Арбитражный процесс: о введении в отношении должника процедуры наблюдения

Проведение реорганизационных процедур в условиях несостоятельности организации

Арбитражный процесс: о введении в отношении должника процедуры наблюдения

В случае возникновения признаков банкротства руководитель организации-должника обязан направить своим учредителям сведения об их наличии.

Все участники до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом обязаны принимать меры по предупреждению банкротства предприятий, а именно меры, направленные на финансовое оздоровление.

В этом случае должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

Государственную политику в сфере финансового оздоровления и несостоятельности (банкротства) проводит Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), имеющая территориальные органы.

Дела о банкротстве юридических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника по правилам, предусмотренным АПК РФ.

При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры:

  • 1) наблюдение;
  • 2) финансовое оздоровление;
  • 3) внешнее управление;
  • 4) конкурсное производство;
  • 5) мировое соглашение.

При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сообщения о введении в отношении должника процедуры наблюдения, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве.

При отсутствии возражений кредиторов должник – юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

  • 1) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • 2) решение об отказе в признании должника банкротом;
  • 3) определение о введении финансового оздоровления;
  • 4) определение о введении внешнего управления;
  • 5) определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
  • 6) определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
  • 7) определение об утверждении мирового соглашения.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.

В случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности, по ходатайству собрания кредиторов или конкурсного управляющего арбитражный суд вправе вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению в случаях, когда при осуществлении конкурсного производства выявляются обстоятельства, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности должника – юридического лица.

Решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случаях отсутствия признаков банкротства.

Принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия обстоятельств, являющихся последствием принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения. Определением суда о введении наблюдения назначается временный управляющий.

Временный управляющий – лицо, назначаемое арбитражным судом для осуществления процедур наблюдения.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.

Временный управляющий обязан:

  • 1) принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  • 2) проводить анализ финансового состояния должника;
  • 3) определять наличие признаков фиктивного банкротства и преднамеренного банкротства;
  • 4) устанавливать кредиторов должника, вести реестр требований кредиторов, уведомлять кредиторов о введении в отношении должника наблюдения;
  • 5) созывать и проводить первое собрание кредиторов.

После назначения временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов. К компетенции собрания относится принятие решения о применении той или иной процедуры банкротства по отношению к должнику. С этого момента наблюдение прекращается.

Процедура финансового оздоровления вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. К этому решению прилагаются план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Вводится данная процедура на срок не более двух лет.

Исполнение обязанностей руководителя должника в этом случае возлагается на административного управляющего, который действует до окончания процедуры финансового оздоровления или ее досрочного прекращения. Административный управляющий – лицо, назначаемое арбитражным судом для осуществления финансового оздоровления.

В случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженностей, до истечения установленного срока процедуры финансового оздоровления руководитель должника представляет в суд отчет о досрочном окончании данной процедуры.

Основанием для досрочного прекращения процедуры финансового оздоровления является неоднократное либо существенное (на срок более одного месяца) нарушение должником в ходе данной процедуры сроков погашения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

По итогам заключения административного управляющего и отчета руководителя должника собрание кредиторов принимает решение об обращении в суд с одним из ходатайств: о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Если установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника, вводится внешнее управление. Если такой возможности нет и должник признается банкротом, открывается конкурсное производство. Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

Внешний управляющий – лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления. Он должен разработать план внешнего управления, предусматривающий меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 117 Закона о неплатежеспособности).

Внешний управляющий вправе заключать мировое соглашение. Отчитывается внешний управляющий перед собранием кредиторов, а его отчет подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом.

Если в установленный срок не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство вводится сроком на один год, но этот срок может быть продлен (по суду) на шесть месяцев.

При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего.

По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием кредиторов или комитетом кредиторов, арбитражным судом может быть назначено несколько конкурсных управляющих. Арбитражный суд распределяет обязанности между конкурсными управляющими на основании решения собрания (комитета) кредиторов и определяет пределы ответственности каждого из них.

Конкурсный управляющий действует до момента завершения конкурсного производства.

С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе по распоряжению имуществом должника.

Конкурсный управляющий с момента своего назначения осуществляет следующие функции:

  • 1) принимает в ведение имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку, принимает меры по обеспечению его сохранности, анализирует финансовое состояние должника;
  • 2) предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования ее взыскания;
  • 3) уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством РФ о труде;
  • 4) рассматривает в установленном порядке требования кредиторов, предъявленные к должнику, ведет реестр требований кредиторов должника;
  • 5) проверяет обоснованность этих требований.

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, для чего привлекает независимых оценщиков с оплатой их услуг за счет имущества должника.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже на открытых торгах.

Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

Требования удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.

После рассмотрения арбитражным судом отчета он выносит определение о завершении конкурсного производства, которое подлежит немедленному исполнению и является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Организация считается банкротом после признания факта о его несостоятельности арбитражным судом, а также если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства. Цель конкурсного производства – соразмерное удовлетворение всех требований кредиторов; объявление предприятия свободным от задолженности; охрана противоборствующих сторон от незаконных действий в отношении друг друга.

Конкурсный управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей по заявлению. В этом случае арбитражный суд назначает нового конкурсного управляющего.

Если в отношении должника не вводилась процедура финансового оздоровления и (или) внешнего управления, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов должника в месячный срок с момента выявления указанных обстоятельств с целью рассмотрения вопроса об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Принятие решения о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению может быть принято в случае наличия имущества должника для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение, которое принимается собранием кредиторов и вступает в силу со дня его утверждения.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

В случае заключения мирового соглашения в процессе проведения процедуры внешнего управления решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается внешним управляющим.

Утверждается мировое соглашение арбитражным судом после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Должник, внешний управляющий или конкурсный управляющий должен представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения, о чем суд извещает заинтересованные стороны.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судам в ходе проведения процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

С момента утверждения мирового соглашения арбитражным судом прекращаются полномочия административного управляющего, временного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего и, соответственно, должник или третье лицо приступает к погашению задолженности перед кредиторами.

Определение об утверждении мирового соглашения может быть обжаловано в случаях, если:

  • 1) обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения, не были известны заявителю на момент утверждения мирового соглашения;
  • 2) заявитель не участвовал в заключении мирового соглашения, а мировым соглашением были нарушены его законные права и интересы.

В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе без расторжения мирового соглашения предъявить к нему свои требования в объеме, предусмотренном мировым соглашением.

В целях удовлетворения требований кредиторов в ходе внешнего управления может быть осуществлена продажа предприятия.

Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях:

  • 1) восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;
  • 2) удовлетворения требований кредиторов в ходе процедуры финансового оздоровления; заключения мирового соглашения;
  • 3) аннулирования в ходе процедуры наблюдения требования заявителя по каким-либо основаниям, в частности отмены судебного акта, признания недействительным договора, послужившего основанием к возбуждению дела о банкротстве, отсутствия заявленных и установленных в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности, требований иных кредиторов, соответствующих требованиям данного Закона (ст. 5);
  • 4) отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от своих требований.

С момента введения в действие Закона о несостоятельности государственный орган по финансовому оздоровлению:

  • 1) контролирует и проводит проверки деятельности арбитражных управляющих;
  • 2) обращается в арбитражный суд с заявлением об отстранении арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей;
  • 3) представляет арбитражному суду кандидатуры временных управляющих.

Сведения по вопросам, связанным с несостоятельностью (банкротством), подлежат опубликованию в официальном издании, определенном Правительством РФ, которым является “Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации”.

Источник: https://studme.org/48559/ekonomika/provedenie_reorganizatsionnyh_protsedur_usloviyah_nesostoyatelnosti_organizatsii

Реализация прав работников на оплату труда (в случаях банкротства работодателей)

Арбитражный процесс: о введении в отношении должника процедуры наблюдения

Реализация прав работников (бывших работников) в процедурах банкротства организаций Красноярского края

         Введение той или иной процедуры банкротства в отношении организации всегда свидетельствует о том, что она находится в трудном финансовом положении и, возможно, уже не в состоянии осуществлять свою экономическую деятельность надлежащим образом.

         Вместе с тем, действующее законодательство РФ построено таким образом, чтобы, несмотря на возникшие трудности и даже возможную ликвидацию организации, обеспечить максимальное соблюдение прав и законных интересов действующих и бывших работников организации.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Законодательная база

                Центральным актом, который регулирует отношения в сфере банкротства, является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

         В свободном доступе для ознакомления данный закон размещен в сети «Интернет» на следующих сайтах:

         – http://www.consultant.ru

         – http://www.garant.ru

         Его положения развиваются многими специализированными подзаконными актами, а особенности применения отражены в Постановлениях Пленумов Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ.

2. Сущность института банкротства

Банкротство это неспособность организации (должника) в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (абз. 2 ст. 2 Закона о банкротстве).

Для выхода из этой проблемной ситуации с наименьшими потерями Закон о банкротстве предусматривает ряд процедур, которые будут рассмотрены далее.

Для ведения данных процедур банкротства арбитражным судом утверждается специальный субъект профессиональной экономической деятельности – арбитражный управляющий, который в зависимости от вида процедуры банкротства выступает в качестве временного, финансового, внешнего или конкурсного управляющего. Особенности статуса арбитражного управляющего на различных процедурах банкротства также будут рассмотрены далее.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА И СТАТУСЕ РАБОТНИКОВ (БЫВШИХ РАБОТНИКОВ) ОРГАНИЗАЦИИ-БАНКРОТА

         Сведения о введении в отношении организации процедуры банкротства, а также все остальные сведения, касательно хода указанной процедуры, размещаются в свободном доступе:

         – в картотеке арбитражных дел в сети «Интернет» (http://kad.arbitr.ru) (необходимо воспользоваться поиском по номеру дела о банкротстве (например, А33-15189/2015), либо по наименованию ответчика – организации-банкрота (например, ООО Кондитер);

         – в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в сети «Интернет» (http://bankrot.fedresurs.ru) в разделе «Поиск должников»;

         – в газете «Коммерсантъ» в сети «Интернет» (http://kommersant.ru) в разделе «Объявления о несостоятельности».

В соответствии с Законом о банкротстве предусмотрены следующие процедуры банкротства:

         – наблюдение;

         – финансовое оздоровление;

         – внешнее управление;

         – конкурсное производство;

         – мировое соглашение.

         На сегодняшний день большинство организаций-банкротов проходит только такие процедуры как наблюдение и конкурсное производство. Реже вводится внешнее управление. Финансовое оздоровление фактически не применятся на территории РФ в целом и Красноярского края в частности. Мировое соглашение относится к процедурам банкротства лишь условно и также не получило широкого распространения.

         Таким образом, далее будут рассмотрены такие процедуры банкротства как наблюдение, конкурсное производство и внешнее управление, в том числе в силу того, что каждая из указанных процедур обладает своими особенностями, которые напрямую влияют на способы реализации работниками своих прав.

1. Процедура наблюдения

Наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (абз. 13 ст. 2 Закона о банкротстве).

Наблюдение является первой процедурой банкротства, которая может завершиться как ее прекращением, так и введением последующих процедур, в том числе процедуры внешнего управления или конкурсного производства.

Процедуру наблюдения проводит временный управляющий.

С точки зрения реализации прав работников организации процедура наблюдения обладает следующими особенностями.

         Во-первых, при введении процедуры наблюдения организация продолжает свою обычную хозяйственную деятельность за исключением некоторых последствий, предусмотренных Законом о банкротстве (ст. 63, 64 Закона о банкротстве).

         Введение процедуры наблюдения не является само по себе основанием для приостановления выплаты заработной платы работникам, а также для увольнения работников должника по такой статье Трудового кодекса РФ как ликвидация организации.

         Во-вторых, введение процедуры наблюдения не является основанием для отстранения действующего руководства организации. Назначаемый для ведения процедуры наблюдения временный управляющий не является руководителем организации и не подменяет его функции.

         Таким образом, обязанность по выплате заработной платы работникам должника в процедуре наблюдения организации сохраняется за ее руководством.

Вместе с тем, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан, в том числе принимать меры по обеспечению сохранности имущества организации-должника.

Соответственно в случае получения работниками информации о том, что руководство организации производит отчуждение (продажу) имущества, либо совершает иные действия с имуществом, не обусловленные какими-либо объективными причинами, вопреки ранее действовавшим в организации порядкам, данную информацию следует немедленно доводить до временного управляющего. Указанное необходимо, в том числе для последующей оценки правомерности действий временного управляющего со стороны компетентных органов.

2. Процедура конкурсного производства

Конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (абз. 16 ст. 2 Закона о банкротстве).

Конкурсное производство вводится, когда арбитражный суд, по результатам процедуры наблюдения (либо без проведения процедуры наблюдения в установленных Законом о банкротстве случаях) признает, что организация, продолжая свою обычную хозяйственную деятельность, не сможет рассчитаться со всеми долгами в обозримом будущем.

         Сущность процедуры конкурсного производства заключается в продаже всего имущества организации-должника и соразмерном погашении долгов в соответствии с установленной Законом о банкротстве очередностью, в том числе долгов по заработной плате.

По общему правилу конкурсное производство завершается ликвидацией организации-банкрота и исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, конкурсное производство является ликвидационной процедурой. В исключительных случаях, если в ходе процедуры конкурсного производства возникнут обстоятельства, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности организации-должника, может быть осуществлен переход к процедуре внешнего управления, которая будет рассмотрена далее.

Процедуру конкурсного производства проводит конкурсный управляющий.

С точки зрения реализации прав работников организации процедура конкурсного производства обладает следующими особенностями.

В отличие от временного управляющего в процедуре наблюдения, конкурсный управляющий в процедуре конкурсного производства является единоличным руководителем должника. Полномочия всех предыдущих руководителей организации-банкротстве прекращаются.

Именно на конкурсном управляющем лежат все основные функции по управлению должником, а также обязанность выплачивать заработную плату работникам (бывшим работникам) организации.

Важный момент заключается в том, что в соответствии с абз. 7 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязануведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства.

Соответственно, введение процедуры конкурсного производства является по общему правилу основанием для увольнения всех работников должника.

Однако, в том случае, если конкурсному управляющему необходимы работники для проведения процедуры конкурсного производства (для обеспечения сохранности имущества должника и т.д.), то трудовые отношения с отдельными работниками могут быть сохранены.

При этом, является недопустимой ситуация, когда конкурсный управляющий сохраняет в штатном расписании организации-банкротства отдельные ставки, однако принудительно увольняет конкретных лиц, занимавших эти ставки ранее, мотивируя это введением процедуры конкурсного производства, а затем принимает на них новых работников.

Данные действия конкурсного управляющего могут быть признаны незаконными, а уволенный работник – принудительно восстановлен в организации (органы, ответственные за указанную деятельность будут рассмотрены далее).

Введение конкурсного производства является основанием для приостановления погашения задолженности по заработной плате, за исключением текущей задолженности (подробнее данный вопрос будет рассмотрен далее).

3. Процедура внешнего управления

Внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности (абз. 15 ст. 2 Закона о банкротстве).

Внешнее управление может быть введено как по результатам процедуры наблюдения, так и в ходе процедуры конкурсного производства.

Сущность процедуры внешнего управления заключается в том, что в результате реализации разработанного и одобренного арбитражным судом плана, происходит как погашение имеющейся у должника задолженности, так и общее восстановление его платежеспособности в будущем.

Таким образом, в отличие от конкурсного производства, данная процедура является восстановительной и не направлена на продажу всего имущества организации и прекращение ее деятельности.

Процедуру внешнего управления проводит внешний управляющий.

С точки зрения реализации прав работников организации процедура внешнего управления обладает следующими особенностями.

Также как и конкурсный управляющий внешний управляющий является единоличным руководителем организации и на нем лежит обязанность по выплате заработной платы в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Полномочия всех предыдущих руководителей прекращаются.

Введение внешнего управления не является само по себе основанием для увольнения работников организации, за исключением увольнения руководителя. Однако такие увольнения могут иметь место в связи с организационно-штатными мероприятиями (сокращение штата) с соблюдением гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.

Введение внешнего управления является основанием для приостановки погашения задолженности по заработной плате, за исключением текущей задолженности, подробнее данный вопрос будет рассмотрен далее.

III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАБОТНИКОВ С АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

1. Общие положения относительно взаимодействия с арбитражным управляющим

В целях упрощения порядка разрешения последующих споров, всё общение с арбитражным управляющим желательно строить в письменном виде путем направления заказной корреспонденции с уведомлением о вручении.

         Официальный адрес для направления корреспонденции арбитражному управляющему подлежит обязательному отражению в судебном акте арбитражного суда, которым арбитражный управляющий утверждается для ведения соответствующей процедуры банкротства.

Это может быть определение арбитражного суда о признании заявления о признании должника банкротом обоснованным и введении процедуры наблюдения, решение арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства и так далее.

Соответствующие судебные акты размещаются в свободном доступе в сети «Интернет» в картотеке арбитражных дел (kad.arbitr.ru) (порядок поиска информации в картотеке указан выше).

         Также сведения об адресе для направления корреспонденции арбитражному управляющему в обязательном порядке должны содержаться в размещаемых им сообщениях в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в сети «Интернет» (http://bankrot.fedresurs.ru).

2. Задолженность работников (бывших работников) в процедурах банкротства

2.1. Виды задолженности по заработной плате, предусмотренные Законом о банкротстве

         Особенностью погашения любой задолженности (в том числе задолженности по заработной плате) организации-банкрота в процедурах конкурсного производства и внешнего управления является ее разделение на два основных вида – текущая и реестровая (в процедуре наблюдения любая задолженность, вне зависимости от даты ее возникновения, по общему правилу гасится в обычном порядке при условии наличия для этого денежных средств).

         Текущей является задолженность, которая возникла после принятия арбитражным судом заявления о признании должником банкротом. Принятие заявления о признании должника банкротом оформляется определением арбитражного суда, которое размещается в свободном доступе в сети «Интернет» в картотеке арбитражных дел (kad.arbitr.ru).

         Учет текущей задолженности по общему правилу обязан вести сам арбитражный управляющий.

         Реестровой задолженностью является задолженность, которая возникла до принятия заявления о признании должника банкротом.

         Данная задолженность подлежит включению в реестр требований кредиторов в порядке, который будет рассмотрен далее.

Источник: http://www.econ.krskstate.ru/socialparters/zarp/rpr/0/print/yes

Кем выносится определение о введении наблюдения

Арбитражный процесс: о введении в отношении должника процедуры наблюдения

В марте арбитражным судом Москвы против моего должника было вынесено определение о признании банкротом и введении процедуры наблюдения.

Я признан арбитражным судом Москвы кредитором, мои требования внесены в реестр требований кредиторов третьей очереди.

Однако в региональных судах со дня введения наблюдения было вынесено несколько решений о взыскании с должника денег в соответствии с законом о защите прав потребителей, несколько дел сейчас находятся на рассмотрении.

Может ли арбитражный суд Москвы по закону принять требования кредиторов, основанные на решениях других судов, вынесенных после введения процедуры наблюдения, или арбитражный суд должен пересматривать эти дела? Если арбитражный суд Москвы примет к рассмотрению требований указанных кредиторов, то правильно ли я понимаю, что в соответствии с п.1 статьи 63 закона о банкротстве арбитражный суд Москвы при рассмотрении не должен принимать требования в части неустоек и штрафов? Могу ли я ходатайствовать в региональные суды, в которых сейчас находятся на рассмотрении дела о взыскании задолженности с должника о прекращении этих дел?

А.

, аспирант Государственного университета — Высшая школа экономики ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРОКОВ ПО ДЕЛАМ О БАНКРОТСТВЕ Процессуальные сроки рассмотрения дел о банкротстве императивно урегулированы Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом от 26 октября 2002 г. Однако на практике от момента поступления заявления в арбитражный суд до момента прекращения производства по делу может пройти не один год.

В настоящей статье будут рассмотрены процессуальные сроки, закрепленные в АПК РФ и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Определим основания для задержки в процедуре наблюдения и конкурсного производства, постараемся найти решения, которые позволят противостоять затягиванию сроков. 51 Закона о банкротстве дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

По поводу заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд.

Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

Для целей участия в первом собрании кредиторов последние вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.

В названный тридцатидневный срок включаются нерабочие дни, возможность его восстановления Законом о банкротстве не предусмотрена1.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов: решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; решение 1 Пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2005 г.

Обратная связь –

Требования кредиторов, предъявленные по истечении указанного срока, подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения (п.

№ 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве».

15 Закона о банкротстве заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты его принятия.

Об отказе в признании должника банкротом; определение о введении финансового оздоровления; определение о введении внешнего управления; определение о прекращении производства по делу о банкротстве; определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения; определение об утверждении мирового соглашения (ст. Сведения о вынесении определения о введении наблюдения, введении финансового оздоровления, введении внешнего управления, прекращении производства по делу о банкротстве, об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего, о принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, постановления об отмене или изменении указанных актов подлежат обязательному опубликованию. 28 Закона о банкротстве возможно опубликование этой информации в любых иных средствах массовой информации, которые определяются решением собрания или комитета кредиторов. Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. Указанный двадцатидневный срок на обжалование решения собрания кредиторов является сокращенным сроком исковой давности, в отношении которого применяются правила гл. В случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст.

В настоящий момент информация о конкурсном процессе публикуется в «Российской газете». Указанные сведения публикуются в течение десяти дней с момента их получения (ст.

Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения (п.

51 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», и обязывает кредиторов 1 Пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2005 г. принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку1.

При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст.

51 Закона о банкротстве, арбитражный суд: выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания, не менее чем на двадцать процентов.

При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов; при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных настоящей статьей, выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена; при наличии признаков банкротства, установленных настоящим Федеральным законом, и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренных настоящей статьей, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается. Производство по делу о банкротстве может быть приостановлено по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае: обжалования судебных актов, предусмотренных ст.

52 Закона о банкротстве; обжалования решений собрания кредиторов (комитета кредиторов); в иных предусмот- 1 Пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г.

№ 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (б анкротстве)».

Ренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации случаях.

В случае приостановления производства по делу арбитражный суд не вправе принимать судебные акты, предусмотренные статьей 52 Закона о банкротстве.

Приостановление производства по делу не является препятствием для вынесения иных предусмотренных настоящим Федеральным законом определений, а также осуществления арбитражным управляющим и иными лицами, участвующими в деле о банкротстве, действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Для обеспечения справедливости и законности в соответствии с Постановлением КС РФ от 12 марте 2001 г.

Указанные заявления, ходатайства и жалобы рассматриваются судьей единолично. № 4-П1 предусмотрена возможность обжалования указанных определений в порядке апелляционного пересмотра судебных актов, пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с обнаруженной судебной ошибкой либо пересмотра в порядке надзора определений, препятствующих движению дела.

По результатам рассмотрения указанных заявлений, ходатайств и жалоб арбитражным судом выносится определение, которое может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные Законом о банкротстве. Определения, устанавливающие размер требований кредиторов, могут быть обжалованы в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Несоблюдение правил подачи заявлений и жалоб является основанием для вынесения определения об их возвращении в соответствии со ст. Это определение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции (ч.

При рассмотрении таких дел в вышестоящих судебных инстанциях арбитражный суд, вынесший определение, направляет кредиторам в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, только те материалы дела о банкротстве, 1 Пункт 1.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г.

Карелина называет необходимость возвращения имущества должника из-за границы. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г.

№ 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Другие авторы1 считают, что продление этого срока допустимо в исключительных случаях.

№ 4 по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего.

Которые непосредственно относятся к спору должника и кредитора (кредиторов) об установлении обоснованности, размера и очередности требований1. Заметим, что ранее в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 14 июня 2001 г.

Иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня их принятия. № 64 «О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»2 было указано, что продолжительность конкурсного производства определяется, исходя из обстоятельств дела и с учетом соответствующих требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции не позднее чем через четырнадцать дней принимает постановление, которое является окончательным. Как показывает судебно-арбитражная практика, чаще всего основанием продления срока конкурсного производства является принятие мер к поиску и возврату имущества должника3.

149 Закона о банкротстве арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства лишь после рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства. Конкурсный управляющий может зятягивать с предоставлением отчета арбитражному суду.

лишь схемы отстранения конкурсного управляющего в связи с неисполнением им своих обязанностей. А., аспирант Государственного университета — Высшая школа экономики ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО НАЛОГОВЫМ СПОРАМ В соответствии с п.

90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, и иного лица может принять срочные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).

91 АПК РФ обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию. О проблемах арбитражного судопроизводства, обусловленных недостатками Закона о банкротстве // Судебно-арбитражная практика Московского региона.

Источник: http://oxbridge.spb.ru/acts/kem-vynositsya-opredelenie-o-vvedenii-nablyudeniya

Вс рф расширил круг участников процесса о банкротстве (и пересмотрел позиции президиума вас)

Арбитражный процесс: о введении в отношении должника процедуры наблюдения

Любой процесс по делу о несостоятельности (банкротстве) затрагивает интересы достаточно широкого круга лиц. Тем не менее правом участвовать в таком процессе закон наделяет ограниченный круг субъектов.

Так, согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве) лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

  • должник;
  • арбитражный управляющий;
  • конкурсные кредиторы;
  • уполномоченные органы;
  • федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Пункт 6 статьи 10 Закона о банкротстве наделяет правами и обязанностями лиц, участвующих в деле о банкротстве, также лиц, в отношении которых поданы заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, а также к ответственности в виде возмещения причиненных должнику убытков.

Статусом лица, участвующего в арбитражном процессе по делу о банкротстве, согласно пункту 1 статьи 35 Закона о банкротстве обладают:

  • представитель работников должника;
  • представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия;
  • представитель учредителей (участников) должника;
  • представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;
  • представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника;
  • иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона о банкротстве в арбитражном процессе по делу о банкротстве вправе участвовать:

  • саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве, при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих;
  • орган по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих;
  • кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам.

Лица, участвующие в деле о банкротстве, и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве, обладают присущими их процессуальному статусу правами и обязанностями, позволяющими реализовывать задачи как в рамках всей процедуры банкротства, так и в рамках отдельных обособленных споров в деле о банкротстве.

К основным участвующим в деле о банкротстве лицам (основным участникам дела о банкротстве), которые также признаются непосредственными участниками всех обособленных споров в судах всех инстанций, Пленум ВАС относит[1]:

  • должника (в процедурах наблюдения и финансового оздоровления, а гражданина-должника – во всех процедурах банкротства);
  • арбитражного управляющего;
  • представителя собрания (комитета) кредиторов (при наличии у суда информации о его избрании);
  • представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия или представителя учредителей (участников) должника (в процедурах внешнего управления и конкурсного производства) (при наличии у суда информации о его избрании).

К непосредственным участникам обособленного спора в деле о банкротстве помимо основных участников дела о банкротстве Пленум ВАС относит:

  • при рассмотрении обоснованности заявления о признании должника банкротом – заявителя, а также все иные лица, чьи заявления о признании должника банкротом были приняты судом к рассмотрению;
  • при рассмотрении требования кредитора к должнику – этого кредитора, а также лиц, заявивших возражения против его требования;
  • при рассмотрении заявлений, ходатайств или жалоб – подавшее их лицо, а также лицо, права которого могут быть затронуты в результате их удовлетворения;
  • при рассмотрении заявления об оспаривании сделки – другую сторону сделки или иное лицо, в отношении которого совершена сделка (пункт 4 статьи 61.8 Закона о банкротстве);
  • при рассмотрении заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности – этих контролирующих лиц (пункт 7 статьи 10 Закона о банкротстве);
  • при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих – саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве (абз. 2 пункта 2 статьи 35 Закона о банкротстве), а также орган по контролю (надзору) (абз. 3 пункта 2 статьи 35 Закона о банкротстве);
  • при рассмотрении заявления о признании недействительным решения собрания (комитета) кредиторов – оспаривающее его лицо;
  • при рассмотрении требований в отношении недвижимого имущества в деле о банкротстве застройщика – заявителя, а также лиц, к которым предъявляются требования (статья 208.1 Закона о банкротстве);
  • при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб, заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам – лиц, обратившихся с жалобой или заявлением, а также лиц, в отношении которых вынесены эти судебные акты.

Как видно из изложенного, ни Закон о банкротстве, ни разъяснения ВАС РФ не относят ни к числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, ни к числу лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, учредителей (участников) должника. Для представления своих законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, учредители (участники) должника вправе избрать представителя.

***

14 июня 2016 года Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла Определение №304-ЭС15-20105, которым признала за участниками должника право при определенных обстоятельствах непосредственно участвовать в деле о банкротстве, т.е. фактически расширила закрытый ранее круг участников арбитражного процесса по делу о банкротстве (дело № А02-1538/2014).

Как следует из принятых по делу судебных актов, ООО “Консалтинговая компания “Де-Конс” (далее – общество) в рамках дела о банкротстве ООО “Стройгазмонтаж” (далее – должник) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о включении требования в размере 5 567 306 рублей в реестр требований кредиторов должника. Определением суда от 29.04.2015 заявление общества было удовлетворено.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/vs_rf_rasshiril_krug_uchastnikov_processa_o_bankrotstve_i_peresmotrel_pozicii_prezidiuma_vas/44195

Адвокат Титов
Добавить комментарий