем грузового автомобиля – образец документа можно скачать ниже

Источник: https://spmag.ru/articles/trudovoy-dogovor-s-voditelem-gruzovogo-avtomobilya-obrazec

Адвокат Титов
Добавить комментарий