Изъятие предметов на стадии возбуждения уголовного дела

Некоторые процессуальные вопросы изъятия предметов и документов до возбуждения уголовного дела

Изъятие предметов на стадии возбуждения уголовного дела

М. П. Перякина,
доцент кафедры уголовного процесса ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат юридических наук

При осуществлении надзора за деятельностью правоохранительных органов по проверке заявлений и сообщений о преступлениях органами прокуратуры в последнее время выявляются случаи производства таких следственных действий, как обыск и выемка. Это объясняется неоднозначным толкованием норм уголовно-процессуального законодательства России, регламентирующих стадию возбуждения уголовного дела.

Федеральный закон РФ от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ внес значительные изменения в порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Часть 1 ст.

144 УПК РФ позволяет теперь следователю, органу дознания, руководителю следственного органа, дознавателю «получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий» [1].* Peryakina M. Some procedural questions of withdrawal of subjects and documents before initiation of legal proceedingsТаким образом, одним из способов собирания доказательств на указанной стадии является изъятие предметов и документов в порядке, установленном УПК РФ. Как известно, закон не предусматривает такого самостоятельного процессуального или следственного действия, как изъятие. Поэтому напрашивается вывод о том, что изъятие может быть осуществлено только в рамках следственных действий, однако законодатель не прописывает, каких именно.Актуальность законности изъятия предметов и документов до возбуждения уголовного дела обостряется еще одним новшеством указанной стадии. Так согласно ч. 1 и 2 ст. 144 УПК РФ «Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения статей 75 и 89 настоящего Кодекса» [1]. А это значит, что информация, полученная с нарушением норм УПК РФ, будет признана недопустимым доказательством. Однако сложно соблюдать законодательство, если оно не раскрывает конкретных требований и алгоритма действий.Так обнаружение и изъятие предметов и документов возможно при производстве осмотра, обыска и выемки. Однако закон допускает до возбуждения уголовного дела только осмотр. Спорным является вопрос об изъятии предметов и при освидетельствовании, производство которого так же возможно до возбуждения уголовного дела. Статья 179 УПК РФ, регламентирующая освидетельствование, ничего не говорит об изъятии каких-либо предметов при его производстве. Несмотря на это ч. 3 ст. 180 УПК РФ гласит «В протоколах перечисляются и описываются все предметы, изъятые при осмотре и (или) освидетельствовании» [1]. Поэтому не совсем понятно, будут ли признаны допустимыми доказательствами предметы и документы, изъятые при освидетельствовании.Таким образом, недостаточная регламентация изъятия предметов и документов на стадии возбуждения уголовного дела порождает массу противоречивых мнений как среди ученых процессуалистов и криминалистов, так и среди практических работников. Во многих ведомственных подразделениях регулярно производятся выемки до возбуждения уголовного дела. Кроме того, такие уголовные дела ряд прокуратур пропускает с обвинительным заключением или обвинительным актом, а суды выносят обвинительные приговоры.Ряд авторов также полагают вполне легитимным производство выемки (обыска) до возбуждения уголовного дела. Так профессор А. Халиков указывает на то, что «так как в случае производства изъятия предметов и документов в порядке, установленном УПК РФ, нет какого-либо указания на поисковый характер, то речь идет о правилах, аналогичных производству выемки, которые изложены в ст. 183 УПК РФ» [2].А. Каретников и С. Коретников утверждают, что благодаря изменениямч. 1 ст. 144 УПК РФ «обыск и выемка могут стать обыденными следственными действиями для стадии возбуждения уголовного дела» [3]. Кроме того, они считают, что указание законодателя «изымать, в порядке, установленном УПК РФ» «предполагает возможность производства выемки и обыска не только в тех местах, где не требуется судебное решение, но и в местах, где оно необходимо, либо без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательств» [3].О.Л. Васильев считает, что под процессуальное действие «изъятие предметов и документов» законодатель замаскировал такие следственные действия, как осмотр, освидетельствование, обыск, личный обыск и выемку [4], т.е. напрашивается вывод о возможности производства этих следственных действий до возбуждения уголовного дела.Из перечисленных следственных действий ч. 1 ст. 144 УПК РФ прямо указывает на возможность производства на стадии возбуждения уголовного дела лишь осмотра места происшествия, при составлении протокола которого должна быть отражена информация об изъятии предметов и документов. Поэтому, на наш взгляд, их изъятие при производстве иных следственных действий до возбуждения уголовного дела является незаконным. Такого же мнения придерживается Генеральная прокуратура Российской Федерации, которая рекомендует подчиненным прокурорам при осуществлении прокурорского надзора за законностью рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении обращать особое внимание на недопустимость производства обысков и выемок до возбуждения уголовного дела.Мы согласны с А. А. Суминым в том, что «не может идти речь об отождествлении законодателем следственного действия «выемка» и непонятного «изъятия»» [5]. Н. В. Карагодин также считает, что закон не позволяет проводить на стадии возбуждения уголовного дела обыски и выемки [6].На данный момент законно изъять предметы и документы до возбуждения уголовного дела можно только путем производства осмотра места происшествия. Но нередко на доследственной проверке отсутствуют фактические основания проведения такого осмотра, однако несмотря на это следователям и дознавателям приходится его проводить в связи с необходимостью изъятия предметов и документов с целью установления оснований для возбуждения уголовного дела. В связи с этим участились обращения граждан в суды в рамках ст. 125 УПК РФ с целью признать осмотры места происшествия незаконными. Вследствие подобных жалоб протокол осмотра места происшествия признается недопустимым доказательством, что порой исключает и дальнейшее производство.Представляет определенный интерес предложение некоторых авторов о внесении в закон истребования и предоставления предметов и документов как процессуальных действий. При этом предлагается регламентировать их производство с возможностью применения мер процессуального принуждения [7]. Однако, на наш взгляд, это предложенное процессуальное действие практически аналогично выемке. Так следует ли нагромождать стадию возбуждения уголовного дела еще одной процедурой. Считаем, что проще разрешить производство уже привычной выемки до возбуждения уголовного дела. Такая регламентация устранила бы проблему правоприменителя при необходимости изъятия предметов и документов на доследственной проверке.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ1. Часть 1 ст. 144 УПК РФ. URL:http://www. consultantra/popular/upkrf/11_26.html#p2415.2. Халиков А. Собирание доказательств в ходе проверки сообщения о преступлении // Законность. 2013. № 12.3. Каретников А., Коретников С. Следственные действия как способы проверки сообщения о преступлении // Законность. 2014. № 7.4. Васильев О. Л. Новый этап реформы досудебных стадий уголовного процесса. Критический анализ новелл 2013 г. // Закон. 2013. № 8.5. Сумин А. А. Некоторые проблемы применения статьи 144 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации // Адвокат. 2013. № 4.6. Карагодин В. Н. Осмотр места происшествия, обыск или выемка? // Рос. юрид. журнал. 2013. № 5.

7. Семенцов В. А. Следственные действия в досудебном производстве (общие положения теории и практики). Екатеринбург, 2006. С. 137-150.

Источник: https://pravo163.ru/nekotorye-processualnye-voprosy-izyatiya-predmetov-i-dokumentov-do-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela/

Уголовно-процессуальное право

Изъятие предметов на стадии возбуждения уголовного дела

Правила производства освидетельствования и фиксации его результатов предусмотрены ст. 179 и 180 УПК РФ (глава 24 УПК РФ). Включение норм об осмотре и освидетельствовании в одну главу УПК РФ, а также схожесть основных познавательных приемов (визуальное восприятие значимых для дела обстоятельств) не свидетельствуют о подчиненном положении освидетельствования по отношению к осмотру.

Освидетельствование является самостоятельным следственным действием в силу специфики объекта освидетельствования (тело человека) и обусловленных этим процессуальных особенностей его производства (выраженная возможность ограничения конституционных прав личности, обеспеченность государственным принуждением, значительная регулирующая роль нравственных норм).

Освидетельствование — следственное действие, заключающееся в осмотре тела человека, наблюдении за его поведением в целях установления наличия на теле следов преступления, телесных повреждений, особых примет; выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела.

Освидетельствованием могут выявляться наличие телесных повреждений, явившихся результатом преступления либо ставших особыми приметами (раны, рубцы, шрамы, отсутствие частей тела и т.д.), иные особые приметы (татуировки и др.), а также следы преступления, которыми могут являться следы крови, спермы, иных выделений человеческого организма, красящих веществ и т.д.

Действующая редакция ч. 1 ст. 179 УПК РФ позволяет выявлять посредством освидетельствования состояние опьянения, иные свойства и признаки, имеющие значение для уголовного дела (состояние беременности, болезненное состояние, нарушение функционального состояния, особенности строения и т.д.).

В этом случае указанные состояния, свойства и признаки отражаются в протоколе освидетельствования1Следует иметь в виду, что установление факта употребления алкоголя и выявление состояния опьянения возможно и в порядке, установленном непроцессуальными актами (например, Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной Минздравом СССР 1 сентября 1988 г., с изм. от 23 августа 2003 г.). В этом случае факт употребления алкоголя и состояния опьянения отражается в протоколе медицинского освидетельствования, который может рассматриваться в уголовно-процессуальном доказывании как «иной документ»..

О производстве освидетельствование выносится постановление.

В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование может быть произведено до возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 179 УПК РФ).

Освидетельствованию могут быть подвергнуты как обвиняемый и подозреваемый, так и свидетель, потерпевший.

Свидетель может быть подвергнут освидетельствованию только с его согласия, за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний (ч. 1 ст. 179 УПК РФ).

Это предполагает обязательный предварительный допрос лица в качестве свидетеля. Свидетель должен быть допрошен о наличии на его теле следов преступления, особых примет, телесных повреждений.

Освидетельствование производится в тех случаях, когда для выявления указанных примет, повреждений, следов, признаков, свойств не требуется проведения судебной экспертизы (ч. 1 ст. 179 УПК РФ). Это означает, что задачи экспертизы не могут быть решены освидетельствованием.

В то же время по выявленным освидетельствованием обстоятельствам в дальнейшем может быть назначена судебная экспертиза (например, для установления характера и степени тяжести вреда здоровью).

В некоторых случаях освидетельствование необходимо даже в случае последующего обязательного назначения судебной экспертизы, так как позволяет в данный конкретный момент зафиксировать значимую для уголовного дела информацию (например, телесное повреждение), которая через незначительный промежуток времени может быть утрачена или искажена. Однако освидетельствование не может заменить судебную экспертизу в случаях, когда ее производство обязательно в силу закона или представляется необходимым по обстоятельствам дела.

Законодатель не предусматривает обязательного участия понятых при производстве освидетельствования. Однако такое решение может быть принято по собственной инициативе должностного лица, осуществляющего освидетельствование, или по ходатайству участников этого следственного действия (ч. 2 ст. 170 УПК РФ).

При необходимости к производству освидетельствования может быть привлечен врач или другой специалист. Содействие врача может быть полезно при описании телесных повреждений, обозначении частей человеческого тела. В качестве других специалистов могут привлекаться специалисты в области биологии, химии, криминалистики и др.

В начале следственного действия постановление о производстве освидетельствования предъявляется лицу, в отношении которого оно вынесено. Данное постановление обязательно для освидетельствуемого (ч. 2 ст. 179 УПК РФ), что лает основание полагать о возможности применения в ходе данного действия элементов принуждения. При этом принудительное освидетельствование в силу закона (ч. 1 ст.

179 УПК РФ) невозможно в отношении свидетеля (за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний), а также на стадии возбуждения уголовного дела в силу правил применения закона по аналогии (на стадии возбуждения уголовного дела отсутствуют участники судопроизводства, которые согласно ч. 1 ст.

179 УПК РФ Могут быть подвергнуты освидетельствованию).

Пределы возможного принуждения при производстве освидетельствования определяются положениями закона о невозможности обращения, унижающего честь участника процесса, его человеческое достоинство (ст. 9 УПК РФ), применения насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создания опасности для жизни и здоровья участвующих в следственных действиях лиц (ч. 4 ст. 164 УПК РФ).

При освидетельствовании лица другого пола следователь не присутствует, если освидетельствование сопровождается обнажением данного лица (ч. 4 ст. 179 УПК РФ).

В этом случае освидетельствование проводится врачом. Однако протокол обязан составить следователь на основании информации, полученной от врача.

Если в этом случае привлекаются понятые, то они должны быть одного пола с освидетельствуемым.

Освидетельствование следует признавать сопровождающимся обнажением в случаях, когда об этом свидетельствуют общепризнанные нормы морали (обнажение ягодиц, половых органов, иных интимных частей тела), а также в ситуациях, когда осматриваются части тела, обычно прикрытые одеждой, если сам освидетельствуемый расценивает это как обнажение (обнажение частей спины, предплечий, бедер и др.).

Фотографирование, видеозапись и киносъемка освидетельствования, сопровождающегося обнажением, проводятся только с согласия освидетельствуемого лица (ч. 5 ст. 179 УПК РФ).

Однако и в этом случае должны быть выдержаны основанные на нормах нравственности криминалистические рекомендации о фиксации с помощью технических средств исключительно того участка тела, на котором имеются следы преступления, телесные повреждения, особые приметы.

Освидетельствование не может иметь целью обнаружение и изъятие имеющих значение для дела предметов и документов. Это задача личного обыска. Однако в ст. 180 УПК РФ отмечается, что в протоколах осмотра и освидетельствования перечисляются и описываются все предметы, изъятые при осмотре и (или) освидетельствовании.

Таким образом, изъятие предметов и документов в ходе освидетельствования законодателем допускается. Представляется, что в ходе освидетельствования изъятие обнаруженных предметов и документов возможно.

К примеру, подлежит изъятию выпавший из кармана одежды при освидетельствовании пистолет или записка, обнаруженная в естественном отверстии человеческого тела или, искусственно созданном тайнике, и т.д.

О производстве освидетельствования составляется протокол. В протоколе описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при освидетельствовании в той последовательности, в какой производилось освидетельствование, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент освидетельствования.

В протоколе перечисляются и описываются все предметы, изъятые при освидетельствовании, указывается, как они упакованы, какой печатью опечатаны.

В протоколе освидетельствования должно быть указано, в какое время, при какой погоде и каком освещении производилось освидетельствование, какие технические средства были применены и какие результаты получены (ст. 180 УПК РФ).

Источник: https://isfic.info/crimpro/lodne74.htm

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Изъятие предметов на стадии возбуждения уголовного дела

Новая редакция Ст. 144 УПК РФ

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь – физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье – страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение.

Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1, 199.3, 199.

4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Источник: http://upkodeksrf.ru/ch-2/rzd-7/gl-19/st-144-upk-rf

Истребование и изъятие предметов и документов на стадии возбуждения уголовного дела

Изъятие предметов на стадии возбуждения уголовного дела

Самсонова Жанна Владимировна,
Омская академия МВД России

В последние годы уголовно-процессуальное законодательство РФ интенсивно развивается. Так, ФЗ от 4 марта 2013 г. № 23ФЗ были внесены изменения в УПК РФ, касающиеся средств проверки сообщения о преступлении.

Наряду с внесением в ч.1 ст. 144 УПК РФ новых следственных действий, законодатель предусмотрел такой способ собирания сведений на стадии возбуждения уголовного дела, как истребование предметов и документов.

 

Бесспорно, что во многих случаях возникает необходимость в изъятии предметов и документов в процессе проверки сообщения о преступлении.

Особенно, если речь идет о документах экономической направленности, где требуется получение документов, касающихся хозяйственной деятельности организации.

Таким образом, дослественная проверка не может обойтись без приобщения документов по инициативе должностных лиц правоохранительных органов.

Общепринято, что истребование это требование о предоставлении предметов и документов, адресованное физическим и юридическим лицам. Данное процессуальное действие ранее рассматривалось в ст. 109 УПК РСФСР в рамках сообщения о преступлении, ст. 70 УПК РСФСР как способ собирания доказательств.

Специфика истребования состоит в том, что его применяют как самостоятельное процессуальное действие, не в рамках какого-либо следственного действия. Выдача предметов и документов при истребовании происходит добровольно, без принуждения.

В случае невыполнении законных требований следователя наступает административная ответственность в порядке ст. 17.7 КоАП РФ. Но наложение административного штрафа не гарантирует получения интересующих следователя предметов, документов.

Остро стоит вопрос о сроках истребования, т.к. данное процессуальное действие детально не регламентировано законом.

[1] Лицо, производящее расследование, не может принуждать физическое или юридическое лицо предоставить предметы и документы в максимально короткий срок.

Но с другой стороны, без объектов истребования следователь не сможет решить вопрос о возбуждении уголовного дела, а если предметы и документы будут предоставлены позже, истребование потеряет свою эффективность на данном этапе расследования.

Проблемным является вопрос об оформлении результатов истребования, т.к. законом не предусмотрен процессуальный акт, закрепляющий предметы и документы, полученные в результате истребования.

[2] Мы полагаем, что это может быть протокол, в котором должны содержаться описание факта, условий, передачи объектов, их индивидуальных признаков, сведений о лице, у которого истребованы предметы и документы и о должностном лице, который провел данное процессуальное действие.

Спорным является вопрос о том, какие документы при истребовании попадают под коммерческую тайну. В соотв. с ч.1 ст.3 ФЗ от 29 июля 2004 г.

№ 98-ФЗ, коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

До возбуждения уголовного дела следователь не может получить судебного решения, поэтому организации могут не предоставить документы, сославшись на то, что в них содержится информация, составляющая коммерческую тайну. Это наиболее типично для экономических преступлений.

Обратимся к такому процессуальному действию, как изъятие предметов и документов в порядке, установленном ч. 1 ст. 144 УПК РФ. На сегодняшний день до возбуждения уголовного дела мы можем провести следующие следственные действия: получение образцов для сравнительного исследования, назначение и производство судебной экспертизы, освидетельствование, осмотр места происшествия, осмотр предметов и документов.

Возможно и изъятие предметов и документов в перечисленных действиях? Однозначно, что у нас отпадает получение образцов для сравнительного исследования, а также назначение и производство судебной экспертизы. Исключается осмотр предметов и документов. Как правило, их осмотр производится уже после изъятия.

Таким образом, единственным возможным следственным действием, в рамках которого возможно изъятие предметов и документов, выступает осмотр места происшествия. Сам по себе осмотр места происшествия не предполагает изъятие предметов и документов.

Изъятые предметы и документы на этапе проверки сообщения о преступлении является объективной необходимостью. На наш взгляд, допустимо представить изъятие как самостоятельное процессуальное действие, проводимое на стадии возбуждения уголовного дела, наряду с истребованием и представлением. Изъятие должно иметь четкую правовую регламентацию.

Во-первых, порядок принятия решения об изъятии должно быть предусмотрено постановлением. Во-вторых, изымаются только те документы, которые необходимые для установления признаков преступления. В-третьих, изъятие производится у лиц, в отношении которых проводится проверка сообщений о преступлении.

В-четвертых, протокол  будет закреплять изъятые предметы и документы. Таким образом, при данных условиях возможно совершенствование уголовно-процессуального законодательства.

Список литературы

  1. Артемова В.В. Проблемные аспекты реализации истребования и изъятия предметов и документов на этапе возбуждения уголовного дела // Российский следователь. 2014. №. 3.
  2. Белкин Р. С. Собирание, исследование и оценка доказательств. – М.: Наука, 1966.

Средняя:

Источник: http://conf.omua.ru/content/istrebovanie-i-izyatie-predmetov-i-dokumentov-na-stadii-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela

Изъятие вещей и документов упк

Изъятие предметов на стадии возбуждения уголовного дела

Раздел: Экономика, Право. Порядок, производства выемки, обыска, а также ареста на имущество. Порядок, производства выемки, обыска, а также ареста на имущество ст.

Выемка — это следственное действие, состоящее в изъятии индивидуально определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, если точно известно, где и у кого они находятся.

Указанные предметы и документы могут быть выданы добровольно или изъяты принудительно.

  • Лица присутствующие при выемке и обыске
  • изъятие вещей и документов упк
  • Истребование и изъятие предметов и документов на стадии возбуждения уголовного дела
  • Возможно ли изъятие до возбуждения уголовного дела
  • На какой срок могут изыматься документы.
  • Порядок возврата вещественных доказательств по уголовному делу

Лица присутствующие при выемке и обыске

Кроме того, его принятие будет способствовать развитию сельской местности на территории России, что является немаловажным моментом на фоне сегодняшней урбанизации, то есть процесса роста городов, в связи с чем повышения удельного веса городского населения, возрастания роли городов во всех сферах жизни общества и преобладание городского образа жизни над сельским на всей территории страны. Законопроект направлен на установление новеллы, которая позволит обеспечить и защитить права и интересы вкладчиков, оказавшихся жертвами недобросовестных кредитных организаций, которые не включили указанных вкладчиков – физических лиц в реестр вкладчиков по различным причинам. Десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения. Административно-правовая регламентация изъятия документов организации Комлев В. Наверное, мало кто из хозяйствующих субъектов хотя бы однажды не испытал на себе процедуру изъятия документов организации при проведении уполномоченными государственными органами контрольных или процессуальных мероприятий. Для обеспечения правильных действий в данной ситуации и минимизации последствий рассматриваемого явления следует как минимум представлять, кто и в каких случаях обладает необходимыми полномочиями. ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Изменения в УПК: круглый стол адвокатов-практиков

изъятие вещей и документов упк

Констатирующий субъект может применить также положения статьи Статья Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице 1.

Согласно ст.

В случае, когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, вещественное доказательство хранится до вступления в силу решения суда. Указанной статьей регламентируется порядок хранения изъятых в ходе проведения первоначальных следственных действий, в ходе производства предварительного следствия, предметов.

Практически любой предприниматель, осуществляющий свою деятельность длительное время на территории России, сталкивался или обязательно столкнётся в будущем с изъятием документов организации контролирующими и правоохранительными органами.

Ошибки, допущенные при производстве изъятия документов налоговыми органами, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также органами дознания и следствия чреваты не только ощутимыми финансовыми потерями, но также утратой деловой репутации и даже привлечением к уголовной ответственности. Между тем порядок изъятия документов строго регламентирован действующим законодательством, и мы отметим основные положения, которые должен знать каждый предприниматель. Порядок изъятия документов налоговыми органами регламентирован Налоговым кодексом РФ.

Истребование и изъятие предметов и документов на стадии возбуждения уголовного дела

В последние годы уголовно-процессуальное законодательство РФ интенсивно развивается. Так, ФЗ от 4 марта г. Наряду с внесением в ч. Бесспорно, что во многих случаях возникает необходимость в изъятии предметов и документов в процессе проверки сообщения о преступлении.

Особенно, если речь идет о документах экономической направленности, где требуется получение документов, касающихся хозяйственной деятельности организации. Таким образом, дослественная проверка не может обойтись без приобщения документов по инициативе должностных лиц правоохранительных органов.

Общепринято, что истребование это требование о предоставлении предметов и документов, адресованное физическим и юридическим лицам.

Возможно ли изъятие до возбуждения уголовного дела

В статье на основе конституционного принципа соразмерности обосновывается недопустимость производства до возбуждения уголовного дела выемок как следственных действий, предлагаются рекомендации по оценке допустимости полученных с нарушением закона доказательств.

Калиновский Константин Борисович, заведующий кафедрой уголовно-процессуального права Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук, доцент, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ.

Несмотря на то, что допустимость производства следственных действий до возбуждения уголовного дела давно является предметом острой научной дискуссии, неоднозначная законодательная и правоприменительная практика свидетельствуют о сохранении актуальности выработки теоретических рекомендаций для решения этой проблемы.

Причем наиболее остро в правоприменительной практике стоит вопрос о производстве в период доследственной проверки обысков [1] и выемок.

Данная норма, как полагала заявительница, является неконституционной, так как в силу своей неопределенности позволяла производить выемку предметов и документов в порядке статей и УПК РФ до принятия решения о возбуждении уголовного дела и использовать полученные таким образом предметы и документы в качестве доказательств.

Наверное, мало кто из хозяйствующих субъектов хотя бы однажды не испытал на себе процедуру изъятия документов организации при проведении уполномоченными государственными органами контрольных или процессуальных мероприятий. В данной ситуации для обеспечения правильных действий и снижения последствий рассматриваемого явления следует как минимум представлять, кто и в каких случаях обладает необходимыми полномочиями.

Основания и порядок производства выемки 1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка. Выемка производится в порядке, установленном ст.

На какой срок могут изыматься документы

В случае необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, следователь производит выемку.

Выемка документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, производится только с санкции прокурора или его заместителя и в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения.

В этом случае Законодатель немного лукавит: хоть выемка и является самостоятельным процессуальным действием, но в подавляющем большинстве случаев проводится во время обыска. Ибо абсолютно точно знать, что нечто где-то находится, невозможно.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Калиновский К.Б. Применение УПК РФ: “болевые точки”

УПК РФ ;- судебная экспертиза может быть назначена и проведена до возбуждения уголовного дела ч. Кроме того, нормы части первой ст. Если мы откроем Уголовно-процессуальный кодекс РФ и посмотрим нормы тех статей, в которых говорится об изъятии предметов и документов, то обнаружим следующее. Об изъятии предметов и документов речь идет в нормах ст. В частности, согласно ч.

Порядок возврата вещественных доказательств по уголовному делу

Какие документы они обязаны предьявить. На какой срок могут изыматься документы. Чем эти действия регламентированы. Да, работники полиции имеют право при осмотре места происшествия истребовать документы и предметы и изымать их ч.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить “сообщение” о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, а в случаях, предусмотренных “частью третьей” настоящей статьи, – судебное решение, разрешающее его производство.

В случае необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, и если точно известно, где и у Статья УПК РФ: порядок производства выемки и обыска. Производство выемки и обыска в ночное время, кроме случаев, не.

В случае необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, следователь производит выемку ч.

Следователь, имея достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении или ином месте, или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы или документы, могущие иметь значение для дела, производит обыск для их отыскания и изъятия ч.

При производстве выемки или обыска обязательно присутствие понятых ч. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в деле граждане ч. Лица, у которых производится обыск или выемка.

О проведении обыска и выемки следователем, органом дознания выносится постановление.

Постановление о проведении обыска, а также выемки документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, должно быть санкционировано прокурором или его заместителем, за исключением случаев их проведения по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности. Выемка в жилище или ином законном владении против воли собственника или проживающих в нем лиц проводится в соответствии с правилами части седьмой статьи настоящего Кодекса. В исключительных случаях, когда имеется реальное опасение, что разыскиваемый и подлежащий изъятию объект может быть из-за промедления с его обнаружением утрачен, поврежден или использован в преступных целях либо разыскиваемое лицо может скрыться, обыск может быть проведен без санкции прокурора с последующим направлением ему в течение 24 часов сообщения о проведенном обыске.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Расследование уголовного дела. Как оно происходит?

Протокол изъятия вещей и документов должен быть предельно корректным. Составленный с неточностями в требованиях, которые регламентирует закон, послужит обоснованием для апелляционного суда о признании его недействительным, а конфискованные предметы предстоит вернуть. Все процессуальные действия по отношению к административным нарушениям должны проходить в законодательных рамках.

В соответствие с полномочиями, определенными Законом, в офис компании могут придти сотрудники правоохранительных органов для проведения:. Обыск производится только в рамках возбужденного уголовного дела и только по постановлению следователя ст.

Войти на этот сайт можно используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы:.

Зачастую при проведении проверок государственные органы требуют предоставить копии или же подлинники бухгалтерских и иных документов. Однако, не все проверяющие вправе предъявлять такое требование.

Если такие полномочия у них и имеются, то должен быть соблюден порядок истребования документов.

Источник: https://femida-b2b.ru/konsultatsiya-advokata/izyatie-veshey-i-dokumentov-upk.php

Адвокат Титов
Добавить комментарий