Назначение экспертизы по делам о ДТП: Экспертиза и ДТП

Автотехническая экспертиза. Виды. Из чего состоит

Назначение экспертизы по делам о ДТП: Экспертиза и ДТП

Количество транспортных средств различного вида, находящихся в собственности граждан и юридических лиц в нашей стране, неуклонно возрастает с каждым годом.

Соответственно острой проблемой остаются дорожно-транспортные происшествия, которые подлежат расследованию и рассмотрению в уголовном и гражданском порядке.

В большинстве случаев автотехническая экспертиза является основным источником данных об обстоятельствах и причинах происшествия, определения ущерба.

Проведение экспертизы может назначаться судебными и следственными органами, с целью выяснения обстоятельств ДТП и сбора доказательной базы. Однако во многих случаях требуется независимая автотехническая экспертиза, которая проводится по инициативе участников происшествия для аргументированной защиты своей позиции и интересов по делу.

Виды судебной автотехнической экспертизы

Целью осуществления судебной автотехнической экспертизы ДТП является установление фактических данных о состоянии машин, выяснение точной дорожной обстановки в месте происшествия, определение действий участников ДТП и их возможности не допустить аварии, а также установление данных о других факторах, способствовавших происшествию. Учитывая весьма разнообразный характер факторов, может потребоваться выполнение нескольких видов экспертиз.

Основными видами судебной автотехнической экспертизы являются:

  • Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (механизма ДТП).
  • Экспертиза состояния транспортного средства, участвовавшего в ДТП.
  • Транспортно-трассологическая экспертиза.
  • Экспертиза дорожных условий.

Экспертиза обстоятельств ДТП

Данный вид исследований проводится для установления фактических обстоятельств аварии. В том числе эксперт должен установить скорости транспортных средств, величины тормозных путей и другие параметры, установить наличие физической возможности предотвращения аварии.

Также автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП выносит определение относительно того, какими пунктами Правил дорожного движения должны были в данных обстоятельствах руководствоваться водители, и насколько были соблюдены требования правил.

Экспертиза обстоятельств ДТП является наиболее востребованным видом автотехнической экспертизы. Она позволяет получить значительный объем фактических данных, необходимых следственным органам или суду для объективного установления виновника происшествия.

Задачи экспертизы обстоятельств ДТП

Автотехническая экспертиза ДТП решает следующие основные задачи:

  • Определение скорости, с которой ехал автомобиль, до применения торможения водителем.
  • Определение длины тормозного и остановочного пути транспортного средства.
  • Определение, имел ли водитель техническую возможность предотвращения аварии при определенных условиях.
  • Установление пунктов ПДД, обязательных для соблюдения в конкретной ситуации.
  • Оценка соответствия действий водителя требованиям Правил дорожного движения.
  • Определение взаимного расположения транспортных средств в разные моменты времени, предшествующие ДТП, и в процессе развития ДТП. В том числе определяется крайнее положение, в котором водитель имел техническую возможность предотвратить аварию.
  • Определение момента возникновения угрозы ДТП, требующей от водителя принятия экстренных мер.
  • Определение порядка действий водителя, необходимых для предотвращения аварии и оценка соответствия фактических действий данному порядку.
  • Установление технической возможности предотвращения ДТП различными способами.
  • Оценка факторов организации дорожного движения, которые могли способствовать аварии.

Экспертиза состояния транспортного средства

Автотехническая экспертиза автомобиля осуществляется для выявления фактов наличия неисправностей транспортного средства, которые могли спровоцировать аварию.

В ходе проведения экспертизы не только выявляется наличие таких неисправностей, но и выясняются причины их возникновения.

Работы проводятся с применением инструментальных, материаловедческих и других методик исследования состояния авто.

Основные задачи экспертизы состояния автомобиля

Независимая автотехническая экспертиза автомобиля решает следующие основные задачи:

  • Определение фактического технического состояния транспортного средства, а также отдельных его агрегатов и узлов.
  • Выявление причин неисправности, а также времени, когда она возникла. Ответ на вопрос, имел ли возможность владелец транспортного средства своевременно выявить и устранить неисправность.
  • Ответ на вопрос, в какой степени неисправность автомобиля способствовала ДТП.
  • Определение, имел ли водитель техническую возможность, исходя из состояния авто, предотвратить аварию.

Транспортно-трассологическая экспертиза

Транспортно-трассологическая экспертиза является важной частью автотехнической экспертизы. В ходе ее проведения исследуются следы на дорожном покрытии и на транспортных средствах.

Целью является точное определение взаимного расположения и траектории движения автомобилей до столкновения и после столкновения.

В большинстве случаев она назначается совместно с проведением других видов экспертиз для получения комплексной картины дорожно-транспортного происшествия.

Задачи судебной транспортно-трассологической экспертизы

При проведении транспортно-трассологической экспертизы перед экспертом ставятся следующие основные задачи:

  • Определение точного места происшествия.
  • Установление характера взаимного расположения машин в момент ДТП.
  • Установление точного расположения автомобилей относительно проезжей части.
  • Точное установление траектории движения машин перед столкновением и после момента столкновения.
  • Определение механизма столкновения.
  • Определение, какие именно повреждения, из перечня документально зафиксированных, были получены в результате аварии.
  • Определение, между какими частями транспортных средств произошел контакт в момент ДТП.
  • Установление факта движения или неподвижности автомобилей, участвовавших в аварии, в момент контакта.
  • Определение неисправностей, полученных транспортными средствами в результате ДТП.

Экспертиза дорожных условий

Одним из важных факторов, способствующих ДТП, может быть низкое качество дорожного покрытия или существующие недостатки в состоянии дорожной инфраструктуры.

Поэтому в комплекс судебных автотехнических экспертиз очень часто включается экспертиза дорожных условий. Ее целью является определение, насколько дорожные условия в месте аварии оказали влияние на совершение ДТП и его развитие.

Данный вид исследований также часто называют дорожной экспертизой.

Задачи экспертизы дорожных условий

При выполнении дорожной экспертизы перед специалистами ставятся следующие основные задачи:

  • Определение состояния дорожного покрытия на месте ДТП в части его соответствия требованиям стандарта.
  • Установление степени влияния недостатков дорожного покрытия на развитие ДТП.
  • Определение соответствия дорожной разметки и дорожных знаков на участке ДТП требованиям стандартов и Правил дорожного движения.
  • Установление исправности светофоров регулирующих движение на участке ДТП в момент совершения аварии.
  • Оценка организации дорожного движения на исследуемом участке дороги и выявление возможных недостатков, которые могли способствовать аварии.

ЦНЭ «Варшавский» предлагает профессиональное проведение всех видов независимой автотехнической экспертизы. Наш отчет об автотехнической экспертизе позволит полностью прояснить все обстоятельства ДТП для объективного рассмотрения дела.

Перечень основных нормативных актов:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Источник: https://cnev.ru/polezno/stati/avtotekhnicheskaya-ekspertiza-vidy-iz-chego-sostoit

Вопросы автотехнической экспертизы после ДТП – Советы автоюриста

Назначение экспертизы по делам о ДТП: Экспертиза и ДТП

В статье мы расскажем об автотехнической экспертизе при ДТП, разъясним правовые основы ее назначения, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.

Дорожно-транспортное происшествие по своей сути представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов.

Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.

По этой причине, в ходе расследования и рассмотрении дел о дорожных происшествиях, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы.

Задачи автотехнической экспертизы при ДТП

Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :

  1. Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.

    Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.

    Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.

  2. Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.

    Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.

    Основная цель — ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.

    В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.

    Статьи в помощь:

    Ответственность и наказание за оставление места ДТП

    Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП

    а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.

    Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.

    Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.

    б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.

    В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.

    Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.

    Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.

    В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.

    Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.

    Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.

    Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).

Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП

Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автоприсшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.

Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным — КРФ об АП, уголовно- процессуальным — УПК РФ, гражданским процессуальным — ГПК РФ, арбитражным процессуальным — АПК РФ.

Статьи в помощь:

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

Независимая экспертиза после ДТП

Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП

По общему правилу, проведение автотехнической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц.

В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы.

Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.

Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу.

При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза.

Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.

Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении автотехнической экспертизы.

Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:

  • сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);
  • сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);
  • сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.

Статьи в помощь:

Схема ДТП

Осмотр места происшествия при ДТП

Протокол осмотра места ДТП образец

Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для автотехнической экспертизы.

Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.

Заключение автотехнической экспертизы при наезде на пешехода читайте в статье, размещенной на сайте.

Статья в помощь:

Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

При ознакомлении с постановлением о назначении автотехнической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.

Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер.

Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица.

При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением автотехнической экспертизы.

Источник: https://avtosovetchik.com/voprosy-avtotehnicheskoy-ekspertizy-posle-dtp/

Автотехническая экспертиза

Назначение экспертизы по делам о ДТП: Экспертиза и ДТП

Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.

При расследовании дорожно-транспортного происшествия устанавливается виновное лицо, которое зачастую бывает несогласно с вменяемым им правонарушением. В дальнейшем ему придется возмещать ущерб от ДТП, а другим участникам ДТП доказывать наличие этого ущерба.

Но, к сожалению, на месте виновное лицо не всегда устанавливается, или устанавливается несправедливо, т.к. довольно часто для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимы специальные знания. Именно для этих целей прибегают к помощи экспертов.

Виновность водителя устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и ущерб от него.

Независимая экспертиза ДТП помогает следственным и судебным органам не только определить виновное в ДТП лицо, но и установить некоторые обстоятельства происшествия, которые могут иметь немаловажное значение для дела.

Данные обстоятельства могут смягчить или отягчить вину водителя, а также выявить других лиц, также виновных в исследуемом происшествии.

В качестве такого лица, виновность которого в первоначальный момент может показаться неочевидной, может быть дорожная служба, не установившая соответствующие дорожные знаки при проведении ремонтных работ дорожного полотна.

Независимая экспертиза после ДТП исследует все обстоятельства, опираясь на представленные судом или следствием материалы дела, не анализируя при этом представленные сведения на достоверность, данное действие проводится органом, назначившем судебную экспертизу.

Установлением ущерба, который был нанесен транспортным средствам в результате столкновения, занимается экспертиза автомобиля после ДТП. Она выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, требующихся при восстановлении поврежденного автомобиля.

Экспертиза автомобиля также может потребоваться для выявления неисправности, которая могла стать причиной аварии. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, независимая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства, его диагностика на специальных стендах.

Помимо перечисленных задач, независимая экспертиза автомобиля проводится при возникновении сомнении в качестве проведенного ремонта или выполнения других работ, сопряженных с изменением конструкции автомобиля, например, установкой дополнительного оборудования.

Некачественное выполнение ремонтных работ может послужить причиной аварийной ситуации на дороге, поэтому столь важно как можно раньше установить данный факт.

Как видно, круг задач, которые решает судебная автотехническая экспертиза, весьма широк и не ограничивается решением вопросов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях.

Ее проведение целесообразно, когда решение спора без привлечения специальных автотехнических знаний затруднительно или невозможно, а величина материального ущерба или принципиальность пострадавшего не позволяют игнорировать данный спор.

Автотехническую экспертизу также называют автоэкспертизой, экспертизой ДТП, авто-технической, транспортной, дорожно-транспортной экспертизой, причем последнее наименование достаточно хорошо обосновано авторами некоторых научных работ и имеет полноценное право к применению в классификации судебных экспертиз, так как объектом исследования является не только автомобиль, но и дорога, дорожные конструкции,технические средства организации дорожного движения, а также действия водителя и других лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.

Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:

Экспертиза обстоятельств ДТП;

Экспертиза технического состояния ТС;

Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);

Экспертиза дорожных условий;

Автотовароведческая (оценка ТС).

Так как часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».

Экспертиза обстоятельств ДТП

Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.

Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП.

Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела.

При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?

Какова длина остановочного и тормозного пути транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения путем применения экстренного торможения?

Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожно-транспортной ситуации?

Соответствовали ли действия водителя требованиям Правил дорожного движения?

Какова допустимая скорость движения на участке дороги с данным радиусом поворота/расстоянием видимости дороги?

С какой минимально-допустимой дистанцией должен был двигаться автомобиль до движущегося впереди транспортного средства?

Могли ли с технической точки зрения произойти события, описанные в объяснениях водителя?

На каком расстоянии находился автомобиль в момент объективной возможности водителя обнаружить пешехода, появившегося из-за неподвижного объекта?

Мог ли автомобиль преодолеть указанный участок пути за данное время?

Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?

На каком расстоянии до встречного автомобиля водитель должен начать осуществление маневра обгона (объезда препятствия) для его безопасного выполнения?

Экспертиза технического состояния ТС

Задачей экспертизы технического состояния ТС является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причины их возникновения, способа и трудоемкости их устранения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате ремонта.

Независимая автоэкспертиза особенно актуальна в делах, когда неисправность автомобиля предположительно могла стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях эксперт проводит осмотр автомобиля, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения.

В рамках автоэкспертизы после ДТП проводится диагностика автомобиля с применением инструментальных методов исследования. При ее проведении, также как и в других экспертизах, важно сохранение объекта исследования для проведения экспертизы и фиксации всех необходимых сведений в протоколе осмотра ТС.

Данный вид автотехнической экспертизы ошибочно также называют экспертизой неисправностей ТС, диагностикой ТС, технической экспертизой автомобиля, товароведческой и автотовароведческой экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Имеются ли какие-либо неисправности транспортного средства?

Какова причина возникновения неисправности?

Явилась ли обнаруженная неисправность причинной ДТП?

Могла ли обнаруженная неисправность возникнуть в результате ремонта узла, агрегата?

Как повлияла неисправность на управляемость и устойчивость транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП при данной неисправности?

Мог ли водитель или другое лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на рейс, обнаружить неисправность до ДТП?

Каково качество произведенного ремонта?

Привели ли ремонтные работы к устранению неисправности?

Были ли выполнены в полном объеме все ремонтные работы, указанные в заказ-наряде?

Транспортно-трасологическая диагностика

Данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте ДТП в целях определения взаимного расположения ТС в момент столкновения, направления их движения, места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения ТС до и после столкновения, какими частями ТС могли быть оставлены повреждения на другом ТС, а также все ли повреждения на транспортном средстве были получены в результате данного ДТП. Данный вид автотехнической экспертизы также ошибочно именуют трасологической, трассологической, автотрасологической и авто-трасологической экспертизой. Транспортно-трасологическая диагностика и экспертиза обстоятельств ДТП наиболее часто назначаются в комплексе, т. к. порой ответ на вопросы одной невозможен без проведения исследования другого вида автоэкспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Где находилось место столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?

Каково расположение транспортных средств относительно границ проезжей части?

Каков механизм столкновения транспортных средств?

Какова траектория движения транспортных средств до/после столкновения?

Какие повреждения, зафиксированные в документах,могли быть получены в результате данного ДТП?

Какими частями контактировали транспортные средства в первоначальный момент?

Находился ли автомобиль в момент столкновения в неподвижном состоянии?

Кто из данных транспортных средств находился в неподвижном состоянии, а кто в движении?

Экспертиза дорожных условий

Является самым редким видом автотехнических экспертиз и занимается исследованием дороги, дорожных знаков, дорожной разметки и дорожных конструкций на соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте ДТП или административного правонарушения. Экспертизу дорожных условий также называют дорожной, автодорожной, дорожно-транспортной экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Соответствует ли расположение дорожного знака требованиям ГОСТ?

Соответствует ли состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги (на месте ДТП) требованиям ГОСТ?

Соответствует ли дорожная разметка на месте ДТП требованиям ГОСТ?

Соответствует ли режим работы светофорного объекта требованиям ГОСТ?

Соответствует ли организация дорожного движения на данном участке дороги требованиям безопасности?

Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?

Автотовароведческая экспертиза (оценка ТС)

Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вовсе. Основной целью проведения данной экспертизы является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.

Автоэкспертиза занимается определением рыночной стоимости, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков, утраты товарной стоимости транспортного средства.

Данный вид автотехнических экспертиз также называют оценочной, автоэкспертизой, автооценкой, экспертизой ущерба и экспертизой автомобиля.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Какие повреждения имеются на транспортном средстве?

Каков объем ремонтных работ транспортного средства?

Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства (оценка ущерба от ДТП)?

Какова рыночная стоимость транспортного средства?

Источник: https://sud-exp.ru/avto.html

Евразийский юридический портал

Назначение экспертизы по делам о ДТП: Экспертиза и ДТП

Юридические статьи Судопроизводство Особенности назначения отдельных видов судебных экспертиз при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

ГАЙНЕЛЬЗЯНОВА Венера Равилевна
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры криминалистики Уфимского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, капитан полиции.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуата­ции транспортных средств (ст. 264 УК РФ) занимает незначи­тельное место в общей структуре преступности. При этом, как правило, очевидны серьезные упущения в фиксации следовой картины места происшествия, характеризующей его меха­низм, а соответственно и действия его участников.

Важное, а порой и определяющее значение в рассмо­трении данной проблемы традиционно имеют специальные знания, результаты применения которых порой составляют основу доказательственной базы по уголовным делам этой категории1. Вместе с тем, чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими послед­ствиями, необходимы специальные экспертные познания.

В процессе расследования дорожно-транспортных пре­ступлений назначаются практически все виды экспертиз: су­дебно-медицинские, криминалистические, судебно-автотех­нические, автодорожные и д.р.

Вместе с тем, главное место среди них занимает судебная автотехническая экспертиза (САТЭ), причем как по частоте встречаемости, так и по зна­чимости их результатов для расследования уголовных дел рас­сматриваемой категории.

Автотехническая экспертиза проводится, чтобы выяснить техническое состояние ТС или отдельных его механизмов и уз­лов; определить относительное время появления конкретной неисправности (возникла ли она до ДТП или в результате его); причин и условий ее образования; установить причинную связь между имеющейся неисправностью и наступившими последствиями, приведшими к ДТП. Автотехническая экспертиза решает также ряд вопросов, связанных с анализом меха­низма этих происшествий, например: определяет по величине тормозного пути скорость движения ТС, момента возникнове­ния опасной ситуации; как должен был действовать в данной ситуации водитель, имел ли он техническую возможность из­бежать происшествия (наезда, столкновения); соответствовали ли его действия правилам дорожного движения. Однако экс­перт не предрешает вопроса о виновности водителя; она будет установлена на основе оценки всех фактов, собранных по делу, в частности, наличия или отсутствия причинной связи между действиями (бездействием) водителя и ДТП.

Так, наряду с автотехнической может быть назначена и транспортно-трасологическая экспертиза. Как отмечает Ю. Н. Багдасарян, она решает два вида задач: идентификационные и диагностические.

К первым относится отождествление ТС или установка его групповой принадлежности по следам его ходовой части, по следам выступающих частей, по отделив­шимся деталям и частям (часто по осколкам фарных рассеи­вателей).

Диагностическая задача заключается в установлении направления движения ТС, точного места кульминационной стадии ДТП, линии и угла столкновения; в разграничении сле­дов первичного и повторного соударения (опрокидывания); в установлении обстоятельства выпадения человека из ТС и т.п. Решение таких вопросов позволяет эксперту получить пред­ставление о механизме ДТП, точном его месте и динамике.

При столкновении транспортных средств наблюдается сложный механизм действия сил и их моментов, поэтому для их расследования рекомендуется назначать судебную ком­плексную трасолого-автотехническую экспертизу.

Такая экспертиза позволяет:

–      установить вид транспортного средства, оставившего следы шин, либо по отпечаткам детали автомобиля на одежде пострадавшего определить марку ТС;

–      по осколкам рассеивателя и пружинам крепления стек­ла фары, обнаруженным на месте происшествия, установить марку (тип) транспортного средства;

–      определить модель и марку ТС, совершившей наезд, судя по следам протектора (или отпечатка определенных ча­стей автомобиля, осколкам фарного рассеивателя, пружинки крепления стекла, фары).

Высокий процент ДТП, вызванный плохим состоянием дорог, предъявляет к экспертизам транспортных происше­ствий и следствию особые требования по выявлению степени влияния некачественного проектирования, строительства и эксплуатации, дорог, на возникновение той или иной аварии. Решению указанных проблем, как отмечает А. Г. Кольчурин, способствует инженерно-транспортные экспертизы3.

Одним из видов инженерно-транспортных экспертиз яв­ляется диагностическая экспертиза технического состояния автомобильной дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП, или дорожная (автодорожная) экс­пертиза. Данная экспертиза призвана установить все причины и условия, способствовавшие дорожно-транспортному проис­шествию, включая и причины, вызванные геометрией участка автомобильной дороги.

При производстве автодорожной экспертизы, как отме­чает В. А. Мызников, решаются вопросы, касающиеся:

–      обстановки на месте ДТП: состояние дорожного покры­тия проезжей части, обочин, участка за пределами дорожного полотна;

–      значения параметров и коэффициентов, характеризу­ющих движение транспортных средств и других объектов на месте ДТП;

–      состояния дороги в месте ДТП, наличия уклонов;

–      технической возможности предотвращения ДТП с уче­том состояния дороги, ее обустройства и других обстоятельств, связанных с особенностями дороги и окружающей среды;

–      обстоятельств, связанных с состоянием дорожной обста­новки перед ДТП, которые способствовали или могли способ­ствовать возникновению ДТП, в том числе благоустроенность дороги, отсутствие должных дорожных знаков, их неправиль­ное расположение и другие отрицательные особенности до­рожной обстановки4.

Помимо технических экспертиз, при расследовании пре­ступлений, связанных с нарушением правил дорожного дви­жения и эксплуатации транспортных средств, назначается судебно-медицинская экспертиза, которая решает вопросы о причине и времени смерти, механизме повреждений на теле человека, прижизненности или посмертности этих поврежде­ний, степени тяжести вреда, причиненного здоровью потер­певшего, и др. Если на ТС обнаружены следы крови, волосы или иные объекты биологического происхождения, то назна­чается судебно-биологическая экспертиза вещественных дока­зательств.

Судебно-медицинская экспертиза – экспертное исследо­вание, дающее заключение по вопросам медицинского и био­логического характера, связанным с жизнедеятельностью и функциями человеческого организма.

Для выяснения, какими именно частями транспортного средства было нанесено повреждение, отмечает А. А. Коссович, как правило, назначается комплексная автотехническая и судебно-медицинская экспертиза. В случае, если имело место столкновение автомобиля с потерпевшим, по мнению А. А. Коссовича, комплексная автотехническая и судебно-медицин­ская экспертиза позволяет установить:

–      какие повреждения причинены в результате непосред­ственного удара частями движущегося автомобиля; какие по­вреждения возникли при последующем падении (от удара и трения о грунт)?

–      с какой стороны (слева, справа, спереди, сзади) и в каком направлении по отношению к потерпевшему был причинен удар выступающей частью автомобиля?

–      в каком положении по отношению к движущемуся ав­томобилю находился потерпевший в момент удара и последу­ющего падения?

какова возможная последовательность повреждений, по­лученных при столкновении с автомобилем? Одновременно ли или в разное время они получены?

–      какой частью движущегося автомобиля (бампером, ра­диатором, фарой, подножкой, кузовом и т.д.) был причинен удар? Не данной ли частью автомобиля (указать марку послед­него) могли быть причинены повреждения?

В случае, если имел место переезд колесом (-ами) автомо­биля, также отмечает А. А. Коссович, комплексная автотехни­ческая и судебно-медицинская экспертиза позволяет ответить на следующие вопросы:

–      был ли он груженым или не груженым?

–      с какой стороны и в каком направлении по отношению к телу потерпевшего был совершен переезд?

–      в каком положении находился потерпевший в момент переезда колесом (-ами) автомобиля?

–      какими колесами (передними, задними, правыми, ле­выми) и в какой последовательности был произведен переезд через тело потерпевшего?

В случае, если имела место травма (пассажиров, водите­ля) в кабине автомобиля при столкновении его с каким-либо препятствием, также отмечает С. Н. Путивка, комплексная ав­тотехническая и судебно-медицинская экспертиза позволяет ответить на следующие вопросы:

–      какие повреждения образовались от удара о части ка­бины и сотрясения тела, и какие – от сдавливания тела вслед­ствие прижатия его сместившимися частями (салона, кузова)?

–      на каких местах (на переднем, заднем сиденье) в кабине автомобиля находился тот или иной потерпевший, в частно­сти, кто из них сидел за рулем в момент происшествия?

В случае, если имело место сдавление тела между автомо­билем и какой-либо плотной преградой, отмечает А. Г. Коль- чурин, комплексная автотехническая и судебно-медицинская экспертиза позволяет ответить на следующие вопросы:

–      каковы были поза потерпевшего, взаиморасположение его тела и движущегося автомобиля в момент придавливания к преграде?

–      в каком направлении двигался автомобиль по отноше­нию к потерпевшему в момент придавливания его к преграде?

В случае, если имело место падение потерпевшего из дви­жущегося автомобиля, также замечает А. Г. Кольчурин, ком­плексная автотехническая и судебно-медицинская экспертиза позволяет установить:

–      какие из повреждений могли возникнуть при ударе о полотно дороги (грунт) и скольжении по нему; какие при уда­ре о части автомобиля?

–      каково было положение тела в момент падения на по­лотно дороги (грунт)?

–      могли ли полученные повреждения образоваться при падении на данное дорожное покрытие (асфальт, булыжник и т.д.)?

–      могли ли эти повреждения возникнуть при падении с указанной высоты (например, с подножки, из кабины, кузова)?

На биологическую экспертизу (образцов крови или дру­гих биологических объектов) направляются копии: заключе­ния биологической экспертизы при назначении повторной экспертизы; протокол изъятия образцов крови (слюны, во­лос), если таковые изымались.

Судебная трасологическая экспертиза – одна из наиболее распространенных назначаемых при расследовании ДТП кри­миналистических экспертиз. Для данной экспертизы харак­терно исследование следов для выявления внешнего строения отразившихся на них объектов.

Предметом трасологической экспертизы как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить, отвечая на поставленные перед экспертом вопросы, исследовав соот­ветствующие объекты.

К трасологической экспертизе прибега­ют при определении механизма ДТП, а также, когда требуется идентифицировать те или иные следы транспортного средства (например, шин).

Следует иметь в виду, что эксперты в об­ласти транспортной трасологии – это криминалисты, они не имеют специальной подготовки по теоретической механике и теории автомобиля, а эксперты-инженеры недостаточно под­готовлены в области следоведения.

К специальным видам судебных экспертиз при расследо­вании дорожно-транспортных преступлений относятся: экс­пертизы материалов и веществ, исследование лакокрасочных материалов и покрытий транспортных средств, исследование деталей транспортных средств из резины, пластмасс и других полимерных материалов, пожаро-техническая экспертиза. На эту экспертизу направляются объекты со следами смазки или краски; волокна ткани, изъятые с поверхности ТС; части­цы краски с места происшествия и т. д. На разрешение экспер­тизы ставятся вопросы: каким веществом образованы пятна, не совпадает ли это вещество по источнику своего происхож­дения с аналогичным веществом, изъятым при осмотре ТС; не совпадают ли волокна, обнаруженные на ТС, с волокнами одежды потерпевшего. Подобные экспертизы, оцениваемые совместно с автотехнической и судебно-медицинской, позво­ляют следователю получить достоверные доказательства по делу о ДТП.

В случаях, когда транспортное средство в результате ДТП сгорает, при необходимости назначается пожарно-техниче­ская экспертиза, которая решает вопросы связанные с возго­ранием и непосредственной причиной возгорания.

  

Источник: https://www.eurasialegal.info/index.php/legal-articles/313-2015-02-05-09-44-08/5774-2017-09-11-09-56-32.html

Адвокат Титов
Добавить комментарий