Как признать человека безвести пропавшим?

Как добиться признания родственника без вести пропавшим, и в каких случаях это нужно делать?

Как признать человека безвести пропавшим?

По статистике, пропадают без вести ежегодно свыше 88 тысяч людей. Если случилось так, что ваш близкий человек пропал, и пропал давно, вестей нет, а дела пропавшего не завершены, его имущество осталось без хозяина, необходимо зафиксировать это документально, чтобы была возможность привести в порядок дела пропавшего по закону.

С какого момента человек считается без вести пропавшим?

Напомним, заявление о том, что человек пропал без вести, подается изначально в «Бюро регистрации несчастных случаев» ГУВД по Москве по круглосуточному многоканальному телефону (495) 688-22-52, а затем в ОВД.

Перед тем, как обратиться в «Бюро …», родным пропавшего стоит позвонить по этим справочным телефонам, как знать, может родственник там:

  • Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУВД по г. Москве (ЦВСНП). Данные о задержанных за правонарушения детях 401-90-11, 401-99-82 (круглосуточно).
  • Изолятор временного содержания ГУВД по г. Москве (495) 694-93-98.
  • Специальной приемник для содержания административно-арестованных лиц (499) 317-17-63.
  • Центральная справочная «Скорая помощь» о госпитализации больных (круглосуточно): в течение суток (495) 445-57-66; за прошедшие сутки и более (495) 445-01-02, 445-02-13.

Согласно статье 42 Гражданского кодекса РФ (глава 3 «Граждане (физические лица)») «гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года».

Кто освобождается от уплаты государственной пошлины при обращении в суд?

Соответственно,  в том случае, когда необходимо признать гражданина пропавшим – подается заявление в суд по месту жительства или по месту нахождения заинтересованного лица. Таким же образом в суд подается заявление об объявлении гражданина умершим.

В заявлении указывается, для чего нужно заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие отсутствие, или угрожавшие пропавшему без вести смертью, в том числе и возможность несчастного случая.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина (справка из домоуправления, паспортного стала, органов милиции, от работодателя, иных организаций по последнему месту жительства и работы).

Где расположены районные суды г. Москвы?

Если понадобиться, можно вызвать и допросить в качестве свидетелей лиц, которые могут подтвердить факт отсутствия гражданина. Если в связи с пропажей человека было заведено в милиции розыскное дело, то необходимо ходатайствовать перед судом об его истребовании.

Если человек отсутствует более 5 лет и в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, гражданин может быть объявлен судом умершим.

Если же гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, и в месте его жительства нет сведений о нем в течение шести месяцев, он также признается умершим.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Подобные заявления рассматриваются судом в заявительном порядке.

В каких случаях это нужно делать?

Где принимают мировые судьи г. Москвы?

После получения положительного решения возможно, например, расторгнуть брак с безвестно отсутствующим. Кроме того разрешаются имущественные споры – имущество умершего или пропавшего без вести передается в доверительное управление лицу, которое определяется органом опеки и попечительства.

С заявлением в суд о признании гражданина безвестно отсутствующим могут обратиться любые заинтересованные лица, когда это необходимо им для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса: прокурор, а также органы государственного управления, отдельные граждане и иные органы в случае, когда по закону они могут обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.

Напоминаем, что для того чтобы гражданин был признан умершим о нем не должно быть никаких сведений по месту жительства или пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение 6 месяцев.

Как подать апелляционную жалобу на решение мирового суда?

Что касается споров о наследстве –  решение об объявлении гражданина умершим принимается судом, днем смерти считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. После этого в течение 6 месяцев можно вступать в наследство.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании такого решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина. 

Источник: https://www.molnet.ru/mos/ru/courts/o_46116

Как стать пропавшим без вести? – МК

Как признать человека безвести пропавшим?

«Пропал человек!» — к сожалению, такие объявления и сообщения проявляются все чаще. Причины исчезновения могут быть разными, но в любом случае родным и близким приходится столкнуться с юридическими последствиями исчезновения.

Зачем признавать человека пропавшим без вести через суд и как избежать посягательств мошенников? Об этом наша сегодня беседа с председателем судебного состава по гражданским делам Московского городского суда Натальей РАСТОРГУЕВОЙ.

— Скажите, зачем вообще признавать человека пропавшим без вести?

— Признание гражданина безвестно отсутствующим в первую очередь направлено на защиту прав самого пропавшего гражданина, а также на защиту тех лиц, которые находятся с ним в семейных, гражданских правоотношениях.

— Например, мой близкий человек отсутствует долгое время. Если я захочу обратиться с таким заявлением в суд, какие документы нужно предоставить? Как в суде подтверждается признание безвестно отсутствующим?

— При обращении с таким заявлением гражданам достаточно указать, что человек пропал, указать, когда он пропал, в связи с чем он пропал.

И при подготовке дела к судебному разбирательству суд обязан сделать запросы в соответствующие органы, чтобы установить, действительно ли этот человек пропал.

Куда в первую очередь обращаются граждане? В первую очередь — в правоохранительные органы. В правоохранительных органах, как правило, заявление принимается и открывается разыскное дело.

— Бывают случаи, когда суд может отказать в таком иске?

— Да, такие случаи бывают, и это не редкость. Иногда человек не пропадает, а просто уезжает жить в другой город или страну.

И по каким-либо причинам либо в связи конфликтными отношениями он не считает нужным сообщить своим близким и родственникам о месте своего нахождения.

Другим основанием для отказа в удовлетворении такого заявления может быть тот случай, если суд установит, что в отношении гражданина возбужденно уголовное дело и он скрывается от правоохранительных органов.

— Какой период времени отсутствия достаточен, чтобы суд признал гражданина безвестно отсутствующим?

— Гражданский кодекс четко предусматривает, что признание гражданина безвестно отсутствующим возможно лишь в том случае, если в течение одного года в месте его жительства нет никаких сведений о его месте пребывания.

— Если человек признан все-таки безвестно отсутствующим, он перестает быть участником каких-либо правоотношений?

— Нет. Признание человека безвестно отсутствующим не лишает гражданина его правоспособности, поскольку правоспособность у нас прекращается только в связи со смертью.

— Что происходит с имуществом безвестно отсутствующего? Можно ли расторгнуть брак с человеком, который признан безвестно отсутствующим? Может, действует какой-то упрощенный порядок?

— Да, законодатель предусматривает, что в случае признания человека безвестно отсутствующим в отношении его имущества может быть назначено доверительное управление, поскольку у гражданина сохраняются права и обязанности. Например, уплачивать долги по кредитам, алименты.

И в этой ситуации органы опеки и попечительства назначают лицо, которое управляет имуществом гражданина и продолжает исполнять за него обязанности по его имуществу.

Что касается супружеских отношений, то признание гражданина безвестно отсутствующим позволяет второму супругу решить вопрос о расторжении брака в упрощенном порядке, то есть подав заявление в органы ЗАГС.

КТО ЗАЩИТИТ АВТОРА?

Сейчас все большее значение приобретают знания и другие нематериальные вещи, которые становятся полноценным товаром: музыка, стихи, логотип, образ. Все это успешно покупается и продается.

Только зафиксировать и доказать свои права на такие вещи несколько сложней, чем на любую другую собственность. Для этого существует особый порядок, позволяющий не потерять права на результат творческой деятельности.

Об этом мы поговорим с судьей Московского городского суда Денисом ШАПОВАЛОВЫМ.

— Расскажите, с какими нормативными актами нужно ознакомиться творческой личности, прежде чем идти бороться за свои авторские права?

— Российская Федерация, как правовое государство, признает нормы международного права и приоритет данных норм. Прежде всего это Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года. В большинстве своем эта конвенция была направлена на защиту печатной продукции.

Эти нормы впоследствии дополнялись, развивались, была принята Парижская конвенция об авторском праве 1971 года, которая уже четко регулировала вопросы его защиты. В Российской Федерации принята ч. 4 Гражданского кодекса РФ, которая четко регулирует вопросы авторского права и смежных прав.

— А как зафиксировать свое авторское право? Если написана картина, нужно ли как-то художнику подтверждать свое авторство?

— Какой-то обязательной процедуры фиксации именно авторского права, если понимать его в узком смысле, не существует.

Произведение, созданное трудом человека, признается его собственностью, его авторским трудом, так как авторское право является исключительным и абсолютным, поэтому с момента создания оригинала художественного произведения автор признается таковым, пока не доказано иное.

В то же время если рассматривать вопрос авторского права в более широком смысле и включать сюда товарные знаки, логотипы либо производственные модели, ноу-хау, то будет требоваться определенная регистрация.

Это может быть реестр программ ЭВМ, в который включаются программы, созданные программистами. Это может быть патент или необходимость получения лицензии — все эти моменты урегулированы в том числе и Гражданским кодексом РФ, и подзаконным актами, в том числе указами президента.

— Можно нарушить авторские права по незнанию?

— Здесь работает основной правовой принцип: незнание закона не освобождает от ответственности. Ведь автору в принципе все равно, знаете ли вы о его авторстве, нарушая данное право. В Гражданском кодексе РФ четко определено, какие вещи можно делать с продуктами, принадлежащими другому автору, и четко определены границы, которые переходить нельзя.

— Чем, как правило, заканчиваются такие дела?

— Если рассматривать данный вопрос в рамках гражданского производства, то это может быть закончено путем наложения определенных материальных обременений, а уголовная ответственность за грубое нарушение авторского права предусматривает даже лишение свободы, поэтому шутить с нарушением авторских прав я лично не советую никому.

Источник: https://www.mk.ru/moscow/2013/04/15/841779-kak-stat-propavshim-bez-vesti.html

Вступил в силу закон о реестре пропавших без вести

Как признать человека безвести пропавшим?

2 августа вступил в силу Закон Украины «О правовом статусе лиц, пропавших без вести», который обеспечивает правовое регулирование отношений, связанных с установлением и учетом, розыском и социальной защитой таких лиц и их родственников.

ФотоZIK

Лицо приобретает статус пропавшего без вести, с момента представления заявителем заявления о факте исчезновения человека без вести и его розыск или по решению суда, пишет «Украинское право».

Лицо считается пропавшим без вести до момента прекращения его розыска в порядке, предусмотренном этим Законом.

Предоставление лицу статуса пропавшего без вести в соответствии с этого Закона не лишает его родственников или других лиц права обращения в суд с заявлением о признании такого лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим в порядке, предусмотренном законодательством.

Иностранец или лицо без гражданства, пропавшее на территории Украины, приобретает правового статуса лица, пропавшего без вести, в порядке, предусмотренном этим Законом, если такое лицо находилось на территории Украины на законных основаниях.

В случае если лицо, исчезло без вести на территории Украины, и является гражданином другого государства, Национальная полиция Украины обязана в установленном законодательством порядке уведомить уполномоченные органы государства, гражданином которого такое лицо является, о факте его исчезновения и о результатах его розыска.

Члены семьи лица, пропавшего без вести, имеют право на назначение пенсии в связи с потерей кормильца с учетом следующих особенностей:

  • нетрудоспособные члены семьи лица, пропавшего без вести, находивщиеся на его иждивении, независимо от имеющегося у лица, пропавшего без вести, страхового стажа, имеют право на получение пенсии в связи с потерей кормильца в порядке, установленном Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», если иное не предусмотрено этим Законом. Детям лица, пропавшего без вести, пенсия в связи с потерей кормильца назначается независимо от того, были ли они на иждивении такого лица. Родители и муж (жена) лица, пропавшего без вести, которые не находились на его иждивении, имеют право на пенсию в связи с потерей кормильца, если вследствие такого исчезновения они утратили источник средств к существованию;
  • право на получение пенсии в связи с потерей кормильца с учетом положений этого Закона возникает через один месяц со дня внесения информации о безвестном исчезновении лица в Единій реестр досудебных расследований;
  • пенсия в связи с потерей кормильца выплачивается членам семьи лица, пропавшего без вести, с учетом положений настоящего Закона за все время, в течение которого лицо, пропало без вести, сохраняет этот правовой статус;
  • право на получение пенсии в связи с потерей кормильца прекращается со дня, следующего за днем внесения в Единый реестр досудебных расследований отметки об установлении местопребывания, места захоронения или местонахождении останков лица, пропавшего без вести;
  • смерть лица, имевшего статус пропавшего без вести, или признание его умершим в установленном законодательством порядке предоставляет родственникам такого лица право на обращение для получения пенсии в связи с потерей кормильца.

Приобретение правового статуса лица, пропавшего без вести, не уменьшает объем гражданской правоспособности такого лица. С момента внесения данных о лице, пропавшем без вести, в Единый реестр досудебных расследований над имуществом такого лица может быть установлена опека в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Украины.

Закон запрещает любую дискриминацию лиц, пропавших без вести, и их родственников по признаку расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, политических или других взглядов, национального или социального происхождения, принадлежности к какой-либо социальной группе, территории происхождения или исчезновения, экономического или социального положения, сексуальной ориентации, физических возможностей или по другим признакам запрещается.

В случае если оба родителя ребенка являются лицами, пропавшими без вести, над таким ребенком устанавливается опека/попечительство в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Украины.

Если на иждивении лица, пропавшего без вести, были совершеннолетние лица, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности, над такими лицами устанавливается опека.

Приобретение правового статуса лица, пропавшего без вести, не меняет его семейного положения до момента расторжения брака по заявлению второго из супругов вследствие признания лица безвестно отсутствующим или до момента объявления такого лица умершим.

Лицам, пропавшим без вести во время прохождения военной службы вследствие вооруженного конфликта и/или военных действий, предоставляются гарантии, предусмотренные Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».

Закон предусматривает создание Комиссии по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Комиссия будет постоянным действующим консультативно-совещательным органом Кабинета Министров Украины.

Комиссия будет координировать деятельность государственных органов, уполномоченных на учет и/или розыск лиц, пропавших без вести, в том числе в районе проведения антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей; лиц, пропавших без вести в связи с вооруженным конфликтом, военными действиями, беспорядками внутри государства или в связи с чрезвычайными ситуациями природного или техногенного характера или другими событиями, которые могут повлечь массовую гибель людей.

В состав Комиссии включаются, в частности, представители Национальной полиции Украины; Службы безопасности Украины; Генеральной прокуратуры Украины и Министерства обороны Украины.

Комиссия является держателем Единого реестра лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Реестр создается для сбора, накопления и централизации сведений о таких лицах, а также учета информации, необходимой для их эффективного розыска.

Администратором Реестра является государственное предприятие, принадлежащее к сфере управления Министерства юстиции Украины и уполномоченные им на ведение Реестра.

В Реестре содержатся сведения о:

  • розыск лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах;
  • информация, позволяющая идентифицировать лицо, пропавшее без вести при особых обстоятельствах, к которой относятся имя лица, место и дата его рождения, семейное положение, место проживания, территория, на которой произошло исчезновение, обстоятельства и время исчезновения, приметы лица, пропавшего без вести при особых обстоятельствах;
  • наличие или отсутствие судебного решения о признании разыскиваемых лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, безвестно отсутствующими или объявление их умершими в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальном кодексе Украины,
  • информацию о неопознанных останках лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, и связанные с ними вещи;
  • другую информацию, которая может способствовать розыску лица, пропавшего без вести при особых обстоятельствах.

Органы, уполномоченные для учета и/или розыска лиц, пропавших без вести, –Национальная полиция Украины, Комиссия по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах; центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения; центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сферах миграции, органы прокуратуры.

В случае наличия достоверной информации о том, что лицо, пропавшее без вести при особых обстоятельствах, умерло, Комиссия дает заключение о наличии обстоятельств, свидетельствующих о смерти этого лица, и направляет его ее родственникам.

Достоверная информация о смерти лица – это результаты анализа и сопоставления информации об изъятии человеческих останков, предоставленной поисковыми группами, посмертной информации о таких останках, предоставленной бюро судебно-медицинской экспертизы, информации о профиле ДНК и результатах сопоставления ДНК, предоставленные ДНК-лабораториями, с информацией, что сведения о лице, пропавшем без вести, в том числе пропавшего без вести при особых обстоятельствах. Эта информация содержится в комплексном отчете об идентификации.

В случае невозможности идентификации человеческих останков информация, способствующая ее осуществлению, в частности дата и место обнаружения человеческих останков, данные полного посмертного изучения, в том числе особые приметы, возраст, телосложение и тому подобное, одежда и личные вещи, образцы и профили ДНК, полученные в ДНК-лабораториях, фиксируются в пределах компетенции, определенной законодательством, центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения, и соответствующими подразделениями Министерства внутренних дел Украины и вносится в Реестр.

Захоронение неопознанных останков осуществляется после фиксации информации, которая может способствовать осуществлению идентификации человеческих останков.

*Якщо Ви знайшли помилку в тексті новини, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.

Источник: https://zik.ua/ru/news/2018/08/02/vstupyl_v_sylu_zakon_o_reestre_propavshyh_bez_vesty_1378489

Порядок признания лица без вести пропавшим или объявления погибшим – 02.04.2013

Как признать человека безвести пропавшим?

В соответствии со ст. 43 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) физическое лицо может быть признано судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства  (т. е.  по месту его регистрации) нет сведений о месте его пребывания.

В случае невозможности установить день получения последних сведений о месте пребывания лица началом ее безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены такие сведения, а в случае невозможности установить этот месяц – первое января следующего года.

Физическое лицо может быть объявлен судом умершим, согласно ст.

46 ГКУ, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, которые угрожали ему смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев, а при возможности считать физическое лицо погибшим от определенного несчастного случая или других обстоятельств вследствие чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера – в течение одного месяца после завершения работы специальной комиссии, образованной в результате чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Физическое лицо, пропавшее без вести в связи с военными действиями, может быть объявлено судом умершим после истечения двух лет со дня окончания военных действий. С учетом конкретных обстоятельств дела суд может объявить физическое лицо умершим и до истечения этого срока, но не ранее истечения шести месяцев.

Физическое лицо объявляется умершим со дня вступления в законную силу решения суда об этом. Физическое лицо, пропавшее без вести при обстоятельствах, угрожавших ей смертью или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая или в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим со дня его вероятной смерти.

Порядок признания судом без вести пропавшим или объявления умершим

Суд рассматривает дела о признании физического лица без вести отсутствующим или объявлении его умершим в  порядке отдельного производства в соответствии со ст.ст. 246 — 250 Гражданско-процессуального кодекса Украины (далее — ГПК).

Заявление о признании физического лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим подается в суд по месту жительства заявителя или по последнему известному месту жительства (пребывания) физического лица, местонахождение которого неизвестно, или по местонахождению его имущества.

В самом заявлении о признании физического лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим должно быть указано:

  • для какой цели необходимо заявителю признать физическое лицо безвестно отсутствующим или объявить его умершим (например, с целью защиты его имущественных интересов и установления опеки над имуществом);
  • обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие физического лица, или обстоятельства, угрожавшие смертью физическому лицу, которое пропало без вести, или обстоятельства, которые дают основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.

Суд до начала рассмотрения дела устанавливает лиц (родственников, сотрудников и т.д.

), которые могут дать показания о физическом лице, местонахождение которого неизвестно, а также запрашивает соответствующие организации по последнему месту жительства отсутствующего (жилищно-эксплуатационные организации, органы внутренних дел или органы местного самоуправления) и по последнему месту работы о наличии сведений относительно физического лица, местонахождение которого неизвестно.

Одновременно суд принимает меры через органы опеки и попечительства об установлении опеки над имуществом физического лица, местонахождение которого неизвестно, если опека над имуществом еще не установлена.

Суд рассматривает дело с участием заявителя, свидетелей, указанных в заявлении, и лиц, которых сам суд сочтет нужным допросить, и принимает решение о признании физического лица безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

После вступления в законную силу решения об объявлении физического лица умершим суд направляет решение соответствующему органу государственной регистрации актов гражданского состояния для регистрации смерти физического лица, а также к нотариусу по месту открытия наследства, а в населенном пункте, где нет нотариуса, – соответствующему органа местного самоуправления для принятия мер по охране наследственного имущества. В случае наличия в населенном пункте нескольких нотариусов, а также в случаях, когда место открытия наследства неизвестно, решение направляется в государственный нотариальный архив с целью передачи его по принадлежности уполномоченному нотариусу для принятия мер по охране наследственного имущества.

Правовые последствия

В результате признания лица без вести пропавшим:

  • прекращаются обязательства, неразрывно связанные с личностью без вести пропавшего (представительство по доверенности, договор поручения, участие в полном товариществе, общественной организации и т. д.);
  • муж или жена пропавшего безвестно получают право расторгнуть брак по упрощенной процедуре в органах РАГС;
  • в соответствии со ст. 44 ГКУ нотариус по последнему месту проживания лица, признанного без вести пропавшим, описывает принадлежащее ему имущество и устанавливает над ним опеку.

По заявлению заинтересованного лица или органа опеки и опеки над имуществом физического лица, место пребывания которого неизвестно, опека может быть установлена нотариусом и до принятия судом решения о признании его безвестно отсутствующим.

Опекун над имуществом физического лица, признанного безвестно отсутствующим, или физического лица, место нахождения которого неизвестно, принимает выполнение гражданских обязанностей в его пользу, погашает за счет его имущества долги, управляет этим имуществом в его интересах, а также , предоставляет за счет этого имущества содержание лицам, которых лицо, пропавшее без вести, по закону обязано содержать.

Опека над имуществом прекращается в случае отмены решения суда о признании физического лица безвестно отсутствующим, а также в случае появления физического лица, место пребывания которого было неизвестным.

Юридическая онлайн-консультация по Skype

Правовые последствия признания физического лица умершим, такие же, как и в случае его смерти.

С той лишь разницей, что наследники лица, объявленного в судебном порядке погибшим, в течение 5 лет не могут отчуждать недвижимое имущество, перешедшее им по наследству.

В это случае, одновременно с выдачей свидетельства о праве на наследство, нотариус накладывает на имущество запрет отчуждения.

Если пропавший объявился…

В случае получения заявления о появлении физического лица, которое было признано безвестно отсутствующим или объявлено умершим, или сведений о местонахождении этого лица суд по месту нахождения лица или суд, который принял решение о признании лица безвестно отсутствующим или объявил его умершим, назначает дело к слушанию с участием этого лица, заявителя и других заинтересованных лиц и отменяет свое решение о признании физического лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим.

Заявление может быть подано лицом, которое было признано безвестно отсутствующим или умершим, или другим заинтересованным лицом.

Копию решения суд направляет соответствующему органу государственной регистрации актов гражданского состояния для аннулировании актовой записи о смерти.

Независимо от времени своего появления физическое лицо, которое было объявлено умершим, имеет право требовать от лица, которое владеет его имуществом, возврата этого имущества, если оно сохранилось и безвозмездно перешло после объявления физического лица умершим, за исключением имущества, приобретенного по приобретательной давности, а также денег и ценных бумаг на предъявителя.

Лицо, к которому имущество перешло по возмездным договорам, обязано вернуть его, если будет установлено, что на момент приобретения этого имущества оно знало, что человек, объявленный умершим, на самом деле жив.

В случае невозможности возвратить имущество в натуре лицу, которое было объявлено умершим, возмещается стоимость этого имущества.

Если же имущество физического лица, объявленного умершим,  перешло в собственность государства, Автономной Республики Крым или территориальной общины и было реализовано ими, этому лицу возвращается сумма, полученная от реализации этого имущества. 

Источник: https://prostopravo.com.ua/semya/stati/poryadok_priznaniya_litsa_bez_vesti_propavshim_ili_obyavleniya_pogibshim

Верховный суд объяснил, кого можно признать безвестно отсутствующим

Как признать человека безвести пропавшим?

Верховный суд РФ впервые разъяснил, кого и как можно признать “безвестно отсутствующим”. В решении суда подчеркнуто – разъяснения нужны не мертвым, они нужны живым. Родные пропавшего человека могут с таким решением суда в руках получить пенсии, другую социальную помощь, распорядиться имуществом пропавшего.

Не умер, не заболел, а просто куда-то исчез – так можно сказать о гражданах, которые вышли из дома и туда больше не вернулись. Подобных случаев гораздо больше, чем нам кажется.

Исчезает, по данным официальной статистики, приблизительно 30-35 тысяч человек ежегодно – население не очень большого провинциального города.

Кто-то из ушедших граждан вернется домой, кого-то рано или поздно найдут живым или мертвым, а остальные будут считаться “безвестно отсутствующими”.

Исчезает, по данным официальной статистики, приблизительно 30-35 тысяч человек ежегодно – население не очень большого провинциального города

Вот такой, кстати, немаленькой категорией граждан и занялась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ.

В частности, она пересматривала результаты интересного судебного спора – женщина с тремя детьми на руках просила признать ее мужа безвестно отсутствующим.

В суде истица, жительница Псковской области, рассказала, что ее муж в 2012 году уехал на Украину, и с тех пор о нем ни слуху ни духу.

Полиция получит доступ к геоданным потерявшихся людей

Спустя месяц после его отъезда обеспокоенная тем, что супруг не откликается, женщина пошла в правоохранительные органы и написала заявление – исчез муж.

Прошло пять лет, и гражданка снова пошла в полицию с аналогичным заявлением – найдите человека. На этот раз она получила ответ, что в полиции супруга ищут, так как подозревают его в совершении преступления.

Письмо заканчивалось тем, что полицейские написали следующее: все меры, которые они предприняли, результата так и не дали.

Суду истица объяснила, что у нее на руках оказались три девочки, и она просит суд установить юридический факт, что ее муж “безвестно отсутствующий”.

Это необходимо, чтобы оформить пенсии на детей по потере кормильца и решить вопрос “о назначении доверительного управляющего для управления и сохранности имущества ее мужа”.

Городской суд, выслушав гражданку, ей в иске отказал. А областной суд согласился с таким выводом.

Пришлось женщине дойти до Верховного суда РФ.

Там проверили материалы дела, обсудили доводы истицы и заявили, что “есть основания для отмены состоявшихся судебных решений”. По мнению Верховного суда РФ, нарушения норм права в этом вердикте допустили и городской, и областной суды.

Гражданин может быть признан судом “безвестно отсутствующим”, если в течение года по месту его жи-тельства ни у кого нет сведений, где он находится

Вот аргументы Верховного суда. Из материалов дела видно, что истица вышла замуж в 1998 году и в браке родились три дочери. Осенью 2012 года гражданка обратилась в местное ОВД с заявлением об исчезновении мужа. Спустя пять лет принесла туда же аналогичное заявление.

В деле есть сообщение следственного управления УМВД по Псковской области датированное 2017 годом. В нем говорится, что еще летом 2012 года было возбуждено уголовное дело и муж истицы в нем значится как обвиняемый, которого объявили в розыск. Сначала в федеральный розыск, потом – в международный.

Но так как гражданина не нашли, уголовное дело приостановили. Есть в деле и другие документы из местной полиции. В них сказано, что “в рамках разыскного дела местонахождение гражданина до настоящего времени не установлено”.

Такие же показания дал в суде и начальник отдела оперативно-разыскной работы местного подразделения полиции. Отказывая гражданке, городской суд заявил, что предоставленной ею информации недостаточно, чтобы признать ее супруга безвестно отсутствующим.

На взгляд суда, “имеются основания полагать”, что ее муж не пропал, а “умышленно скрывается с целью уклонения от наказания”. Областной суд такая аргументация устроила. А вот Верховный суд РФ – нет.

Суды признали 129 алиментщиков без вести отсутствующими

Свои доказательства высокая судебная инстанция начала с того, что напомнила про 42-ю статью Гражданского кодекса. В ней сказано, что гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим по заявлению “заинтересованных лиц”, если в течение года по месту его жительства ни у кого нет сведений, где он находится.

Верховный суд подчеркнул: институт признания гражданина безвестно отсутствующим – это удостоверение в суде факта “длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства”, если оказались безуспешными попытки найти, где человек обитает и получить хоть какие-то сведения о нем.

Суд напомнил: институт признания человека отсутствующим “имеет целью предотвращения” возможных негативных последствий. Причем как для самого пропавшего человека, так и для “других лиц, в том числе имеющих право на получение от него содержания”.

В этой витиеватой фразе сказано, что признать человека отсутствующим важно для граждан с таким пропавшим человеком связанным, ведь от этого часто зависят какие-то “социальные гарантии в имущественной и неимущественной сфере”.

Полиция должна подтвердить в суде, что искала пропавшего и не нашла. Сергей Михеев

Из материалов дела видно, что с осени 2012 года о пропавшем человеке у близких нет никаких сведений. Это родные подтвердили в суде. Ничего не дали и оперативно-разыскные мероприятия полиции. В городском суде представители соцзащиты и Пенсионного фонда не возражали, чтобы гражданина признать отсутствующим.

ВС разъяснил права граждан в программе по расселению аварийного жилья

В этом деле, подчеркнул Верховный суд, юридически значимым, применительно к 42-й статье Гражданского кодекса было выяснение судом, есть ли какие-либо сведения о том, где гражданин находится. Но городскому суду оказалось достаточным для отказа только то, что супруг находится в розыске и может “умышленно скрываться”.

По заявлению Верховного суда РФ, сам по себе факт объявления человека в розыск из-за возбуждения уголовного дела без оценки всех сведений, полученных в результате такого розыска, не может быть основанием для отказа в просьбе – признать гражданина безвестно отсутствующим. Это судебные инстанции не учли, заявил Верховный суд. Так что отказ истице Верховный суд назвал “неправомерным”. Все решения по этому делу отменены, и Верховный суд велел спор пересмотреть с учетом своих разъяснений.

Источник: https://rg.ru/2018/11/19/verhovnyj-sud-obiasnil-kogo-mozhno-priznat-bezvestno-otsutstvuiushchim.html

Ни письма, ни весточки. Признание лица пропавшим без вести

Как признать человека безвести пропавшим?

Иногда случается так, что мы теряем связь с близкими людьми. Это влечет за собой не только моральные издержки, но и правовые последствия. Для преодоления сложностей, спровоцированных утерей связи с человеком, необходимо признание его судом пропавшим без вести.

Согласно статьи 43 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК) физическое лицо может быть признано судом пропавшим без вести, если в течение одного года в месте его постоянного проживания отсутствуют сведения о месте его нахождения.

Данная статья устанавливает три важных условия, при наличии которых можно говорить о том, что человек пропал без вести. Условие первое заключается в том, что заинтересованное лицо не имеет сведений о месте нахождения конкретного человека.

Условие второе – такие сведения отсутствуют в течение одного года. Третье условие – сведения отсутствуют в месте постоянного проживания пропавшего.

Несмотря на то, что все эти условия касаются информации об отсутствующем лице, наличие их совокупности дает основания для обращения в суд.

Рассмотрим каждое из условий в разрезе существующей судебной практики.

Круг лиц, которым предоставлено право инициирования процесса признания лица пропавшим без вести, четко не установлен. В ГК Украины законодатель ограничился указанием «заинтересованное лицо» или орган опеки и попечительства.

Даже грамматическое толкование термина «заинтересованное лицо» дает возможность понять, что это лицо, на чьи права и законные интересы, влияет другой участник правоотношений или определенный юридический факт.

В данном случае это лицо, для которого важны юридические последствия признания человека пропавшим без вести.

В действующем законодательстве установлены такие последствия признания лица пропавшим без вести:

– получение государственной помощи на ребенка;

– получение пенсии по потере кормильца;

– расторжение брака;

– усыновление / удочерение без согласия второго родителя;

– выезд за границу малолетнего ребенка без согласия второго родителя;

– выбытие участника полного общества;

– прекращение представительства по доверенности;

– прекращение договора поручения;

– прекращение договора простого товарищества;

– прекращение начисления коммунальных платежей и т.п.

Чаще всего инициатором процесса выступает второй супруг, родители отсутствующего, другие лица, с которыми пропавший имеет гражданские правоотношения.

По требованиям процессуального законодательства, в тексте заявления должно быть указано заинтересованное лицо, которое определяется исходя из целей признания лица пропавшим без вести, а также тех прав и интересов, которых они касаются.

Заявитель также должен отвечать требованию неведения о месте нахождения пропавшего.

Для этого недостаточно пассивного поведения – статья 247 Гражданского процессуального кодекса Украины (далее – ГПК Украины) обязывает инициатора указать в заявлении цель, для достижения которой необходимо признать лицо пропавшим без вести, а также обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие физического лица, или обстоятельства, угрожавшие смертью физическому лицу, которое пропало без вести. В связи со ст. 60 ГПК Украины, указанная норма обязывает представить доказательства, обосновывающие те обстоятельства, на которые ссылается сторона процесса или же ходатайствовать об истребовании судом доказательств, в том числе вызове и допросе свидетелей. В частности, статья 248 ГПК Украины предусматривает, что суд до начала рассмотрения дела устанавливает лиц (родственников, сотрудников и т.п.), которые могут дать показания о физическом лице, местонахождение которого неизвестно, а также запрашивает соответствующие организации по последнему месту проживания отсутствующего (ЖЭО, органы внутренних дел или органы местного самоуправления) и по последнему месту работы о наличии сведений относительно физического лица, место нахождения которого неизвестно.

В гражданских делах данной категории доказательствами могут выступать:

– если отсутствующий зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности – данные о поступлении налогов, сборов;

– данные (сведения) из системы персонифицированного учета;

– данные адресного бюро;

– показания свидетелей;

– справка соответствующего органа МВД о заведении оперативно-розыскного дела категории «Розыск»;

– справка ЖЭО или акт депутата местного совета об отсутствии лица по месту регистрации;

– справка о пересечении государственной границы;

– справка ОГИС о задолженности по алиментам и т.п.

Как указывалось ранее, тяжесть доказывания возлагается на заявителя о признании лица пропавшим без вести, поскольку суду важно установить были ли исчерпаны все возможности заявителем для нахождения лица, место нахождения которого неизвестно.

В формировании доказательной базы важную роль играет адвокат, который не только определит перечень доказательств в конкретном деле, но и с помощью адвокатских запросов, действуя в интересах клиента, поможет их собрать или, если необходимая информация находится под защитой закона о персональных данных, поможет правильно сформулировать ходатайство суду об истребовании доказательств.

Возвращаясь к написанному выше, рассмотрим второе условие подачи заявления. Итак, законодатель установил, что отсутствие сведений должно длиться не менее года. Согласно ч. 2 ст.

43 ГК Украины в случае невозможности установить день получения последних сведений о месте нахождения лица началом его безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены такие сведения, а в случае невозможности установить этот месяц – первое января следующего года.

По моему мнению, начало истечения годичного срока должно быть зафиксировано документально. Это означает, что заявителем как минимум в течение одного года, предшествующего дате обращения в суд, предпринимались активные меры по розыску отсутствующего (например, обращение в органы МВД с заявлением о пропаже человека).

В случае если сведений о человеке нет, и поисковые мероприятия длятся более одного года, на мой взгляд, целесообразно будет получить повторное подтверждение от соответствующих органов, что в течение последнего года искомый человек по месту своего постоянного проживания отсутствует, как и сведения о его местонахождении.

Как свидетельствует судебная практика, с соблюдением условия касательно срока отсутствия сведений, у заявителей обычно сложностей не возникает. Чего нельзя сказать о третьем условии, неправильное понимание которого зачастую приводит к отказу в удовлетворении требований.

Важным является понимание разницы между терминами «место проживания» и «место нахождения». Статьей 3 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» даны следующие определения.

Место нахождения – административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком менее шести месяцев в году.

Место проживания – жилье, расположенное на территории административно-территориальной единицы, в котором лицо проживает постоянно или временно.

Согласно ст.

29 ГК Украины местом проживания физического лица является жилье, в котором оно проживает постоянно или временно. Согласно ст. 379 ГК жильем физического лица является жилой дом, квартира, иное жилое помещение, предназначенные и пригодные к постоянному или временному проживанию в них.

При этом и место проживания, и место нахождения лица подлежат регистрации согласно действующему законодательству.

Согласно п. 1.2.

Порядка регистрации места проживания или нахождения физических лиц в Украине и образцов необходимых для этого документов, регистрация места проживания или места нахождения лица – внесение информации в Единый государственный демографический реестр о месте проживания или месте нахождения лица с указанием адреса, по которому с лицом может вестись официальная переписка или вручение официальной корреспонденции.

Таким образом, место проживания от места нахождения отличается длительностью физического присутствия лица в указанном месте.

Проанализировав судебную практику, можно говорить о несоблюдении заявителем условия отсутствия по месту жительства сведений о местонахождении отсутствующего лица, в таких случаях.

– если сведения о человеке исчезли после отчуждения квартиры, которая ранее была указана как его место жительства, то указанный адрес не может быть признан адресом места проживания;

– если гражданин Украины снялся с регистрации и пересек государственную границу, то отсутствие о нем сведений по последнему месту проживания, не является основанием для признания лица пропавшим без вести, так как такой адрес не признается судом местом жительства пропавшего;

– если лицо, будучи иностранцем, проживало на территории Украины без регистрации, его отсутствие по месту фактического проживания не является отсутствием по месту жительства.

Поскольку законодательно не ограничено количество мест проживания физического лица, в таком случае необходимо собирать информацию об отсутствии сведений о нем в каждом из известных заявителю мест проживания пропавшего человека.

На основании решения суда о признании физического лица пропавшим без вести нотариус по последнему месту его проживания описывает принадлежащее ему имущество и устанавливает над ним опеку.

Назначенный опекун принимает исполнение гражданских обязанностей в пользу пропавшего лица обязанностей, погашает за счет его имущества долги, управляет имуществом в его интересах, предоставляет за счет имущества содержание лицам, которых он обязан содержать.

Согласно ст.

45 ГК Украины если физическое лицо, признанное пропавшим без вести, появилось или если получены сведения о месте его нахождения, суд по месту его нахождения или суд, вынесший решение о признании этого лица пропавшим без вести, по его заявлению или заявлению заинтересованного лица, отменяет решение о признании физического лица пропавшим без вести. Естественно, что и в этом случае, при невозможности явки самого лица, которое было признано пропавшим без вести, заявитель, инициирующий отмену решения, должен представить суду доказательства.

Таким образом, признание лица пропавшим без вести влечет за собой широкий спектр правовых последствий, призванных, главным образом, устранить неопределенность близких людей отсутствующего лица для решения вопросов, связанных с принятием наследства, получения пенсии как иждивенца, реализации отдельных субъективных прав.

Существующая судебная практика складывается таким образом, когда возможность злоупотребления заинтересованным лицом правом на обращение в суд для признания лица пропавшим без вести, минимизирована.

Это обусловлено требованием от заявителя той или иной формы активного поведения, направленного на получение сведений об отсутствующем лице. Как и в любом судебном процессе, профессиональная помощь адвоката в производстве о признании лица пропавшим без вести, не только желательна, но и необходима.

Адвокат сформирует доказательственную базу, необходимую для удовлетворения судом требований заинтересованного лица, и выполнит необходимые функции представителя в судебном процессе.

Источник: https://protocol.ua/ua/ni_pisma_ni_vestochki_priznanie_litsa_propavshim_bez_vesti/

Адвокат Титов
Добавить комментарий